Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Тирановская Елена Владимировна

"Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.Елисеева Галина Алексеевна, воспитатель,Тирановская Елена Владимировна, воспитатель,МБДОУ № 48 город Апатиты Мурманская областьРечь – это одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависят успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере развития их мышления, взросления, а также индивидуальных особенностей. Благодаря театрализации у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяют решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д.Одной из целей нашей работы по театрализованной деятельности является овладение детьми полноценной речью.Чем более развита у ребёнка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряжения на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение; дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться, не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное – слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнёрства, взаимовыручки, снимают скованность, ускоряют процесс овладения навыками публичных выступлений.Мы определили основные направления деятельности: постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх – пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации простых действий к освоению роли «типичного» образа в театрализованной игре.Определили основные задачи в данном направлении:развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;обогащать словарь детей, активизировать его;совершенствовать диалогическую и монологическую речь, её грамотный строй;побуждать детей отзываться на игры – действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово);способствовать проявлению желания самостоятельно использовать разнообразные виды театров, формированию активности в игре с персонажами – игрушками.Знакомство детей с театром начали с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов или сказок. Самым доступным видом театра для младших дошкольников является пальчиковый театр. Он способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, координацию движений. Стимулирование кончиков пальцев ведёт к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития ребёнка.Работая с малышами, обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит, измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к театрализованным играм. Начали знакомство с театральной игрой через игры – имитации:игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробушки машут крыльями);имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);игра – имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).К началу года в средней группе речь детей ещё недостаточно сформирована, поэтому нужно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Не все дети ещё способны публично выступать из-за зажатости, стеснения. Поэтому предлагаем детям пользоваться ширмой. Игра ребёнка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрыться одновременно. Если ребёнок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно: это же не он говорит, а его герой. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, театр «рукавичка», театр масок, включили в процесс освоение детьми мини – постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов (С. Маршак «Лиса и волк», Л. Толстой «Три медведя», Ю. Тувим «Хозяйка однажды с базара пришла»)Работа с детьми среднего дошкольного возраста была направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребёнок становится и актёром, и режиссёром, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребёнок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчётливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр ещё более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклой представляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре слова ребёнка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребёнок открывает свои затаённые чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. Благодаря системным занятиям у детей развивается активная речь и вырабатываются игровые умения. А в актёрской игре они начинают самостоятельно использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Это позволило раскрыть речевую активность детей в театральных постановках по стихотворениям Крылова «В огороде», «Как лечили петушка».Дети подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается текст роли, число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей, таких, как «Под грибом», «Лесная аптека», «Мешок яблок». Нашей задачей стало поддержать интерес детей к театрализованной игре, повысить интерес к театральной культуре, способности к самовыражению, помочь освоить приёмы драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.Для развития речевой выразительности, правильного чёткого произношения, обогащения словаря использовали такие виды деятельности:дыхательная и речевая гимнастики;Например, упражнение «Эхо». Цель упражнения: менять интонационную окраску при чтении текста.«Мы бродили тёмным бором,Мы спросили дружно хором:- Дома ль бабушка Яга?Лес ответил нам:- Ага!»Текст повторяется, заменяется лишь наречие – как спросили?- «Дружно, тихо, грозно, трусливо, смело, громко…»литературно – художественная практика (связная речь);пальчиковые игры со словами;разучивание чистоговорок;многоперсонажные игры – драматизации по текстам стихотворений (В. Орлов «Ты скажи мне, реченька лесная», Чикинадзе «Бантик»);постановки спектаклей по произведениям;праздники – конкурсы стихов «Учимся выразительно рассказывать»Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующее: уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определённые взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства. Причём подбираем произведения для театрализации так, чтобы текст был в стихотворной форме, так как стихотворная форма легче воспринимается и запоминается детьми. Часто в знакомые сказки вводим новых героев, которые несут определённую нравственную нагрузку (ворон исправляет своим волшебством лису в сказке «Под грибом»), сочиняем в стихах сценарии выступления.За счёт усвоения знаний в системе театрализованной игры у детей расширяется игровой опыт, улучшается связная речь, её интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, а также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Мы, педагоги, стараемся больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности, подводим детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному, используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику. После выступлений воспитанники обретают уверенность в себе, речь их становится отчётливой, яркой, интонационно выразительной. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. А увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Всё это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.Ну и, конечно, занятия театрализованной деятельностью делают жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполняют её яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X