Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Дубова Ольга Вячеславовна

Опыт работы по теме "Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр."

скачать документ

Вернуться назад

-41910146050Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №11» «Полянка»(МБДОУ «Детский сад №11 «Полянка»)Педагогический опыт«Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр». Составила воспитатель Дубова О.В.Нижний НовгородАктуальность. Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов одна из сторон сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. «Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка» - с восприятия предметов, в том числе формы, начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение, строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. С другой стороны, сенсорное развитие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду и школе, оно определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Теоретическая база опыта Теоретической базой опыта является Федеральный государственный образовательный стандарт, а также научный и методический материал, наработанный по данной проблеме разными авторами. Такие авторы как Метлина Л.С., Столяр А.А., указывают на необходимость проведения игр и упражнений на группировку фигур по разным признакам, в том числе и по форме. Центральной задачей исследований А.П.Усовой, А.А.Смоленцевой, Е.И.Удальцовой и многих других авторов явился вопрос о средствах образовательной работы, которые в наибольшей степени дают возможность решать задачи развития математических представлений, а именно, представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста. Эти авторы пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных средств обучения являются дидактические игры и упражнения. По мнению А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, М.Н. Перовой , дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Ведущая педагогическая идея По результатам диагностики дети дошкольного возраста недостаточно чётко ориентируются в многообразии геометрических фигур и форм предметов, не узнают предметы по выделенному признаку.С моей точки зрения, необходимо применять такие средства обучения, которые не только способствовали бы успешному усвоению знаний о геометрических фигурах и форме предметов, но и сделали процесс обучения интересным, что немаловажно для детей дошкольного возраста. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, дидактическая игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволит ребёнку получить собственный опыт. В процессе работы возникла потребность в организации работы не только в ходе образовательной деятельности, но и при организации индивидуальной и самостоятельной деятельности детей. Проанализировав предложенные программой средства, я обратилась к дидактическим играм, как, на мой взгляд, наиболее эффективному средству решения данной проблемы. Анализ теоретических источников и педагогической практики позволил выявить что использование дидактических игр способствует формированию представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий: 1) содержание дидактических игр направлено на формирование обобщенных геометрических понятий; 2) использование серии дидактических игр с постепенным усложнением; 3) обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы ДОО дидактическими играми с целью применения на практике полученных знаний.Цель и задачиЦель: обосновать педагогические условия использования дидактических игр для формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально доказать их эффективность. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) Рассмотреть сущность процесса формирования представлений о геометрических фигурах в контексте умственного воспитания дошкольников. 2) Охарактеризовать особенности формирования представлений о геометрических фигурах детей старшего дошкольного возраста. 3) Выявить педагогические условия использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах детей старшего дошкольного возраста. 4) Подобрать и апробировать серию дидактических игр, направленных на формирование представлений о геометрических фигурах старших дошкольников. 5) Доказать эффективность использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах. Для формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста необходимо организовывать образовательную деятельность так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует целенаправленно организованная предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении. Для решения поставленных задач я постаралась обогатить предметно-пространственную среду нашей группы дидактическими играми математического содержания. Были подобраны следующие дидактические игры: «Геометрическое лото», «Подбери по форме», «Найди по описанию», «Незаконченные картинки», «Фигуры из палочек», «Чудесный мешочек», «Предмет и форма», «Составные картинки», «Фигуры из цветной мозаики», «Сложи рисунок». Я подобрала игры, ориентируясь на постепенное усложнение программного материала по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета. Так, сначала я учила детей различать геометрические фигуры, ориентируясь на образец и на словесное обозначение, составлять из частей целую геометрическую фигуру, соотнося ее с образцом («Чудесный мешочек», «Незаконченные картинки»). Далее учила детей определять форму предметов по геометрическим эталонам. Затем я старалась развить у детей умение группировать фигуры по цвету, по величине, по форме. Для этого были использованы такие дидактические игры, как «Подбери по форме», «Найди по описанию». Во время проведения игр «Найди по описанию», «Чудесный мешочек», обращала внимание детей на правильный показ их элементов (углов, сторон, вершин). При необходимости объясняла, что такое вершина, показывая точку, где соединяются 2 стороны. Показывая стороны, ребенок должен был проводить пальцами вдоль всего отрезка – от одной вершины угла до другой (при наличии углов у фигуры). Обращала внимание на то, что у круглых фигур тоже есть стороны, предлагали их показать, обводя фигуры по контуру. Особое значение приобрела работа по изображению и воссозданию геометрических фигур, выкладыванию их из палочек, в игре «Фигуры из палочек». В результате этого дети овладевали способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию. Детям показывались знакомые им геометрические фигуры, предлагая вспомнить их названия, «зарисовать» фигуру в воздухе. Далее приглашала одного-двух детей выложить из палочек эти фигуры, при необходимости оказывала помощь или прибегала к помощи других детей. Когда принцип выкладывания фигур становился ясен, дети начинали выкладывать фигуры из палочек на своих листах бумаги. Проводя игру «Незаконченные картинки» знакомила детей с разновидностями геометрических фигур разной величины. Дети должны были соблюдать логику при сравнении, выделять сходство по форме, размеру, пропорциональному соотношению сторон, конфигурации; затем различали по тем же признакам. Осуществляли сравнение на наглядной основе, постепенно увеличивая количество сравниваемых фигур. Постепенно усложняла требования к детским ответам, добиваясь точности при назывании форм геометрических фигур и предметов, их сходства и отличий, предполагаемых изменений и их результатов. Данная работа способствовала освоению детьми обобщений, например, «Все фигуры круглые, но разного размера», «Все фигуры четырехугольники, но среди них есть квадраты, прямоугольники». Особый интерес вызывали игры на создание предметов сложной формы из знакомых геометрических фигур. В играх «Составные картинки», «Фигуры из цветной мозаики», «Сложи рисунок» дети учились расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть форму и пространственное положение, составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине. Сначала последовательно рассматривали образец, устанавливали из каких частей (фигур), выполнена каждая деталь. В такой же последовательности дети составляли свои изображения. Например, в игре «Фигуры из цветной мозаики» детям предлагалось выложить из мозаики картинку на чистой карточке, глядя на контурный образец. Если кому-то из детей это не удавалось, я просила перевернуть карточку и выложить тот же рисунок по расчлененному образцу. Тем детям, которые не справлялись и с этим заданием разрешала сначала положить на образец элементы мозаики, а потом уже выложить такую же картинку на чистой карточке. При повторном проведении игры переходили к рассматриванию нерасчлененного образца, заменяя картинки-образцы новыми. Далее дети учились создавать изображения предметов сложной формы по замыслу, пользуясь комбинированием геометрических элементов. Я обнаружила различие в заинтересованности детей в отношении выполнения задания. Некоторых детей не всегда интересовала оценка педагога. Многие проявляли лишь поверхностное любопытство. Результат работы зависел в значительной мере от внутреннего настроя каждого ребенка, его отношения и желания выполнить задание успешно. Большая роль принадлежит правилам, они определяют, что, как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Например, в игре «Чудесный мешочек» каждому ребенку хотелось достать предмет первым, но желание играть и играть в коллективе, постепенно должно было подводить их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры. Это было достаточно трудной задачей для детей. Поэтому я использовала игровую мотивацию. В гости к ребятам приходили сказочные герои, такие как гномик, Незнайка, «мультяшные» персонажи. Большинство проведенных игр предусматривали несколько вариантов в зависимости от решаемых задач. Например, в дидактической игре «Фигурки из цветной мозаики» первоначально предусматривалось формирование умения расчленять сложную форму предмета на элементы, находящихся в разных пространственных положениях. Во втором варианте необходимо было создавать изображения предметов сложной формы по замыслу пользуясь комбинированием геометрических элементов. Усложнение состояло и во введении элементов соревнования. Проводила индивидуальную работу с каждым ребенком. Например, предлагала вариант заданий меньшей степени сложности, задавала дополнительные вопросы при возникновении трудностей в процессе усвоения материала. Проводя дидактические игры учитывала принцип их повторяемости. Например, проводила дидактические игры на занятиях и в свободное от занятий время, использовала как индивидуальные, так и групповые формы работы. Таким образом, при взаимодействии с предметно-развивающей средой у детей формируются способности свободно ориентироваться в пространстве и времени, развитию самооценки, самоконтроля, самостоятельности, формированию навыков самоорганизации, самопознания, самовыражения, которые помогут им легко адаптироваться к школьной жизни.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X