Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нечаева Вероника Анатольевна

Гигиена певческого голоса

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №8» г. ПермьСтатья«Гигиена певческого голоса»Выполнилапреподаватель вокально-хоровых дисциплин Нечаева Вероника Анатольевна2018Гигиена певческого голоса Для того чтобы быть хорошим певцом, необходимо иметь не только отличные вокальные и музыкальные данные, но, прежде всего, быть здоровым человеком. Для этого необходимо создать наиболее благоприятные условия, важна правильная организация труда и отдыха. Соблюдение режима работы на долгие годы позволяет сохранить голос в рабочем состоянии, настроить нервную систему на преодоление стрессовых ситуаций, которые вызывают сценические выступления. Повседневная работа певца требует от него большой затраты физических сил и нервной энергии. Певец – прежде всего человек здоровый, человек с крепкими нервами и здоровыми внутренними органами. Здоровый голосовой аппарат предусматривает: отсутствие хронических заболеваний ротовой полости, отсутствие дефектов голосового аппарата, отсутствие явлений мутации голоса, отсутствие голосовых узелков (при серьёзности этого дефекта определяется профнепригодность). Известно, что при большом волнении голос певца перестаёт звучать, срывается. Мышечная система тесно связана с нервной системой. Для певца необходима достаточная мышечная активность. С утра, сразу после пробуждения не следует сразу начинать петь, голос просыпается через 2-3 часа после пробуждения! Сон у певца должен быть не менее 7 часов, а для детей – больше. Известно, что если певец спал меньше обычного времени, то голос у него не звучит. Оптимальная нагрузка – 2-3 занятия в неделю с педагогом. Для того, чтобы певец был в хорошей вокальной форме, ему надо беречь свой голосовой аппарат от переутомления, много не разговаривать, не «перепевать», не злоупотреблять высокими нотами и форсированным пением. Нельзя сильно утомлять голос речевой нагрузкой. Для результативных занятий певцу необходимо ликвидировать имеющиеся мышечные зажимы, ощущать позитивный настрой и положительный эмоциональный фон. Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности. Быстрая утомляемость особенно свойственна начинающим певцам. Первые индивидуальные занятия не должны превышать 20 минут с небольшим перерывом после 5-10 минут пения. Природная выносливость у разных людей различна, и в каждом отдельном случае надо подходить индивидуально. Недопустимо, чтобы ученик уходил с урока с уставшим голосом. На педагоге, в свою очередь, лежит основная задача по ликвидации внешних раздражителей, а именно:1.Создание комфортных условий для занятий – помещение не менее 12 кв. м, температура воздуха – 20-22 градуса. Вредны резкие смены температуры – жара-холод, духота, пыль.2.Хорошее освещение, т.к. полумрак снижает работоспособность.3.Хорошая звукоизоляция, отсутствие шума. Хорошая акустика.4.Работа с учеником «один на один», отсутствие посторонних. Важно помнить, что в присутствии посторонних действие, которым мы владеем хорошо, будет сделано ещё лучше, а действие, которым мы владеем плохо, будет сделано ещё хуже. Поэтому постановка голоса, разучивание произведения проводятся только один на один с педагогом, выученное произведение может быть продемонстрировано соученикам, коллегам.5.Конкретные указания педагога на ошибки ученика. Исключаются личностные, эмоциональные замечания. При организации вокальных занятий необходимо помнить, что занятия возможны только лишь при абсолютно здоровом голосовом аппарате. Очень вредно не только петь в больном состоянии, но также и присутствовать на репетициях, т.к. мысленное пение – это то же самое рабочее состояние! Также недопустимо петь девушкам и женщинам во время месячных, в это время голосовые связки ранимы и может произойти кровоизлияние при длительных нагрузках. Не рекомендуется с разгорячённым голосом (особенно после пения) в холодное время года выходить на улицу и с холодного воздуха сразу петь, надо предварительно согреться. На протяжении всей жизни вокалист должен следить за своим питанием. Употребление в пищу острых приправ (перец, хрен, уксус, горчица) должно быть очень умеренным, т.к. они раздражают слизистую глотки. Между приёмом пищи и пением должно пройти не менее 2 часов, т.к. кровоснабжение голосовых складок ослаблено процессом переваривания пищи. Полный желудок затрудняет правильную работу диафрагмы и тем самым затрудняет певческое дыхание. Петь на сытый желудок трудно. В то же время перерывы в питании более 6 часов также негативно скажутся на голосовом аппарате. Надо знать, что перед пением нельзя есть семечки, орехи, печенье, растительное масло, шоколад, виноград, квашеную капусту. Нельзя пить газировку, спиртное (сушит слизистую), молочные продукты (вяжут слизистую), соки, цитрусовые (вяжут, обжигают слизистую). Сопрано не пить чёрный чай ( понижает голос), больше подходит кофе (певческий тонус повысится). Сладкий чай может вызвать несмыкание связок, зелёный чай меньше сушит связки, чем чёрный. Употребление холодных напитков и мороженого вредно сразу после пения, когда гортань разгорячённая. Особый вред голосу приносит употребление алкоголя, который обладает обжигающим влиянием на слизистую оболочку горла. После приёма алкоголя наступает охриплость, которая при частом его употреблении переходит в хроническую форму. Такое состояние приводит к серьёзным заболеваниям голосового аппарата. Кроме того, алкоголь истощает и разрушает нервную систему, что негативно сказывается на звучании голоса, так как работа голосового аппарата является сложным психическим процессом. Помнить, что пища – это строительный материал, сила для организма и сила для голоса, т.к. пение – это физический процесс, который требует хорошего питания. Соблюдение здорового образа жизни, режима здорового питания и сна позволит сохранить в рабочем состоянии главный инструмент вокалиста – голос. Не нужно совершать «подвигов» на «голосовом поприще» при первых симптомах простуды, надо немедленно принимать меры, в противном случае при болезни восстановить голос будет гораздо сложнее. Если злоупотреблять пением в нездоровом состоянии, особенно при вирусных инфекциях, то это может вызвать частичную или полную потерю голоса. Не следует громко говорить, а тем более петь во время гриппа либо ОРВИ с проявлением ларинготрахеита, т.к. перенапряжение голосовых складок в это время сможет привести к серьёзным хроническим нарушениям голоса. Следует заметить, что шёпотная речь (многие люди ошибочно считают, что шёпот оберегает голосовые складки) – это самое большое напряжение мышечных волокон голосового аппарата. Молчание во время болезни на 3-4 дня – лучшее восстановление голоса, а если нужно что-то сказать – пишите записку. И, конечно, болезнь голоса должен лечить врач, желательно фониатр или ЛОР. Кроме того, есть ряд правил, нарушение которых может привести к срывам голоса:- постоянный громкий крик в быту (часто в семьях, где обычным общением является чересчур эмоциональная речь);- напряжённое, крикливое, неправильное либо слишком продолжительное пение;- злоупотребление твёрдой атакой голоса;- хронические заболевания лёгких, трахеи, бронхов;- занятия спортом на открытом воздухе и пение на улице при температуре ниже 15 градусов;- резкие температурные колебания;- использование голоса как в речи, так и в пении не в своём диапазоне. Можно помочь себе одолеть простуду без лекарств. При простуде хорошо помогают горячие ванны для ног с горчицей в течение 10 минут, полоскания горла отварами ромашки, календулы, шалфея. Полезны ингаляции парами от кожуры картофеля во время его варки, сок редьки с мёдом. На ночь пить чай с мёдом, лимоном, малиной, листьями мяты, чёрной смородины. Помогает также горячее молоко с мёдом. Распевание для вокалиста является одним из важнейших пунктов гигиены голоса. Утреннее распевание подготавливает голосовой аппарат к дальнейшей работе, создаёт психофизиологический настрой, и внутренний мир человека настраивается на мажоро-певческий лад. Для того, чтобы голос звучал свежо и ярко долгие годы, необходимо воздерживаться от таких пагубных привычек как алкоголь и, особенно, курение. Именно они наносят серьёзный удар голосовым связкам. Здоровая гортань и курение – не совместимы! Табак и табачный дым, как и алкоголь, раздражают слизистую оболочку. У курильщиков наблюдается постоянное раздражение дыхательных путей, что приводит к возникновению бронхолёгочных заболеваний. Все изменения, происходящие в организме певца, влияют на его голос. Общее состояние здоровья иногда определяет невозможность занятий пением. При некоторых пороках сердца и заболеваниях лёгких петь нельзя. При всех хронических заболеваниях, вызывающих недомогание и слабость, занятия пением не будут результативными. Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. Если же ученик пришёл на урок расстроенным, подавленным, то занятие продуктивным не будет. Не все виды спорта рекомендуются певцам. Бег, бокс, футбол, тяжёлая атлетика певцам противопоказаны, так как эти виды спорта сопровождаются большой затратой энергии. Певцам полезно заниматься гимнастикой, плаванием, теннисом. Кроме физического здоровья, на успешную работу вокалиста огромное влияние оказывает психологические установки на успех, саморегуляция нервной системы. Не только певцу, а любому профессионалу надо воспитывать в себе самодисциплину, волю, целеустремлённость, ровность настроений, смелость и уверенность в своих силах. Голос как «рабочий инструмент» после длительных нагрузок нуждается в драгоценном молчании, и оно не должно быть минутным, а как минимум часовым. Для поддержания работоспособности в течение года вокалисту нужно делать перерыв в творчестве, например, во время отпуска, каникул. В это время следует полностью отключиться от музыки и пения, не боясь того, что все исполнительские навыки растеряются и забудутся. Берегите свой музыкальный инструмент – певческий голос, и своим даром долгие года вы будете восхищать и волновать души людей. Литература1.Бархатова И.Б. Гигиена голоса для певцов. - Изд. «Планета музыки» 2015 г 2.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка 2007 г3.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - М.: Русская жизнь, 1992 г4.Левидов И.П. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата. – М. 1929 г5.Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. – Изд. «Планета музыки» 2017г

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X