Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Жидкова Анастасия Юрьевна

Растительные мотивы в декоре архитектурных сооружений арабо-мусульманского Востока.

скачать документ

Вернуться назад

Тема: Растительные мотивы в декоре архитектурных сооружений арабо-мусульманского Востока.Образовательная статьяАвтор: Жидкова Анастасия ЮрьевнаПреподаватьМуниципальное бюджетное учреждение. Дополнительного образования. «Детская художественная школа».Город Отрадный Самарская область.Аннотация:В данной статье рассматривается значение и роль растительных мотивов в декоративном оформлении культовых построек арабо-мусульманского Востока. Описываются лучшие достижения орнаментального искусства в их применении к архитектурным формам.Арабо-мусульманское искусство, орнаментальное искусство, растительные мотивы, архитектурный декор, мечеть.Главным приложением орнаментальных идей в арабо-мусульманском искусстве является архитектурный декор. Как «ковром» покрывает он экстерьеры и интерьеры зданий – мечетей, минаретов, медресе, дворцов. Первое монументальное сооружение ислама и один из самых прекрасных архитектурных памятников – Куббат ас Сахара (687-692г), или Купол Скалы– было воздвигнуто в Иерусалиме в конце VII века. Название памятника точно передает характер постройки. Чарующей красоты строение завораживает необычным сочетанием архитектуры строгих классических пропорций, торжественно ясных форм и окутывающего всю конструкцию изнутри и снаружи царственно нарядного орнаментального растительного и геометрического покрова. Купол мечети сначала был декорирован листовым металлом, позже его покрыли золотом. Внутренняя скуфья расписана красками и золотом по легкому рельефу из штукатурки, положенной на подкладку из пальмовых волокон. Ни одна иллюстрация не в состоянии передать эффект этой особой орнаментальной росписи. Тающий в полумраке высокий свод подобен раскинутому над священной Скалой драгоценному шатру из бархатной ткани, искусно затканной сеткой бесконечно повторяющегося цветочного узора мягких, завораживающих взгляд золотисто-терракотовых тонов . Мечеть Омеядов в Дамаске (706-711г), построенная в VIII веке, впечатляет масштабом постройки, красотой двухъярусных аркад двора и молитвенного зала. «Она, – писал в конце XII века путешественник Ибн Джубайр, – одна из самых славных мечетей ислама по красоте и совершенству постройки, необычности облика, великолепию отделки и украшений. Ее общепринятая известность позволяет не тратить времени на ее описание. Одно из чудесных явлений, там наблюдаемых, то, что паук не ткет там (паутины), а птица ласточка не проникает туда и не вьет гнезда».Это мечеть задумывалась как главный культурный центр первой мусульманской державы, свидетельствующий о религиозности и благочестии. Уникальны частично сохранившиеся, прекрасно выполненные мозаики дворца, содержащие растительный орнамент из пышных кипарисов, лилий и резных листков, соединенные завитками арабески. В западной части дворца сохранилась мозаика в ее первозванном виде, не тронутая многочисленными перестройками и реставрацией. Это несколько десятков цветовых оттенков смальты, среди которых преобладают сине-голубые, зеленые, коричневато-желтые тона на золотом фоне, мастера создали удивительно красивые композиции пейзажной архитектуры с затейливой формы колоннадами. Декоративная разработка поверхностей зданий арабо-мусульманского мира поражает воображение грандиозностью площадей, нескончаемым разнообразием вариантов, виртуозностью исполнения, хитроумными решениями переходов орнаментальных идей в архитектурно-конструктивные. Главным примером воплощения растительного орнамента в архитектуре является резное украшение омеядского замка Мшатта , созданного в VIII веке в пустыне Иордании. Главный фасад замка был украшен широким, резным фризом, охватывая низ граненных башен. Рельефные полосы рассекают фриз на большие треугольники, в центре которых размещены крупные розетки, окруженные более мелким утонченным узором из виноградных лоз и завитков резных листьев, которые двигаются в различных направления, огибая вазы с тюльпанами, лилиями. Встречаются здесь и парные фигурки реальных и мифических животных. Скульптурный фриз, с четко выявленными светотенью деталями, оттенял грубую гладь каменной стены замка, подчеркивая ее монолитность. В глубине квадратного двора находился трехнефный парадный зал, по сторонам которого симметрично располагались остальные помещения. Орнаментально-декоративный принцип существует здесь как основополагающий. Пронизывая собой не только саму орнаментику, но и весь пластический строй искусства, подчиняя и фигуративные изображения, и колорит. То есть сам принцип орнаментальности является в данном случае ярко выраженной эстетической нормой. Восточный менталитет и религиозность мышления арабо-мусульманского народа нашли свое наиболее полное воплощение в искусстве орнаментального декора, где многообразные растительные мотивы сочетаются с геометрией архитектурных сооружений. Все культовые постройки это – «дом Бога», полный света, с большими окнами, расписными михрабом и нишами, золотым куполом. Декор интерьера и экстерьера здания не уступает по своим художественно-эстетическим достоинствам потрясающей архитектуре, а внутренне и внешнее убранство, заполненное красочной фантазией художников богатейшим растительным орнаментом, зримо являл небесное величие.Список литературы:Стародуб - Еникеева Т. Сокровища исламской архитектуры. – М: Белый город, 2004. – 455с.Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII-ХVII веков. – М.: Искусство, 1974. – 350с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X