Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Волгина Евгения Александроана

"И веревочка в дороге пригодится"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей«Дом детского творчества»-57150108585Тема:Тема:«И веревочка«И веревочка301371072390в дорогев дороге3785235104140пригодится»пригодится» Педагог дополнительного образования: Волгина Е.А.Тема: «И веревочка в дороге пригодится»Тип занятия: изучение нового материала и повторение пройденного материала в игровой форме.Цель: Дать понятие «связка», «полная связка» и «частичная (неполная) связка». Применить знания в решении шахматных задач.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с терминами «связка», «полная связка», «частичная (неполная) связка» в шахматах, Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.Оборудование:  магнитная шахматная доска, шахматная доска, комплект шахматных фигур, комплект магнитных шахматных фигур.Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации, линейного мата.Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная. Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествовать по шахматной доске. И познакомимся с таким приемом как связка. И в этом нам помогут наши знакомые и любимые герои мультфильмов: Добрыня, Колыван, Баба яга и Хан.(мультфильм «Добрыня Никитич»)«А этот приём точно поможет? Вдруг он в партии не действует?» - засомневалась Баба Яга. Обязательно подействует! Надо только не пропускать момент. Перед каждым ходом вновь и вновь задавайте себе вопрос: не могу ли я нанести двойной удар? Линейный? Может еще что-нибудь? И смотри во все глаза! «Значит, чем больше знаешь приемов, тем скорее какой-то из них сможешь применить?» Конечно! «Читаем дальше!» - хлопнула по столу Баба Яга и быстро-быстро потёрла ладошки. Следующая глава называется «Связка», - Объявил Колыван. Ха, связка! Что там читать – то? Это каждый знает». – «Хан, послушай в начале». – «И слушать не хочу! Я вам сам расскажу. Берем длинную-длинную верёвку и по крепче, что бы он, не смог распутаться и связываем Добрыню по рукам и ногам. Хотел бы я посмотреть, сможет ли он после этого не то, чтобы выиграть, но хотя бы сделать ход!» - «Как просто! Изумилась Баба Яга. – Замечательный приём! А главное – всегда проходит». – «Погодите, - Остановил всех Колыван. Если Добрыня не сможет сделать ход, как же Хан сможет выиграть партию? Партии – то не получится она, просто не состоится».Хан раскрыл рот и вытаращил глаза, Баба Яга задумалась, почесывая на голове свои три волосинки. «Нет уж, слушайте, что написано в книге.Связка – это нападение линейной фигуры (ладьи, слона, ферзя) на фигуру неприятеля, которая закрывает собой либо другую фигуру (обычно более ценную), либо важное поле.Шахматные фигуры в связкеВ связке минимум 3 участника: Связывающая фигура – это фигура, которая производит нападение.Связанная (заслоняющая) фигура – это фигура, которая защищает другую, более важную.Прикрываемая (цель связки) – это фигура или важное поле, на которую(-ое) нацелилась связывающая фигура.Связка происходит только по прямой линии – горизонтали, вертикали, диагонали. Связку могут осуществить ладья, слон и ферзь.Связка бывает полной или неполной, т.е. частичной. Например: (диаграмма1)(Слайд 1)1751965723900019900909334400После 1. Ла4 конь становится связанным.Баба Яга немедленно нацепила очки и стала наклоняться над доской то так, то эдак. «Что случилось?» - «Ищу верёвки». Никаких ниток, верёвок и канатов, а в шахматах нет. Конь называется связанным, потому что он никуда не может пойти, хотя и очень хочется. Ведь он прикрывает собой короля! Представим себе, что конь прыгнул в сторону – тогда под боем оказался король, что ни в коем случае не допускается. Это положение называется полной связкой. «Что же делать?» - Баба Яга опечалилась, но Хан не унывал: «Надо защитить коня ходом 1…е5. Если теперь ладья побьёт коня, пешка побьёт ладью, и белые проиграют качество». Ведь конь по – прежнему будет связан и сбежать не сможет. Как можно сыграть, чтобы выиграть коня? Думай, хорошенько подумайте! Надо пойти 2.е3 и следующим ходом взять коня пешкой. В следующем положении (диаграмма 2) (слайд 2)1399540158750016186153810000Белые не могут с помощью линейного удара Фа1+ выиграть ферзя, потому что черный король защитит его. Поэтому в начале убираем ферзя по дальше: 1.Сf6! связка! Заставляем ферзя удалиться от короля по диагонали а1-h8. 1… Фf6 А теперь – линейный удар! 2. Фа1+ Кс4 3.Ф:f6. Еще одна интересная позиция (диаграмма 3) (слайд 3)28854406477000Здесь слон связывает пешку на g7 .31235659461500Следовательно, пешка h6 ничем не защищена! 1.Ф:h6+ Крg8. Как поставить мат в 1 ход? Нашел? 2. Ф:g7x.А теперь, дружок, сосредоточься. Мы рассмотрим позицию, Красивую комбинацию на тему «связка» провёл чемпион мира Гарри Каспаров против Эльвеста. (диаграмма 4) (слайд 4)201866424256900 Белые грозят страшным ударом на g7, их слон связывает ладью, которая неподвижна и не может побить ферзя. После размена у белых остаётся три пешки против двух и большие шансы на победу. Но Каспарову всё же удаётся использовать свою связку: ладья – ферзь – король. Причём в этой комбинация встретились связка с двойным ударом.. . . Фd5 – d1+!Kpg1 – g2 Фd1 : g4+1.….Лf8. Ферзь не может уйти из под боя, позади – король. Белые пытаются спасти своего ферзя 2. Лd8, в свою очередь, связывая черную ладью, у которой прямо руки чешутся – так хочется побить ферзя! Но нельзя - связана. Эта ладья похожа на лисицу из басни Крылова «Лисица и виноград»: видит око да зуб неймет. (диаграмма 5) (слайд 5)2132965254000023710905905500Что будет, если черные побьют на d8? Размен. Казалось бы, белые спаслись, но тут у черных находится замечательный двойной удар. 2…. Фh4+!Почему нельзя бить ферзя? Из-за связки черные выиграют.Эффективна связка в окончаниях.203771521907500(Диаграмма 6) (слайд 6)В этой позиции две ладьи не могут выиграть у слона ввиду «мертвой» связки1. . . . Ch5 – f7!Любой ход королем или отход ладьи d3 с линии «d» ведет к потере ладьи d5. Если белые играют2. Лd3 – d2 . . .то черный слон гуляет взад-вперед по диагонали, сохраняя связку и выжидая,2. . . . Сf7 – e6!Конечно, слону невыгодно связывать ладью d3 –1. ... Сh5–e2?2. Крс4–с3 Се2:d33. Лd5:d3.А ладья, как известно, ставить мат умеет!Аронин в партии с Микеносом сыграл (диаграмма 7)(слайд 7)1. . . . Лс8 – d8!Ладья не боится взятия из-за диагональной связки. Чёрные грозят выиграть ферзя.После 2. Фd3 : f5 . . .срабатывает и вертикальная связка2. . . . Лd8 : d1X. А теперь ребята давайте с вами попробуем применить «Связку» в задачах. Предлагаю вашему вниманию несколько задач для тренировки. Упражнения для повторенияНайди связку. Обозначь ее линией, обведи кружочком связанную фигуру, крестиком – поля, запрещенные для короля, и вам станет понятно, кто нанесет последний удар. Реши задачи мат в 1 ход, при помощи связки.348551557785001803401054100037141151143000039941611430100 577151510160000246634015875000353314018161000251396522860001993902476500371411514605003994154318000581914011430002466340145415003599815140970001803401435100039941416065400383794015684500588581518224500 Выигрыш благодаря связкеЛитератураШахматного учебника Кострова В. и Давлетова Д. Урок двадцать восьмой. Шахматная связка. Виды связок.Создано 13.08.2012 15:36Автор: Костров В. и Давлетов Д.Елена Балашова «Шахматная азбука» .- Т «Имидж Принт», 2012.-144с.:ил.  О. Подгалец «Прогулка по Белым и Черным полям».- Ростов-но-Бону: «Феникс»,2006.- 187с.:ил.Урок двадцать восьмой. Шахматная связка. Виды связок.Грозным оружием является шахматная связка. Сколько мучений приносит связка всем шахматистам. Часто сразу после дебюта слоны связывают коней. Кони не могут отойти ведь за ними король и ферзь. Как лучше связать фигуры противника и как защититься от связки, мы и разберёмся на этом уроке.Связка – это нападение линейной фигуры (ладьи, слона, ферзя) на фигуру неприятеля, которая закрывает собой либо другую фигуру (обычно более ценную), либо важное поле.Шахматные фигуры в связкеВ связке минимум 3 участника:Связывающая фигура – это фигура, которая производит нападение.Связанная (заслоняющая) фигура – это фигура, которая защищает другую, более важную.Прикрываемая (цель связки) – это фигура или важное поле, на которую(-ое) нацелилась связывающая фигура.Связка происходит только по прямой линии – горизонтали, вертикали, диагонали. Связку могут осуществить ладья, слон и ферзь.Виды шахматных связокШахматная связка бывает полной и неполной. Если прикрывают короля, то связка полная, так как связанная фигура не может отойти.Разберём четыре следующих примера:Абсолютно полная связка. Ладья b7 не может сделать ход, она связана ферзём d5. Не может пойти чёрный король из-за угрозы 1. Фd8X. Грозит 1. а6, и мата не из-бежать.Относительно полная связка. Ладья g7 может двигаться только по горизонтали «g».Неполная связка. Конь b2 не прикрывает фигуры, но он не может отойти, так как заслоняет поле b1. На отход коня последует 1. . . . Лb4–b1X.Сложная полусвязка. На диагонали h4–е1 три чёрных фигуры. Если конь g3 или ферзь f2 отойдут, то неполная связка станет полной.Связка – это грозное оружие. С её помощью слабая фигура может отвлечь от поля боя превосходящие силы противника. Связка встречается на всех стадиях партии. Почаще применяй её в своих партиях и сам не попадайся на неё! Но если противник применил связку, то не спеши сдаваться. Существует масса возможностей спастись!В этой позиции примерное материальное равенство. Белые вначале связывают коня черных, а затем усиливают связку, создав на него второе нападение.Лa1 – e1 f7 – f6f2 – f4!! Крe8 – e7f4 : e5 f6 : e5Ле1 : е5+Теперь получается окончание, в котором ладья легко справится с двумя пешками противника.Красивую комбинацию на тему «связка» провёл чемпион мира Гарри Каспаров против Эльвеста.Белые грозят страшным ударом на g7, их слон связывает ладью, которая неподвижна и не может побить ферзя. После размена у белых остаётся три пешки против двух и большие шансы на победу. Но Каспарову всё же удаётся использовать свою связку: ладья – ферзь – король. Причём в этой комбинация встретились связка с двойным ударом.. . . Фd5 – d1+!Kpg1 – g2 Фd1 : g4+Эффективна связка в окончаниях.В этой позиции две ладьи не могут выиграть у слона ввиду «мертвой» связки1. . . . Ch5 – f7!Любой ход королем или отход ладьи d3 с линии «d» ведет к потере ладьи d5. Если белые играют2. Лd3 – d2 . . .то черный слон гуляет взад-вперед по диагонали, сохраняя связку и выжидая,2. . . . Сf7 – e6!Конечно, слону невыгодно связывать ладью d3 –1. ... Сh5–e2?2. Крс4–с3 Се2:d33. Лd5:d3.А ладья, как известно, ставить мат умеет!Аронин в партии с Микеносом сыграл1. . . . Лс8 – d8!Ладья не боится взятия из-за диагональной связки. Чёрные грозят выиграть ферзя.После 2. Фd3 : f5 . . .срабатывает и вертикальная связка2. . . . Лd8 : d1X. Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника "Шахматы для детей, родителей и учителей" Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн.С вопросами обращайтесь по адресу: chessknigi@mail.ru. Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.Тема: «В стране шахматных чудес»Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи:Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, линейном мате, рокировке, запись адресов шахматных фигур, активизировать мыслительную деятельность.Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.Оборудование: интерактивная доска, магнитная шахматная доска –1, напольная шахматная доска – 1, комплект напольных шахматных фигур– 1, комплект магнитных шахматных фигур– 1, конверты с заданиями – 3, портрет шахматной фигуры – Ладья, портрет шахматной фигуры – Король, портрет шахматной фигуры – Слон, портрет шахматной фигуры – Ферзь, портрет пешки, бумажные салфетки, фломастеры по количеству детей (один синий и один красный).Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации, линейного мата.Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.Ход занятия:Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько гостей у нас в группе. Давайте с ними поздороваемся.– Здравствуйте уважаемые гости! Мы вас приветствуем в шахматном королевстве.  (Дети здороваются с гостями.)– Ребята, посмотрите у нас с вами новая большая напольная шахматная доска, но что-то здесь не хватает. Как вы думаете, чего не хватает?Ответы детей.Воспитатель. Правильно шахматных фигур. Их заколдовал злой волшебник.Волшебник (голос) Ха-ха, я злой волшебник, и я заколдовал вашу шахматную доску, а чтобы ее расколдовать вам необходимо поделиться на команды «Белая ладья» и «Черная ладья», а затем справиться со всеми моими заданиями.Воспитатель. Юные шахматисты, будем расколдовывать шахматную доску.Ответы детей.Воспитатель. Для этого вам нужно поделиться на две команды. Дети одетые в белые накидки будут в команде «Белая ладья», а дети одетые в черные накидки будут в команде «Черная ладья».(Воспитатель выбирает капитанов команд.)Ответы детей.– Ребята, теперь мы смело можем отправляться со своими знаниями по шахматному королевству.Волшебник. Первое задание – найдите шахматную фигуру – Конь.(Дети находят на интерактивной доске шахматную фигуру – Конь, и встают полукругом возле интерактивной доски, а затем слушают внимательно загадки.  После каждой отгадки ребенок дотрагивается до вопросительного знака на интерактивной доске и появляется отгадка.)Воспитатель. Первая загадка для команды «Белая ладья». Слушайте внимательно.Иногда король с ладьейХодят вместе очень ловко,Шахматисты ход такойНазывают…(Рокировкой)– Посмотрите на интерактивную доску и скажите какие бывают рокировки?Ответы детей.Воспитатель. Правильно длинные и короткие.– Следующая загадка для команды «Черная ладья». Слушайте внимательно.Это есть не пораженье,Не фиаско, и не крах,А всего лишь нападенье –Королю объявлен…(Шах)– Посмотрите на интерактивную доску и скажите какой фигурой королю объявлен шах?Ответы детей.Воспитатель. Правильно черной ладьей. – А сейчас загадка для команды «Белая ладья».Если в шахматы играешь,То, конечно, это знаешь –Будет лучший результат,Если ты поставишь… (Мат)– Посмотрите на интерактивную доску и скажите королю объявлен шах, если да то какой фигурой?Ответы детей.Воспитатель. Правильно ферзем.  – А королю можно куда-нибудь пойти?Ответы детей.Воспитатель. Правильно нет. Значит эта позиция мат.– Следующая загадка для команды «Черная ладья».Слабый в шахматах готовИ поймать такой «улов».Я ответу буду рад:Результат ничейный…(Пат)– Посмотрите на интерактивную доску и скажите королю объявлен шах?Ответы детей.Воспитатель. Правильно нет. – А король может куда-нибудь пойти?Ответы детей.Воспитатель. Правильно нет. Значит эта позиция пат.Волшебник. Вижу справились с заданием, а теперь найдите шахматную фигуру – Слон. (Дети находят в комнате шахматную фигуру – Слон, а воспитатель достает письмо №2. Читает письмо)Воспитатель.– Во втором испытании вам необходимо записать адреса шахматных фигур.– Присаживаемся за столы. Команда «Белая ладья» садится справа, а команда «Черная ладья» садится слева от меня.– Все красиво мы сидим за осанкой мы следим.– Ребята, переверните карточки с заданием, вам нужно вписать в прямоугольники адреса шахматных фигур. Всем все понятно?Ответы детей.Воспитатель. Возьмите в руки синий фломастер и начинайте выполнять задание.– Вы справились с заданием, а теперь проверьте друг у друга. Если вы нашли ошибку то возьмите красный фломастер и напишите правильный ответ рядом с прямоугольником.– Ребята вы писали, ваши пальчики устали. Давайте с ними поиграем.Пальчиковая гимнастика:Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)Необычен каждый шаг!               (указательный палец)А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столуХодит только прямо!                     вперёд)Волшебник. Как вы быстро справились с таким сложным заданием, а теперь найдите шахматную фигуру – Король.(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Король, а воспитатель достает письмо №3.)Воспитатель. Следующее испытание для капитанов команд. Для выполнения задания команда «Белая ладья» подходит к демонстрационной шахматной доске, а команда «Черная ладья» подходит к столику с настольной шахматной доской. Слушаем внимательно задания: капитану команды «Белая ладья» необходимо на демонстрационной доске черному королю двумя ладьями поставить линейный мат; капитану команды «Черная ладья» в белой шахматной армии сделать короткую рокировку. Капитаны команд выполняют задания, а участники команд наблюдают за правильностью выполнения своих капитанов. Всем все понятно?Ответы детей.Воспитатель. Тогда начинаем выполнять задания.– Вижу капитаны команд справились с заданием. .– Команда «Белая ладья» ваш капитан справился с заданием?Ответы детей.Воспитатель. Команда «Черная ладья» ваш капитан справился с заданием?Ответы детей.Воспитатель.  Юные шахматисты, вы молодцы, а теперь мы поиграем.–Давайте подойдем к шахматной напольной доске.Физкультминутка:В понедельник вы шахматную фигуру-ладья рисовали.Во вторник вы по вертикали в классики играли.В среду вы по горизонтали танцевали.В четверг вы шахматные улицы перечисляли.В пятницу вы по белой большой диагонали гуляли на цыпочках и руки верх поднимали.А в субботу отдыхали.Волшебник. Хорошо играете на шахматной доске, а теперь найдите шахматную фигуру – Ладья.(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Ладья, а воспитатель достает письмо №4)Воспитатель. В следующим испытании вам необходимо отгадать кроссворд. – Присаживаемся за столы. За осанкой мы следим все красиво мы сидим. (На интерактивной доске появляется кроссворд.)– Первый вопрос для команды «Белая ладья». Слушаем внимательно вопрос. Кто знает тот руку поднимает.– 1. У этой фигуры ход похож на уголок – 3 клетки прямо, клетка в бок?Ответы детей.Воспитатель.– Правильно конь.–Вопрос для команды «Черная ладья».– 2. По косой он ходит и хоботом водит?Ответы детей.Воспитатель.– Правильно слон.– Вопрос для команды «Белая ладья».– 3. Один раз погибает, а два раза родится?Ответы детей.Воспитатель.– Правильно пешка.– Вопрос для команды «Черная ладья».– 4. Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали?Ответы детей.Воспитатель.– Правильно ладья.– Вопрос для команды «Белая ладья».–  5. Кто двигается также как слон и ладья?Ответы детей.Воспитатель.– Правильно ферзь.– Вопрос для команды «Черная ладья».– 6. Гладкий он любит расчищенный путь, только на шаг он может шагнуть?  Ответы детей.Воспитатель.– Правильно король.– Ребята, какое слово получилось по вертикали, выделенное красным цветом?Ответы детей.Воспитатель.– Правильно пешка.– Ребята, а чем интересна пешка?Ответы детей.Воспитатель.– Правильно пешка не является фигурой, но может стать фигурой. Например: если любая белая или черная пешка достигнет последней горизонтальной линии соперника, после чего пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Поэтому говорят, что пешка два раза родится.– Волшебник, мы справились со всеми твоими заданиями.(В группе появляется волшебник.)Волшебник. Юные шахматисты, какие вы молодцы, справились со всеми моими заданиями. Я очень рад, что вы любите играть в шахматы, поэтому я помогу вам до конца расколдовать напольную шахматную доску, но для этого вам нужно еще немножко потрудится.– Послушайте меня внимательно.– Команда «Белая ладья» найдите шахматную фигуру ферзь.(Как только команда «Белая ладья» найдет шахматную фигуру ферзь. Команда «Белая ладья» в месте с воспитателем подойдет к этой фигуре и будет ждать выполнения задания команды «Черная ладья».)– Команда «Черная ладья» найдите пешку.(После того как команда «Черная ладья» справится с заданием. Команда «Черная ладья» и волшебник подойдут к пешке.)– Какие вы молодцы справились с моими заданиями. Ребята повторяйте за мной волшебные слова: крибле, крабле, бумс.(Волшебник и воспитатель снимают накидки с напольных шахматных фигур.)Воспитатель.  Ребята, теперь у нас с вами есть большая напольная доска и два шахматных войска. Мы с вами сможем играть в шахматы на полу. – И сейчас мы немножко поиграем. Каждая команда расставит свое войско на напольной шахматной доске. Но для этого сначала вспомним на каких горизонталях стоят белая и черная армия?Ответы детей.Воспитатель. Правильно белое войско стоит на 1; 2; горизонтали, а черное войско на 7; 8; горизонтали.(Волшебник и воспитатель подают детям напольные шахматные фигуры. Как только команды справились с заданием, они делают взаимопроверку.)– Дети, давайте сделаем взаимопроверку, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:Я смотрю на первый ряд,По краям ладьи стоят.Рядом вижу я коней,Нет фигуры их хитрей.Меж коней заключеныНаши славные слоны.И еще два поля есть,А на них король и ферзь.А теперь без спешкиИдут на место пешки.– Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?Ответы детей. Воспитатель. Правильно ферзь любит свой цвет.Волшебник. Молодцы потрудились от души и я сейчас вам вручу сладкие призы.(Раздает сладости детям и взрослым, а затем уходит.)Воспитатель. Юные шахматисты, путешествие по шахматному королевству закончилось и сейчас вы с Еленой Георгиевной пройдете в кабинет логопеда.(Елена Георгиевна выводит детей в спальню.)– Уважаемые гости, подойдите к демонстрационной магнитной шахматной доске и если вам понравилось занятие прикрепите на шахматную доску белую шахматную фигуру, если я что то не учла прикрепите черную шахматную фигуру.Конспект открытого занятия «Поможем  шахматному королевству».Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи:Развивать память, внимание, логическое мышление, умение ориентироваться на плоскости.Учить детей решать простые шахматные заданияАктивизировать мышление за счет загадок, разгадывания кроссвордаМатериалы:Напольная шахматная доскаКарточки с адресамиКлючНастенная шахматная доскаПлоские шахматные фигурыБольшой кроссворд, написанный на ватмане.Письма с заданиямиХод занятия:- Ребята из шахматного королевства поступил сигнал о бедствии (SOS). Там объявилась Снежная королева, она не хочет, чтобы в шахматном королевстве наступила Весна.- Вы знаете, что она сделала?(Предположение детей)- Да, ребята она заморозила шахматную доску!!!!- Расскажите, пожалуйста, сможем ли мы играть без доски?(Ответы детей)- Почему?(Ответы детей)- Дети, давайте поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной королевы!(дети - давайте!)- А как же нам попасть в это королевство?(предположительные ответы детей)- Может нам оставили какой-нибудь знак?(на зеркале висит загадка)Через фигуры, через клетки.Как буква «Г» - его скачок?(конь)- Молодцы, ребята. Это действительно конь. Посмотрите, а что у него на шее висит?1письмо: Вы должны пройти лабиринт- ход конем и узнать, где лежит второе письмо.(решение диаграммы)- Как ходит конь?(ответы детей)- Ребята, будьте внимательны, не ошибитесь, а то нам никогда не найти второе письмо!!- Прошли лабиринты? Молодцы! На каком адресе остановился конь?- H8- Молодцы, давайте посмотри, что написано в этом письме?2 письмо: Кроссворд: Как называется Шахматное сражение между двумя соперниками? (партия)Кто двигается также как слон и ладья? (ферзь)Как называется угроза королю? (шах)Гладкий люблю я расчищенный путь, только на шаг могу шагнуть?  (король)Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали? (ладья)ПАРТИЯФЕРЗЬШАХКОРОЛЬЛАДЬЯ- Что же у нас получилось за слово?(ПЕШКА)- Ребята, а что вы знаете о пешке?(Ответы детей)- Ребята, посмотрите  здесь новое послание. (На стене изображение Пешки, за ней задание)3 письмо: Вам никогда не добраться до Шахматного королевства, вокруг вас болото!!!- Что же мы знаем о болоте?(ответы детей)- Правильно, там есть кочки и мы пойдем по ним. Есть подсказки! Надо выбрать одного из вас кто сможет пробраться к следующему письму. (считалка)- Надо идти с поля Е1. 3 поля вперед, 3 вправо, 3 вперед, 2 влево, 1 вперед.- Молодец, дошел. А как же ему дойти до нас? Надо прочитать письмо в обратном порядке.4 письмо:Вы сможете помочь нам, если найдете волшебную палочку.- А что ты нам еще принес. Карточки с адресами- Давайте, их разложим и посмотрим, что у нас получилось. - Что получилось? Молодцы, волшебная палочка!-Молодцы, давайте пойдем к Шахматной доске и растопим лед, с помощью волшебной палочки.Снимаем ткань. Посмотрите все фигуры перепутаны.- Давайте, поможем фигурам встать на место.По краям доски Ладьи встали, как две башни.Дальше для погони красавцы Кони.Рядом с конями Слоны, для охраны они.А теперь на заметку Ферзь любит свою клетку.А с ним и король.Перед ними стена восемь Пешек, как одна.- Молодцы! А теперь давайте сыграем « Море волнуется раз…» ( только вместо фигур дети показывают рукой стороны. Вертикали, горизонтали и диагонали.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X