Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Галина Александровна Переведенцева

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР МУЗЫКАЛЬНОГО СМЕХА В УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В ДШИ

скачать документ

Вернуться назад

Переведенцева Галина Александровна ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР МУЗЫКАЛЬНОГО СМЕХА В УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В ДШИ Научить пользоваться оружием смеха – одна из тончайших и сложнейших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов. В.А. Сухомлинский. Чем больше результатов сегодня мы можем достичь в интеллектуальном развитии детей, используя для этого самые современные методики, тем серьезней должны задумываться об их эмоционально-душевном благополучии. Дети, которые каждый день нажимают кнопку компьютера, нуждаются также в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действования. Занятия музыкой в ряду других искусств имеют уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации эмоционально-интеллектуальной жизни ребенка, научить смотреть на мир с улыбкой, развить чувство юмора. Актуальность проблемы развития чувства юмора у детей продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем здоровье и социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы, повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью. В.А.Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление - радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности ребенка. Юмор выполняет следующие функции: - информационная - юмор как средство познания мира углубляет представления о нем, заостряет внимание на том, на что раньше не обращали внимания, происходит небольшое открытие; - коммуникативная функция - ребенок открыт к общению для окружающих, всегда вносит атмосферу жизнерадостности, юмор формирует такие качества, как открытость, доверчивость, раскрепощенность, помогает установить дружеские отношения;- развивающая функция - юмор обладает определенной логикой, доказательностью, что способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты видения мира, наблюдательности, повышает эффективность педагогического процесса. Смех – это явление многоликое: реакция человека на юмор, неожиданные, приятные звуки, тактильное воздействие; двигательное и мимическое выражение многих чувств: удовольствия, радости, злорадства, ликования, блаженства. Р. Шуман говорил, что юмор - это философия хорошего настроения. А знаменитый писатель и приверженец здорового образа жизни Лев Николаевич Толстой: « Смех рождает бодрость духа». В особую категорию попадает детский смех. Это открытое проявление радости в различных сферах жизнедеятельности, а так же при знакомстве с миром музыкального, изобразительного, театрального, хореографического искусства. Практика показывает, что успех начального музыкального обучения в группах раннего эстетического развития непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять упражнение. Радость жизни – суть детского восприятия мира, единственная жизненная энергия, которая всегда работает эффективно, именно поэтому, прежде всего, нужна в работе с детьми. Улыбку, жизнерадостное настроение дети получают от знакомства с забавными стихами, песнями, театрализованными постановками, ритмическими сценками. С шуткой, юмором работается легче и веселее, настроение у детей поднимается, и тогда можно достичь любых вершин. Необходимо на занятиях музыкой помочь каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании. В работе с детьми 4-5 летнего возраста необходимо учитывать психологические особенности (ситуативность поведения, эмоциональную неустойчивость, кратковременность внимания на один вид деятельности, завышенная самооценка). Поэтому нужны постоянная смена форм работы с использованием сказочно-игровых образов шуточного характера и опора знаний ребенка об окружающем мире. Через знакомые и близкие образы, добрую улыбку, незлобливый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства. К. Моргенштерн говорил: «Смех и улыбка — это дверь, через которую в нас входит вся человеческая доброта». Элементарное музицирование - основа для развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства юмора. Основные виды деятельности на уроках: пение, речевая импровизация, игра на детских музыкальных инструментах, танец, ритмическое движение, озвучивание стихов, театрализация непосредственно связаны с фантазией, сказкой, бытовыми детскими впечатлениями, знакомыми ощущениями, шуткой. Приемы работы с учебным материалом: одновременные имитации, имитации «эхо», творческое исследование, подражание, игры звуками и движениями вызывают у детей любопытство, удивление, улыбку, смех. Мы согласны с К. Чуковским, который писал: «…воспитать в ребёнке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребёнка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из последних задач воспитания». Различные формы работы на уроке музицирования, реализуемые через игру, вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вообще. «Веселье — это небо, под которым цветет все, кроме злобы» (Жан Поль). Дети не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее. Многие виды деятельности на уроке музицирования, как совместное творчество преподавателя и детей, могут быть использованы как на регулярных занятиях с учащимися в группах раннего эстетического развития, подготовительных отделений, так и в концертных выступлениях во внеклассной работе. Например, в музыкальной сказке «Любимые игрушки (текст преп. Кураковой Н.Н.): - речевая игра «Пробуждение» (стихотворение с движением), ритмо-интонирование под музыку Рыбкиной Т.В. к стихотворению «Комар и лев» обыгрываются как маленькие шуточные сценки. Идеи детей стали основой для движения в каждой из строф стихотворений; - песня «Витамины» слова и музыка О. Девочкиной с движениями и с предметом превращается в импровизированную игру «Угощение», в которой дети испытывают удовольствие и радость от творчества; - исполнение шумовым оркестром «Танца Анитры» Э. Грига - поиск правильной эмоциональной волны в общении с детьми, где нет места однообразию, всегда желанные гости – фантазия, импровизация. Все виды деятельности на уроке содержат ритмические движения. Раньше других музыкальных педагогов эту естественную необходимость движения понял Э.Жак-Далькроз, который писал: «Любая музыка начинается с движения, потому что она сама есть человеческие чувства, ставшие музыкальным движением». В инсценировке по стихотворению С.Маршака «Ванька-Встанька» муз. Р. Рустамова, в танце «Бабы Яги» муз. Т. Морозовой, в танце «Ча-ча-ча» под музыку В. Шаинского «Песня мамонтенка», в ритмической игре «Строим домик» муз. Ю. Слонимского «Рондо» развиваются способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (тактильными, зрительными, слуховыми) и звуковыми, пластическими, художественно-юмористическими образами. Дети с удовольствием перевоплощаются в реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом выдумку, остроумие. Путешествие в мир смеха продолжается в течение последующего периода обучения в ДШИ. На уроках по предметам «Слушание музыки», «Музыкальная литература», «Ритмика», «Специальность» учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством выдающихся композиторов, учатся понимать язык музыки, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать музыкальные явления. В перечне музыкальных произведений различных эпох, стилей и жанров особое место занимают произведения жизнерадостного, юмористического характера, любимые детьми. Это отдельные пьесы для различных инструментов, отрывки из опер, балетов, симфоний, циклов. Как правило, это программные сочинения, близкие и понятные по содержанию. Знакомство с такими произведениями позволяет решать ряд задач в обучении:- развитие интеллектуальных способностей, расширение кругозора и познавательного отношения к музыке;- изучение новых способов выражения музыкальной мысли, средств выразительности;- воспитание эмоционального и осознанного отношения к музыке;- повышение мотивации к обучению. В музыке существуют две формы комического: юмор и сатира. В распоряжении композитора много различных способов сделать музыку смешной. Он может неожиданно усилить звук тогда, когда мы ждем тихой музыки. Или внезапно остановиться посредине фразы (неоправданное паузирование). Или нарочно поставить неверную ноту, которую мы не ждем. Он может использовать неуместное усиление или затухание звучности, включать в музыкальную ткань резко контрастирующий материал, несовместимый с основным. Для создания юмористического настроения композитор применяет прием подражания легко узнаваемым звукам, шумовые эффекты. Учащиеся замечают, что анализируя эту музыку, мы употребляем слова: « неожиданно», « неуместно», « внезапно». Это не случайно. У музыкальной шутки тот же секрет, что и у шутки обычной: в ней таится какой-то сюрприз, в ней есть какая-то несовместимость. Богато жанровое разнообразие имеющих отношение к юмору музыкальных произведений: комическая опера (буфа), комический балет, «Юмореска», «Бурлеска», «Шутка», «Скерцо». Скерцо (в переводе с итальянского «шутка») - виртуозный жанр инструментальной музыки обычно шутливого характера. Скерцо может быть как 3 частью симфонии, сонаты, так и самостоятельной пьесой. Дети с нескрываемым восторгом слушают скерцино «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки». В пьесе слышна имитация птичьего щебета, трепета маленьких крылышек, изображаются неуклюжие подпрыгивания. Отсюда необычно высокий регистр звучания, изобилие форшлагов и трелей. Дополнительный комический эффект создает плавная мелодия танца в средней части, которая звучит пиано на фоне переливающихся в верхнем регистре трелей. Все дети любят сказки, музыкальные в том числе. В ней ребенок учится различать добро и зло, милосердие и жестокость, коварство. Чудеса в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» воспринимаются с восхищением и удивлением благодаря красочному ладо-гармоническому языку. Слушая «Полет шмеля» дети представляют, как царевич Гвидон тайком попадает в царство «Славного Салтана», превратясь в шмеля. Пьеса написана в жанре виртуозного этюда для солирующей флейты и струнных инструментов. Пассажи в музыке передают, как шмель набирает высоту или кружит на одном месте. Прощальный, уносящийся ввысь пассаж почти зримо изображает, как шмель, улетая превращается в крохотную точку, а затем исчезает. Юмор в этой музыке связан с находчивостью царевича и его чудесным превращением в шмеля. Смех и улыбку вызывает музыкальная картинка, рисующая волшебную Белку в опере. «С присвисточкой» звучит в оркестре флейта-пикколо. Она поет песенку «Во саду ли, в огороде», но по-своему. Если народная мелодия проста по ритму, то в обработке Римского-Корсакова она сложна и прихотлива. Композитор украсил тему легкими узорами шестнадцатых, а ритмический рисунок приобрел озорной танцевальный характер. Прием пиццикато у струнных воссоздает незатейливую манеру игры на народных инструментах-домрах, балалайках-и подчеркивает шутливый, скомороший характер темы. Мелодия меняет чудесные «наряды» в оркестровых вариациях. В одной из вариаций к флейте присоединяется ксилофон. Его «сухой», «щелкающий» тембр напоминает щелканье орехов. В этом музыкальном отрывке учащиеся знакомятся с богатством оркестровых тембров, а творческая фантазия композитора вызывает эстетическое наслаждение музыкой, радость. Незабываемые впечатления учащиеся получают от прослушивания «зоологической фантазии» - музыкальной шутки К. Сен-Санса «Карнавала животных». Учащиеся знакомятся с изящной изобразительностью по – французски. Композитор применяет самые разнообразные юмористические приемы. Одним из них было звукоподражание, популярное у французских музыкантов еще со времен барокко: например, забавное кудахтанье и кукареканье в пьесе «Куры и петухи», трогательный голос «Кукушки в чаще леса» и нарочно противные крики осла в пьесе «Персонажи с длинными ушами» — которые мастерски изображали инструменты симфонического оркестра. В курсе зарубежной музыкальной литературы учащиеся знакомятся с творчеством австрийского композитора Гайдна - настоящим мастером смешного в музыке. В своей музыке Гайдн выразил радость мироощущения, оптимистического отношения к жизни. Поэтому в его произведениях много света и жизненной энергии. Гайдн все время веселит слушателя внезапными паузами, его музыка неожиданно становится то громкой, то тихой. Шутки Гайдна очень коротки. Мы едва успеваем заметить их. Например, в 103 симфонии ми бемоль мажор сумрачное вступление резко контрастирует с жизнерадостно - веселой темой главной партии первой части. Последний звук вступления, задержанный ферматой, заставляет слушателя насторожиться. Неожиданно звучит главная партия, брызжущая весельем. Обращает внимание характерный для Гайдна прием, создающий юмористический эффект: в момент тонического разрешения при окончании темы вступает форте весь оркестр, который весело подхватывает и продолжает движение музыки. Великий Моцарт тоже шутил в музыке. В конце его известной «Музыкальной шутки» все инструменты берут пронзительно-фальшивые ноты. Неверные ноты всегда вызывают смех, но они должны быть поставлены рядышком с верными, чтобы прозвучать, как неправильные. Не только Моцарт прибегал к этому приему. Советский композитор Дмитрий Шостакович – великий мастер на такие шутки с неверными нотами. В его знаменитой польке из балета "Золотой век" много совершенно абсурдных нот; он делает их еще смешнее тем, что в оркестре играет или труба – у нее очень низкий звук, или флейта-пикколо, или ксилофон, – у них звук очень высокий. Все получается преувеличенным.  Не менее интересный вид юмора - сатира. Это и пародия, и карикатура, и бурлеск. Все эти слова означают одно и то же: насмешку над чем-нибудь с помощью преувеличения.  Юмор, который иногда присутствует в произведениях русских композиторов, почти никогда не бывает вполне беззаботным. Это всегда либо сатира — социальная или политическая, либо гротеск, либо смех сквозь слезы, рефлексию и самоуничижение. На примере знаменитого Рондо Фарлафа из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила», написанное для буффонного баса, учащиеся знакомятся с характерными приемами музыкальной выразительности для комедийных оперных героев: речитатив секко (сухой), нарочитая простота мелодического рисунка, многократные повторения мелодических и гармонических оборотов. Скороговорка, виртуозные пассажи у баса производят комическое впечатление. Сказочный «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» - первая пародия на властителей мира. Начальная властная и «неуклюжая», причудливая тема Черномора излагается медными инструментами в унисон, что многократно увеличивает силу звука. Для этого композитор использовал два оркестра: духовой и симфонический. В теме очерчены резкие интонации окриков грозного владыки, но в то же время она не лишена торжественности. Неожиданно ритмическая пульсация ускоряется вдвое: марш становится суетливым, «карликовым». Он звучит в игрушечно-высоком регистре у флейт и кларнетов, исполняемый скерцозным штрихом staccato. Вот это волшебное превращение марша и делает его смешным, комическим. А.С. Даргомыжский проявил себя настоящим сатириком, обличающим тот строй, который делает людей несчастливыми, побуждает ради мелких и корыстных целей уронить свое человеческое достоинство. Яркий пример этого - комическая песня «Червяк» на слова поэта Курочкина по стихотворению Беранже. Используя очень скупые средства, опирающиеся на интонации человеческой речи, композитор создает в этом монологе яркий образ угодливого, заискивающего чиновника, с восторгом и благоговением говорящего о графе. Другой пример - сатирический рассказ «Титулярный советник» на стихи П. Вейнберга. Как робко и смиренно звучит мелодия, характеризующая скромного титулярного советника. И как властна, и решительна мелодия, рисующая генеральскую дочь. Слушая музыку А.С. Даргомыжского, учащиеся познакомились с новыми жанрами вокальной музыки - юмористическими бытовыми сценками, диалогами, сатирическими монологами, портретами, смелыми по замыслу и выразительным средствам. Опера Н.А. Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина «Золотой петушок» - откровенная сатира на русское самодержавие перед революцией 1917 года. В арии Додона на мотив песенки «Чижик-Пыжик» сочетание примитива и изысканности создает гротесковый эффект. Лучшая из всех музыкальных сатир в симфонической музыке, которые когда-либо были написаны, принадлежит композитору Сергею Прокофьеву. Его "Классическая симфония" – настоящая драгоценность, выдающаяся имитация симфоний Гайдна. Только у С. Прокофьева сюрпризы, неожиданные усиления звука, паузы, элегантные мелодии – все преувеличено. И очень часто вкрадывается в музыку что-то очень тонкое – маленькая неверная нотка или одно слишком сильное или неожиданно слабое ударение, а затем все идет правильно, словно ничего не случилось.  Вот эта комбинация преувеличений и несовместимого и делает музыку Прокофьева такой смешной.  Параллельно с учебной работой учащиеся погружаются в мир смеха и на внеклассных мероприятиях. Ритмические сказки «Репка», «Ванька-Встанька», музыкальные сказки «Как обезьянка Чики доктором была», «Заячья избушка», «Любимые игрушки», «На лесных дорожках», «Ежиные пироги», «Муха-цокотуха» - это неисчерпаемей источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Согласимся с высказыванием В.А. Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, творчества. Без этого он засушенный цветок». Учащиеся, исполняя роли в театрализованных постановках, в ритмических, музыкальных сказках, выступая сольно с юмористическими произведениями, выполняют не только учебные задачи, но и показывают внутреннюю свободу, небезразличное отношение к шутке. Чувство юмора является составляющей частью познавательной, коммуникативной и творческой функций в обучении и воспитании учащихся, способствует развитию мышления и интеллекта. Преподаватели, грамотно направляя творческую энергию детей, формируют художественно-эстетический вкус и развивают оптимистическое отношение к жизни. Дети с хорошо развитым чувством юмора являются более счастливыми и более оптимистическими, имеют более высокое чувство собственного достоинства. Список литературы:1. Агапова И.А., Давыдова И.А. Мир музыкальных праздников. – М.: 5 за Знания, 2006.2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.3. Домогацкая И.Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет.- М.: Классика -XXI, 2004. 4. Жак - Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика -XXI, 2002.5. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в детей в дошкольном возрасте. - М: Просвещение, 2003.6. Кондрашова Н.П. Комическое как средство общения ребенка с взрослым и сверстниками. // Журнал “Психолог в детском саду”. - 2004. - № 1. 7. Михайлова М.А. Детские праздники : игры, фокусы, забавы.– Ярославль: “Академия развития”, 2004.8 .Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература.- М.: Музыка, - 2003.9. Поем. Играем. Танцуем дома и в саду. - М.:2003.10. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003.11. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.12. Часы веселых затей. День смеха. КВН. - Мн.: “Красико - Принт, 2000.13. Эльконин Д. Психология игры. – М.: 1978. Интернет – ресурсы: 1.http://music-education.ru/yumor-v-klassicheskoj-muzyke/2.http://fb.ru/article/286728/smeh---eto-opredelenie-vidyi-prichinyi-smeha3.http://fb.ru/article/315355/kryilatyie-frazyi-i-tsitatyi-pro-smeh4.http://irinazaytseva.ru/smexoterapiya-gelotologiya-veseloe-lechenie.html

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X