Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Савченко Татьяна Валентиновна

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Колокола»

скачать документ

Вернуться назад

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Колокола»Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Сказка» ( МДОУ детский сад «Сказка» )Калужская обл., г. МалоярославецЙылдыз Елена Викторовна - воспитательСавченко Татьяна Валентиновна - воспитатель Цель: Формирование знаний дошкольников о колоколах и колокольных звонов. Задачи: Образовательные:- закрепить знания детей об истории возникновения колоколов и их назначении; -закрепить знания об основных колокольных звонах; - уточнить знания о строении колокола; Развивающие:- развивать интерес к историческому и культурному прошлому народа России;- развивать интерес к имитированию звуков колоколов Воспитательные:- воспитывать уважение к народным традициям;-расширить духовный мир детей. Оборудование:- Колокольчики для всех детей,- деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска, металлическая колотушка;- фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Трезвон),- фонограмма колокольного звона для сюрпризного момента и для звонницы,- Компьютерная презентация.Ход организованной образовательной деятельности Дети заходят в зал, на столе стоит волшебный сундучок.Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. Интересно, что в нем находится, как вы думаете? (Ответы детей).- Давайте я вам немного подскажу. Там находится музыкальный инструмент, а какой, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона).Воспитатель. Давайте откроем сундучок и проверим, правильно вы ответили или нет. (Открывает сундучок и достает колокольчик.)-Что это? (КОЛОКОЛ). (Ответы детей).- Как вы думаете, что можно им делать? Дети. Звонить, звенеть.- Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием. А что же было до колоколов? 1 ребенок. Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио, телевидения и телефона. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. 2 ребенок. Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки). Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. 3 ребенок. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки). В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии. Воспитатель. Ребята как вы думаете, что звучит громче деревянное било или металлическое клепало. (ответы детей). Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как же появились колокола? Сейчас мы с вами послушаем одну легенду, давнюю историю. 4 ребенок. Когда – то один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, устал, да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительной красоты музыку. Даже не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого звона болезнь куда – то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха знакомый цветок – колокольчик. Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении в православном храме. Воспитатель. Ребята, скажите, где раньше использовались колокола? (предполагаемые ответы детей)- В те далёкие времена не было часов. Удары колокола отсчитывали время, по их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу браться, в какой день праздник. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе. Иногда звонили в пургу, чтобы путники шли на звук и не заблудились. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Поэтому колокола русский народ любил, уважал, ценил. Воспитатель. Посмотрите на животных(показ слайда), что мы можем о них сказать? (на шее у животных висит колокольчик). - Как вы думаете, для чего вешали колокольчики домашним животным? Дети: чтобы не потерялись Воспитатель: Правильно, а ещё этот звон отпугивал диких животных, колокольчиками украшали лошадей на праздники. Их использовали скоморохи. Ими украшали колпак Шута или Петрушки. - Скажите где в наше время можно увидеть колокола? (предполагаемые ответы детей) - Небольшой колокол используют на кораблях. Его называют рында. Служит она не только для определения времени, но также для сбора команды на построение или по тревоге, обозначения своего присутствия в условиях шторма или тумана. Кроме того, моряки считают ее своеобразным талисманом судна и берегут.Люди вешают колокольчики на дверь, их используют в рыболовстве, колокольчик звонит в школе (показ слайдов) Рассматривание схемы колокола ( показ слайда).Воспитатель:. Ребята, давайте с вами вспомним, из каких частей состоит колокол, они называются также как и части тела человека.5 реб. Русские колокола имеют форму колпака, на котором есть:- уши, за которые подвешивают колокол на перекладину;- язык (металлический стержень с веревкой, за которую звонарь раскачивает металлический язык внутри колокола, ударяя о его края;- верхний пояс, нижний пояс – эти места особо украшали красивым узором, священными надписями из красивых букв;- плечи, тулово. А сейчас мы с вами немножко отдохнем (Дети встают в круг). Физкультминутка «Жаворонок»В небе жаворонок пел, (махи руками)Колокольчиком звенел, (вращение кистями рук)Порезвился в вышине (руки вверх)Спрятал песенку в траве (руки через стороны вниз)Тот, кто песенку найдёт, (приседают, обхватив колени руками)Будет весел целый год (хлопают в ладоши и прыжки на месте) Воспитатель: Слово «колокол» означает – зов, шум, крик, весть. Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент.(ответы детей)- Ребята скажите, как называют человека, который звонит в колокола? (звонарь).- Из чего состоит звонница? Дети: из разных по размеру колоколов.Слушание колокольных звонов (запись). Игра «Угадай колокольный звон»Набат - тревожный звон колоколов (при случае пожара или нападения врагов колокола трезвонили на всю округу и созывали людей на помощь). Благовест – это благая, добрая весть.Трезвон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола.Игра оркестра.- А давайте устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».(Дети делятся на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола). Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров).1 группа: маленькие колокола поют: динь-динь.2 группа: средние колокола поют: дан-дан3 группа: большие колокола поют: дон-дон.По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.Воспитатель: Ребята, как называется самый большой колокол?6 ребенок. - Самый большой колокол – Царь-колокол, он весит 200 тонн, его отлили в первые годы царствования Петра 1. Над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. Когда все было готово к отливке колокола, в Москве случился сильный пожар, который охватил Кремль. Загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, лили воду и от резких перепад температуры, колокол дал 11 трещин и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.Воспитатель: Давайте посмотрим на эти картинки. Какие церкви нашего города на них изображены? (показ слайдов)Дети: Храм Успения Пресвятой Богородицы и Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь.- Как вы думаете, для чего колокола устанавливали на высоких башнях?Дети: чтобы колокольный звон было далеко слышно.Воспитатель:Совершенно верно, для этих целей строили высокие звонницы и колокольни. - Обратите внимание, что колокольня намного выше, чем сама церковь.7 ребенок: Колокольня – это башня, Где звонят колокола, Нас зовя от дел домашних На священные дела!Воспитатель: Сегодня, дети, вы были внимательны, вместе слушали, рассказывали, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символом нашей Родины.- Ребята скажите мне:- О чём мы беседовали?- Какие колокольные звоны бывают?- Какой самый большой колокол на Руси? - Что понравилось?

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X