Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Тамара Владимировна Плющенко

Опыт работы: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности»

скачать документ

Вернуться назад

Тема: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности» АктуальностьС каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушением речи. А ведь именно дошкольный период максимально благоприятен для активного усвоения ребенком речи. Речевая патология даёт себя знать при поступлении в школу. Такие дети попадают в разряд неуспевающих, ведь успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития речи. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь у детей. Поэтому коррекционная речевая работа в детском саду осуществляется не только логопедом, но и другим специалистом - музыкальным руководителем.На музыкальных занятиях, помимо воспитательных и образовательных задач, решаю также и коррекционные: - воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера; -нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; -укрепление и тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; -исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончания слова, неумения выразить свои мысли. Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в развитии речевой активности и исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (далее «логоритмика»), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Неслучайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние. Занятия с элементами логоритмики – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Таким образом, интеграция музыкальной, двигательной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.Инновационная направленность логоритмики в том, что она включает в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная и артикуляционная гимнастика, двигательная активность) и коррекционную работу, которая благотворно влияет на весь организм ребенка, способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладению структурой слова, развитию слухового внимания, чувства ритма и двигательной активности у детей группы компенсирующего вида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и диагнозом ДЦП. Цель опыта – стимулирование процесса речевой и психической деятельности детей посредством использования занятий логоритмикой. Задачи, решаемые в опыте:Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение. Начиная работу по речевому развитию детей на музыкальных занятиях прежде всего овладела знаниями в данной области. Мной была изучена и теперь активно применяется на практике не только в обычных группах, а также и в группе компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и диагнозом ДЦП «Матвейка» следующая литература: комплект по возрастам от 2 до 7 лет «Логоритмические занятия в детском саду» М. Ю. Картушиной, «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» Т. Ю. Аксановой, «Логопедическая ритмика» Г. А. Волковой, «Логопедическая ритмика» Н. А. Рычковой, программа по музыкальной коррекции детей с ограниченными возможностями «Мы друг другу рады» Е. Н. Котышевой. Собрала современную фонотеку для отработки звуков у детей с речевыми нарушениями: «Музыка с мамой» Е. Железновой, «Логопедические распевки» Т. А. Овчинниковой, «Песни для детей» И. Конвенан (http://www.irina-konvenan.com/) «Детские песенки и мультики» Кукутики (https://www.youtube.com/user/KukutikiShow), Теремок TV (https://www.youtube.com/user/TeremokTV), Три медведя (https://www.youtube.com/channel/UCMIJqqjTVowTWnE3c-NT_YA).Составила картотеки пальчиковых, музыкально-дидактических игр, дыхательной и артикуляционной гимнастик, фонопедических упражнений.Оформила и провела консультации для педагогов и родителей: «Речевые игры в музыкальном воспитании дошкольников», «Развитие речи детей через музыкальные занятия», «Чем полезна логоритмика?».На занятиях с элементами логоритмики использую информационные компьютерные технологии: мультимедийные презентации, созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media). Мои презентации: к сказке – шумелке «Заюшкина избущка, «День Победы», «Как купчиха постничала» и т. д.). А также с помощью мультимедийного оборудования провожу музыкально-ритмическую и оркестровую деятельность («Зарядка с Дедом Морозом», «Полька бабочек», «Полька Филиппенко» «Добрый мастер» и т. д.). Результаты показали, что использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему восприятию и запоминанию материала. Также на занятиях с детьми использую дыхательные тренинги по методике М. Л. Лазарева, комплекс дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.В разработки сценариев для праздников и развлечений обязательно включаю музыкальный материал по логоритмике. Особую значимость для проведения логоритмических занятий придает комплект музыкальных инструментов, разработанных австрийским композитором, педагогом Карлом Орфом (ксилофоны, металлофоны, колокольчики, бубенцы, деревянные коробочки, маракасы, бубны и тамбурины). Данные музыкальные инструменты активно использую на праздниках, семинарах, недели театрального искусства в МАДОУ, методическом объединении городского уровня.На базе МАДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка» создано реабилитационное отделение «Шаг за шагом» для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и диагнозом ДЦП. У ребят, посещающих группу компенсирующей направленности, наряду с проблемами здоровья, как показали данные мониторинга, также была недостаточно развита речь. Некоторые воспитанники вообще не владели таковой. Начиная воспитательно-образовательную деятельность в данной группе, основывалась на рекомендациях учителя-дефектолога. Систематически проводя музыкальные занятия с элементами логоритмики, (а в данном случае, это самое оптимально-правильное решение) дети стали более раскрепощенные, у них появилась эмоциональная отзывчивость на обучающий материал, они стали более социально-адаптированными. В этом году мы провели для детей с ОВЗ уже два праздника, где ребята рассказывали стихи, подпевали песни и, даже, водили хороводы.Для достижения поставленных целей и задач использую в своей работе следующие средства логопедической ритмики (по Г. А. Волковой): Организационный момент занятий  Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.  Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.  Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.  Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. Благодаря данным упражнениям развиваются голосовые связки, певческие навыки дошкольников.  Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.  Логопедические распевки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.  Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.  Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.  Пение развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.  Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.  Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.  Театрализованная деятельность. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.  Коммуникативные игры и танцы формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.  Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.Используя средства логопедической ритмики на музыкальных занятиях, постепенно усложняю упражнения, задания с учетом возраста дошкольников и структуры их речевого дефекта.Работу над речевым развитием провожу в тесном контакте с логопедом, дефектологом и воспитателями. Выводы: В результате изучения темы самообразования достигла следующих результатов: - развились музыкальные и творческие способности детей, в том числе - эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховое внимание, музыкальная память, ладовое чувство, тембровый, звуковысотный и динамический слух, чувство ритма;- сформировалось у детей представление о форме, структуре музыкального произведения;- развилась звуковая культура речи, связная речь и ее грамматический строй;- улучшилась дикция детей;- сформировалось умение петь протяжно, слаженно, чисто интонируя мелодию;- укрепился голосовой аппарат;- сформировалась способность выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.Для повышения профессионального уровня компетентности приняла участие в X Всероссийском педагогическом конкурсе "МЕТОДИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ" Номинация: "Педагогические инновации в образовании" Конкурсная работа: «Логоритмика на музыкальных занятиях» 2018, где стала победителем (I место). Приняла участие в дистанционном вебинаре «Коррекционно-развивающие технологии формирования коммуникативной культуры дошкольников (ФГОС ДО)» 2016, а также международной видео - конференции «Профессиональное образование в системе дошкольного воспитания: проблемы и перспективы» 2015. Опыт своей работы представляла:- провела консультации для педагогов и родителей: «Речевые игры в музыкальном воспитании дошкольников», «Развитие речи детей через музыкальные занятия», «Чем полезна логоритмика?»;- выступила на семинаре по театрализованной деятельности с темой «Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей». В практической части разыграла с педагогами сказку-шумелку «Заюшкина избушка»; - приняла участие в методическом объединении городского уровня «Позитивная социализация детей дошкольного возраста с особенностями в развитии». Тема итогового музыкального занятия с использованием логоритмики «В гости к бабушке Капе».Анализ работы в данном направлении показал, что применение логопедической ритмики в работе с детьми и педагогами позволил добиться устойчивых положительных результатов.В ходе наблюдений за детьми я сделала вывод, что на 47 % увеличилось количество воспитанников, у которых повысился интерес к музыкальным занятиям с элементами логоритмики. Ведь такие занятия всегда проходят весело и интересно. Каждый ребенок, независимо от его уровня способностей, вовлечен в процесс обучения.Применение в образовательном процессе логопедической ритмики, дает положительную динамику развития речи у детей и выводит качество полученных умений и навыков дошкольников на более высокий уровень. В практике работы у воспитанников над речевым развитием прослеживаются стабильные результаты:2015г-2016г. Сентябрь: высокий уровень - 21%, средний уровень - 56%, низкий уровень -23%. Май: высокий уровень - 38%, средний уровень - 47%, низкий уровень - 15%.«2016г-2017г. Сентябрь: высокий уровень - 35%, средний уровень – 41%, низкий уровень – 24%. Май: высокий - 39%, средний уровень – 48%, низкий уровень – 13%.У воспитанников выявлена положительная динамика процесса усвоения правильного звукопроизношения, правильного темпа речи, ритма, дыхания, речевого вдоха, речевой памяти, способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении работает эффективно и помогает добиться хороших результатов.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X