Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Фартышева Ирина Викторовна

Консультация для воспитателей «Культура речи, речевой этикет»

скачать документ

Вернуться назад

-229235-40386000КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«Культура речи, речевой этикет»-224155-40259000А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь её никакими белилами». Культура поведения - неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Выполнение каждым членом общества действующих в нем норм поведения, основанных на принципе: уважай общество и сограждан, считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие так же вели себя с тобой. Усвоение этого принципа особенно важно для тех людей, которые выбрали профессию педагога, воспитателя. Ведь именно им придется обучать дошкольников культуре речи и правилам этикета.Правила поведения вчера и сегодняЕсть люди, иронически относящиеся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает. Они утверждают, что образованному человеку, разбирающемуся в политике, искусстве, хорошему специалисту, умеющему пенить людей, совсем не обязательно считаться с тем, входит человек в помещение в шляпе или без нее, протягивает он первым руку или ждет, когда ему ее подадут.И все же правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, практически обоснованы. Уже в древней литературе описываются обычаи и правила, которым следовали люди тех далеких времен. Например, в скандинавской «Эдде» подробно рассказывается об обычаях застолий. А в 1716 году в Гамбурге была даже издана книга с обстоятельным названием «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными, и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению».Человек всегда стремился к красоте и порядку, и поэтому в народе сложились свои неписаные, передаваемые из поколения в поколение обычаи и правила поведения, отражающие народные традиции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что простой народ тянулся к так называемому «хорошему тону».Правила вежливости запрещают шуметь, тревожить и раздражать окружающих. Вежливость требует самообладания в словах и поступках.-224155-39687500Уже в 1883 году академик И.П. Павлов писал, что «высшая нервная деятельность управляет всей деятельностью организма». Медицинские исследования показали, что возбуждение и торможение в коре головного мозга могут вызывать различные болезни. Врачи утверждают, что всякий шум, который мы даже не замечаем, вызывает волну возбуждения в нашем мозге и во всем теле. С течением времени эти раздражения оставляют след в организме, содействуя таким заболеваниям, как невроз неврастения, язвенная болезнь, гипертония и т.д. « Перелом кости нисколько не серьезнее, чем травмированная нервная система». - пишет кандидат медицинских наук X. Янес и сравнивает грубость, жестокое оскорбительное слово и другие формы непочтительного отношения к человеку с ржавчиной, которая разъедает его нервную систему.Поэтому в основу правил поведения заложены следующие требования: взаимное уважение друг к другу, младших к старшим, уважение к женщине как к матери и продолжательнице рода. Отсюда многие правила поведения предусматривают, что мужчина, как физически более сильный, помогает женщине, проявляет к ней уважение: он первым здоровается, предлагает женщине сесть, ждет, пока она протянет руку. И, наконец, все общепринятые правила поведения в той или иной степени связаны с понятием прекрасного, а вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на естественность, непринужденность, но ни в коем случае не на притворство и ложный стыд.О некоторых чертах характераГоворя о культуре поведения, нельзя пройти мимо некоторых особенностей характера, от которых зависит поведение человека. Общепринятые правила действуют при этом как дисциплинирующий фактор.Чувство такта - это умение вести себя в различной обстановке в соответствии с общими правилами поведения, но и так, чтобы удовлетворять эстетическим и этическим требованиям, уметь предупредить ситуации, создающие неловкость.Чтобы развить чувство такта, нужно чаще ставить себя на место другого человека. Прежде чем осуждать людей и их поведение, нужно уметь критически относиться к себе. Например, призывая к порядку кого-либо (ребенка, коллегу), мы не должны делать это в грубой форме, с издевкой, насмешкой, поскольку это нередко имеет обратное действие.-224155-131191000Справедливое наказание предполагает обязательное уважение к человеческому достоинству. Тактичность, руководимая чувствами и разумом, проявляется как в поступках, так и в словах.Тактичный человек ведет себя, никого не тревожа и не раздражая, не подчеркивает своего превосходства или общественного положения; он напыщен не развязан; не демонстрирует своей неприязни к людям, не проявляет симпатии, которая может поставить в неловкое положениеТактичность связана со скромностью. Быть скромным - значит относиться и самокритично к себе, к своим способностям и к своему поведению. Академик И.П. Павлов писал: «Никогда не думайте, что вы все уже знаете. И как бы высоко не оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда»Скромность неразрывно связана с естественностью. Быть тем, кто ты есть! А для этого нужно быть честным и правдивым. Быть самим собой, обладать чувством меры - в этом кроется настоящая красота. Рядом со скромностью и естественностью должны находиться самоуважение, чувство собственного достоинства заставляющие человека поверить в свои силы, уважать себя и не оскорблять других.Культура речиСамая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен словами, если ударения и произношение режут слух. Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком речи собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник употребляет такие слова-паразиты, как «понимаешь», «вот», «между ». не говоря уже о неприличных словах. Убогим выглядит язык, в котором междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение. Лексический запас и грамматическая структура языка не определяют ещеразговора. Важны тон, интонация.-226695-38862000Культура общения - это та часть поведения, которая выражаетсяобразом в речи.Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Очень интересно говорит об этикете в учебнике «Введение в общуюФилологию» Ю.В. Рождественский. На материале пословиц и поговорок онвыводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы. Первая подгруппа - это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани». «Худой мир лучше доброй ссоры».Вторая подгруппа пословиц посвящена порядку ведения беседы ( подчеркивается преимущество слушания перед говорением): «Язык - один, уха – два, раз скажи, два раза послушай». «Слово - серебро, молчание - золото».Третья подгруппа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку». «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания ,называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речивладение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь (употребление как допустимое или недопустимое).Приведем для примера небольшой словарик правильности:Так нельзя говорить ! Нужно говорить так ! хотите хотите мене мне ихнее их смеялися смеялись ложить класть зво нят звоня1 т -282575-39878000уплоченный уплаченный звала звала подскочить вверх подскочить вернуться обратно вернуться еслиф если Культура речи - это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка).Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей и языковой культуры людей, развитие «языкового чутья», языкового вкуса и интереса к языку.Мы знаем, что в понятие общей культуры непременно входят культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе. В качестве примера приведем сценку в магазине. Продавщица овощного отдела кричит: «Не такой лук, не такой лук! Ну и не берите!». Покупательнице можно было «взорваться», но она вдруг сказала: «Раз вы так рассердились, видимо, я в чем-то виновата. Извините меня». И вдруг что-то случилось с продавщицей, со всеми, кто стоял в очереди. Продавщица больше не кричала. И покупатели словно впервые увидели друг друга. Что же произошло? В чем дело? Да просто покупательница проявила подлинную культуру –и результат не замедлил сказаться.Конечно, в жизни большого города столько суеты и такая информационная что человек в толпе старается никого не замечать и отключиться, то есть, чтобы сохранить психику от перегрузки информацией, он жертвует долей человечности. Если человек глубоко, на уровне автоматизма, основные правила поведения в обществе, навыки вежливости, если он доброжелателен к людям, то ничего страшного в этом нет.-221615-35560000Значит, выход для нас, жителей больших городов, - в доведении до культуры поведения и речевого этикета.Важными знаками в окружающей человека среде являются выражения лиц Постарайтесь поймать собственное выражение лица где -ни- будь на улице отражении. Достаточно ли оно доброжелательно? И это тоже стоит до автоматизма. Рассказывают, что в Японии с раннего детства девочку даже спать с улыбкой, с приятной мимикой...Вот что об этом пишет В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение - не на высоте, над многим предстоит работать. И дается это трудом, как С.Я. Маршак в стихотворении «Пожелание друзьям»:Пусть добрым будет ум у вас,А сердце умным будет.Вам от души желаю я,Друзья, всего хорошего.А все хорошее, друзья,Дается нам не дешево.Работайте над собой, совершенствуйте себя, будьте приятны себе и людям, живущим с вами рядом! У наших воспитанников еще все впереди. А мы, должны помочь им в этом.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X