Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Конькова Валентина Александровна

Особенности ознакомления детей с флорой и фауной Владимирской области

скачать документ

Вернуться назад

«Особенности ознакомления детей с флорой и фауной Владимирской области».Конькова Валентина АлександровнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад №43 компенсирующего вида» (МБДОУ «Детский сад №43»)ВоспитательВсестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из более эффективных – ознакомление дошкольников с природой. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Считаю главной своей задачей развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных.Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные. Мой выбор зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала, возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Однако основными методами являются наблюдения в непосредственно-организуемой деятельности, в повседневной жизни, труд детей по уходу за растениями и животными. Чтобы правильно всем этим руководить я постоянно пополняю свои знания по биологии растений и животных, владею практическими умениями и навыками в этом виде труда.Любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем соприкасаешься в своей деятельности. Необходимо научить детей наблюдать природу и видеть интересное в ее обычных проявлениях, устанавливать видимые связи между растениями, животными и явлениями неживой природы. Эти задачи можно выполнить при условии, если сам знаешь местную природу. В содержание изучения местного края входит ознакомление с местным ландшафтом, чтобы знать где и когда можно наблюдать те или иные явления природы, найти растения, встретить животных, намеченных для ознакомления с ними, с сезонными ознакомлениями в природе и их основными характеристиками для Владимирской области. Во всех группах детского сада для ознакомления с природой широко использую прогулки, но начиная со средней группы провожу и экскурсии. И прогулки, и экскурсии обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. При этом я имею возможность сформировать у детей конкретные представления о животных, растениях, сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу.Знакомлю детей с теми явлениями природы или с признаками объектов, представления о которых складываются лишь в течение длительного времени- в процессе наблюдений, игр, труда. На каждой экскурсии дети должны получить систематизированные знания о явление или объекте природы. В соответствии с этой задачей содержание экскурсий подбираю более полное и обобщенное. Например, во время первой осенней экскурсии в парк, лес со старшими дошкольниками ставлю задачу дать представления о некоторых признаках осени: расцвечивании листьев, об увядании цветов, отлете птиц. Поэтому провожу экскурсию в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения, и ставлю такие задачи, которые лучше решать именно на данной экскурсии. В тоже время в воспитательно-образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.С целью ознакомления с местной флорой и фауной провожу экскурсии в парк, лес, на луг, реку или другие водоемы, в «Патриаршие сады» (станция юннатов), на сельскохозяйственные объекты: на огород, ягодник, птицеферму, тепличное хозяйство. На одно и тоже место провожу (по возможности) ряд экскурсий, с целью установления последовательности в сезонных изменениях или этапах труда. В каждой последующей экскурсии есть моменты закрепления знаний, полученных ранее и дальнейшее их расширение.На экскурсии провожу с детьми сбор природного материала: листьев, шишек, желудей, ягод, цветов и др. Но четко определяю характер и количество материала, который должны собрать дети самостоятельно, чтобы не набрать лишнего и ненужного.Для систематизации знаний, полученных на экскурсиях использую:беседы об увиденном на экскурсии;рассматривание картин;чтение художественной литературы;художественное творчество;конструирование;дидактические игры с природным материалом, принесенным с экскурсий;длительные наблюдения в уголке природы за развитием головастиков;уход за пересаженными в уголок природы кустиками лесной земляники.Работу по ознакомление с флорой и фауной Владимирской области начинаю со второй младшей группы. Дети должны знать и называть одно-два дерева, растущие на участке (береза, клен), различать их листья. Привлекаю к рассматриванию деревьев (ель, сосна). Обращаю внимание на то, какие красивые цветы растут на клумбе - георгины, настурция, астры, флоксы. Узнаем кустарники сирень, акация. Знакомлю с распространенной в нашей местности ягодой - земляникой, цветущими растениями: колокольчиком, красным клевером. Использую каждый случай, чтобы понаблюдать с детьми за домашними животными: собакой, кошкой, курами, кроликом и их детенышами, при возможности показать других домашних животных – корову, лошадь. Даю представление о диких животных: заяц, медведь, лиса. Также наблюдаем за птицами, в частности за воробьями, голубями; перелетными птицами: грачами, скворцами, ласточками. Наблюдаем, как вешают на деревья скворечники для скворцов, зимой кормушки для птиц, приучаю детей подкармливать их. Весной знакомлю с появившимися насекомыми: жук, бабочка, муха.В средней группе к знакомым деревьям добавляю дуб, дети сравнивают его по толщине и виду веток. Учимся различать хвойные и лиственные деревья, узнавать сирень, яблоню, вербу, рябину. Знакомлю с лесными ягодами: земляникой, черникой, малиной, брусникой. Показываю 2-3 съедобных гриба, например, лисичку, сыроежку. Бывая в лесу, ребята знакомятся с обитателями леса. Здесь много птиц (дети могут различить кукование кукушки). Даю название бабочек: лимонница, капустница, крапивница; жуки: божья коровка, бронзовка. По мере зацветания луговых растений знакомлю с одуванчиком, мать - и – мачехой, колокольчиком, ромашкой, васильком. Наблюдаем за домашними птицами утками и гусями и сравниваем их с дикими. При знакомстве с дикими животными добавляю белку и ежа.Детей старшей группы учу различать часто встречающихся в нашей местности насекомых: жуков, бабочек, стрекоз, пчел, муравьев. Знакомлю по мере цветения с растениями: голубая, потом белая перелеска, ландыш, медуница. Показываю цветение хвойных деревьев: ели и сосны. Во время экскурсий к водоемам знакомлю детей с жуком- водолюбом, улиткой(прудовик,катушка), личинкой стрекозы. В организованной деятельности знакомлю с рыбами реки Клязьмы: плотва, пескарь, окунь, карась.В подготовительной группе использую каждый случай, чтобы посмотреть на летящих с юга журавлей, гусей, уток. Добавляю знакомство с новыми луговыми цветами, например, с луговым васильком, тысячилистником, подмаренником, лютиком, в начале июня, в момент кущения злаков, с рожью, пшеницей,как злаки колосятся(середина июня). Около близ лежащих водоемов знакомимся с кувшинками и кубышками, ряской.Детям рассказываю о имеющемся во Владимирской области государственном национальном парке «Мещера» в Гусь-Хрустальном районе. В некоторых уголках парка сохранились крупные лесные массивы с редкими исчезающими растениями.Для охраны редких животных и растений есть государственные заказники, например, «Муромский», «Клязьменский» - здесь ведется работа по сохранению и расселению в другие области бобра, выхухоля, ондатры. Поддерживается численность других животных (лося, кабана, барсука, лисицы, горностая; дичи: утки, гуся, журавля, глухаря, тетерева). Ботанические заказники находятся в Гороховецком, Камешковском, Муромсском, Меленковском, Вязниковском, Петушинском и Кольчугинском районах. Зоологические - в Меленковском, Ковровском, Гусь-Хрустальном и Петушинском районах.Для пополнения и закрепления знаний о флоре и фауне Владимирской области в работе с детьми использую следующие формы работы:Развлечения, викторины, КВН, выставки рисунков детей, выставки поделок из природного материала (совместные работы детей и родителей), вечера отдыха, составление творческих рассказов и сказок на природоведческие темы.Осуществляя работу в этом направлении, я считаю, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. Знакомлю родителей с содержанием и методами формирования представлений о растительном и животном мире Владимирской области у детей разного возраста. Для этого провожу родительский собрания, просмотры непосредственно-образовательной деятельности с детьми, коллективные экскурсии в лес, парк и т.д., консультации, беседы. Специальное место в уголке для родителей отведено тематической рубрике, где даю практические советы по уходу за животными, растениями, энциклопедические знания. Повышаю экологическую культуру родителей, углубляю их знания о природоохранительных мероприятиях (лекции, выставки художественной и научно-популярной литературы, специальные выпуски папок-передвижек).Помогают в работе результаты мониторингов:Мониторинг предпочтений «Выбор деятельности».Цель: исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить потребность ребенка в общении с природой, понимание важности и необходимости труда в природе.Мониторинг состоит из трех серий:1.«В гости к бабушке». Ребенку показывается картинка с изображенным домом, в котором живут три бабушки. Первая бабушка любит рассказывать сказки, вторая любит животных, третья – выращивать комнатные растения. К кому ты хочешь прийти в гости?2.«В гости к детям». На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игра, чтение книг, труд в природе, уход за животными. «Посмотри на картинки и скажи, чем занимаются дети? Выбери, к кому ты хочешь пойти в гости?»3.«Поможем ребятам».Ребенку показывается карточка с рисунками, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами труда в природе. «Кому бы ты хотел помочь?»Выводы: мониторинг проводился с целью исследования предпочитаемого вида деятельности, выявлении потребности ребенка в общении с природой, понимания важности и необходимости труда в природе.Результаты первой серии говорят о доминировании у детей познавательного интереса и интереса к живой природе (предпочтение отдается бабушкам, у которых дома есть комнатные растения и животные).Результаты второй серии говорят о том, что предпочитаемыми видами деятельности являются игра (это потребность возраста), труд в природе и уход за животными – это объясняется тем, что в детском саду и дома (по результатам анкетирования родителей) данным видам деятельности уделяется большое внимание с включением детей в эту деятельность.Результаты третьей серии говорят о том, что наиболее предпочитаемыми видами деятельности является поливка грядок на огороде – это объясняется желанием ребенка помочь взрослому, это для ребенка интересно, т. к. он видит результаты своего труда, а также кормление животных объясняется тем, что детям интересно этим заниматься, общаться с животным, наблюдать за его поведением.Тем самым предпочтение детей участвовать в деятельности по уходу за животными и растениями, интерес к живой природе может служить показателем начавшегося становления экологической культуры.Мониторинг «Добровольные помощники».Цель: выявить способы детских побуждений, степень направленности их на природу, отношения детей к труду в уголке природы.Мониторинг состоит из трех этапов.Первый этап (вторая неделя сентября). Воспитатель в течении недели перед прогулкой громко объявляет: «Ребята, я сейчас буду убираться в уголке природы: кормить рыбок, попугая – они голодные (пауза), потом мы пойдем гулять». Задача воспитателя: увидеть общую и частную реакцию детей на объявление и на дальнейшую деятельность взрослого в уголке природы:1. продолжают играть или занимаются своим делом;2. подойдут к взрослому и будут к взрослому и будут смотреть, что и как он делает;3. захотят включиться в его деятельность.Результаты воспитатель записывает.Второй этап (третья неделя сентября). Воспитатель ежедневно делает это же объявление, но добавляет вопрос – приглашение оказать ему помощь и наблюдает за реакцией детей, включает в работу всех желающих.Третий этап (четвертая неделя сентября). Воспитатель делает все так же, как и на предыдущих этапах. Только за помощью обращается к конкретным ребятам, которые, как он уже установил, совсем равнодушны к делам воспитателя и обитателям уголка природы. Но при этом оставляет за ними право выбора: помогать или не помогать взрослому. Все три недели воспитатель не обучает навыкам труда, не делает им замечаний, не упрекает – только фиксирует по реакциям их отношение к данному событию и практические умения детей.Выводы: мониторинг проводился с целью выявления способов детских побуждений, степени их направленности на природу, отношения детей к труду в уголке природы. В эксперементе участвовало 23 ребенка. Результаты проведенного обследования свидетельствуют о положительной динамики изменения реакции и поведения детей. Если на первом этапе только 39% изъявили желание оказать помощь воспитателю, то уже на третьем этапе – 87% детей активно участвовали в уборке уголка природы. Добровольная готовность детей участвовать в деятельности по уходу за обитателями и растениями уголка природы может служить показателем начавшегося становления экологической культуры.Список литературы1.«Наблюдение и труд детей в природе». – А.Ф. Мазурина2.«Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» - Н.Ф. Виноградова3.«Знакомим дошкольников с миром животных». – Е.И. Золотова4.«О состоянии окружающей среды и здоровья населения во Владимирской области». – Администрация Владимирской области.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X