Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Советова Наталья Михайловна

Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.

скачать документ

Вернуться назад

Методические рекомендации по организацииэкспериментальной деятельности.Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:Постановка проблемы, которую необходимо решить; Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)Предлагаются различные варианты ее решения;Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)Формулирование выводовФиксирование результатов экспериментов и наблюденийОдин из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановлюсь на нем подробнее.Вопрос: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей. Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми; схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей; использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения: Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка; Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты; Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм; Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:Использование готовых формНаблюдение за работой педагогаПривлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциямиЗаполнение всеми детьми по очередиКоллективное заполнение под руководством педагогаСамостоятельное заполнение с последующей проверкой.В практике работы с дошкольниками используется три вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений. Рефлексия:Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал сегодня?»Литература:Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005Материалы Интернет-сайтов.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X