Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ракутина Елена Владимировна

Художественное творчество как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Художественное творчество как средство социально – коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя Ракутиной Елены Владимировны. МБДОУ ЦРР Детский сад «ЛИРА». Социальное воспитание-основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности. Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения. Отсюда вытекает понятие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность (лат. competens — надлежащий, способный) — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Опираясь на разных авторов, выделим основные навыки, необходимые для коммуникативного взаимодействия: -умение четко выражать мысли; -умение грамотно выстраивать речь; -умение расположить к себе собеседника; -умение слушать собеседника и принимать его позицию;-неконфликтность; -умения поддерживать долгосрочные контакты; -знание этикета; -умение прогнозировать «ход» общения. Таким образом, в коллективной деятельности дети 4—5 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Конечно, детям легче организоваться для совместной игры на интересующую их тему, чем для общей работы по рисованию. Совместные действия в рамках неигровой деятельности требуют дополнительной мотивации, эмоциональной заинтересованности и технической поддержки отношений в процессе выполнения. При правильной организации со стороны взрослого выполнение совместных творческих задач может быть очень успешным. За счет растущей способности к произвольности коллективная деятельность дошкольников становится организованной. Некоторые дети к концу дошкольного детства способны в любой деятельности распределить действия внутри своей группы, дружно их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе оценить личные и общие результаты. Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции: -информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;-контактная — готовность к приему и передаче информации;-координационная — согласование действий и организация взаимодействия;-перцептивная — восприятие и понимание друг друга;-развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности. Для успешной организации коллективной деятельности необходимо соблюдать следующие этапы: 1.Сообщение детям темы, цели, мотивация деятельности. 2.Обсуждение с детьми общего плана работы, цветового решения, материалов и способов изготовления композиции. Распределение работы между ее участниками. 3.Творческая художественная деятельность (может быть индивидуальная, в парах, в микрогруппах, фронтальная). 4. Совместный поиск способов решения композиции. 5. Подведение итогов работы (удалась ли работа, что особенно удачно, какие были ошибки, как можно исправить, любование, обыгрывание). Для чего же нужно социальное- коммуникативное развитие?Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, которые включают в себя:-моральные и нравственные ценности;-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Основной целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Задачами социально-коммуникативного развития являются:-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;-развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками;-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Для реализации задач социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию;— пониманию;— оценке;— выбору для себя установки.В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;- Обучение умению слушать и слышать другого;- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;- Формирование чувства симпатии между участниками общения;- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;- Обучение умению детей владеть собой;- Развитие умения анализировать ситуацию;- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков. Таким образом, следует отметить, что социально-коммуникативное развитие является, одним из базовых элементов в развитии дошкольника. Итак, каким же образом художественное творчество является средством социально-коммуникативного развития? И как они связаны между собой? Занятие художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, вызывают радостное и приподнятое настроение. В процессе занятий художественным трудом, происходит формирование всех психических и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, что является одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников. Свою работу с детьми по изобразительной деятельности я строю согласно задачам социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Во время проведения занятий на такие темы как «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Опасные предметы», «Опасные приборы», «Что можно, что нельзя», «В лес по грибы», «Хорошие поступки» беседую с детьми, привожу примеры из жизни, создаю проблемные ситуации и вместе с детьми решаем их. Дети помогают взрослым сажать деревья, для того чтобы птицы прилетели и воздух был свежим. Во время декоративного рисования рассказываю детям об истории возникновения росписи и трудностях быта людей тех времен. Из каких источников мастера брали элементы узоров. Дети отвечают, спорят, доказывают. Стараюсь помочь детям усвоить ими нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Не менее важной задачей социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками. Данную задачу я раскрываю с помощью таких тем как «Дорожные знаки», «Хозяин - Светофор». Рассматриваем иллюстрацию, где дети играют на проезжей части дороги, решаем можно ли это делать и в каких местах… С помощью этих тем помогаю детям повторить правила дорожного движения, правила безопасности на перекрестке. Темы «Дети делают зарядку», «Если хочешь быть здоров» напомнят детям о необходимости беречь здоровье, закаляться, делать зарядку. Рисование на тему «Человек и природа», «Красивый пейзаж», «Кормушка», «Птицы наши друзья» учит детей любить и беречь природу, вызывает желание покормить голодных птиц, формирует сознание: не сломай ветку, не раздави жука, мы в ответе за все живое и неживое вокруг нас. Основы собственной безопасности закрепляем в рисунках «Электроприборы», «Опасные предметы», рисуя, вспоминаем правила эксплуатации бытовой техники, как поступить в сложной ситуации. Ну, и, последней рассмотренной нами задачей социально-коммуникативного воспитания будет формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда, творчества. Помогают такие портретные темы в рисовании, как «Автопортрет», «Портрет соседа», «Моя мама», «Моя семья», «Я в детском саду», «Профессии», «Защитники Отечества», «Мы спортсмены», «Мой папа - военный»; предметные рисунки «Овощи», «Фрукты и ягоды», «Кому что надо», «Транспорт». Самые маленькие рисуют «Картофель в мешке», «Помидоры в банке»; сюжетные: «Овощной магазин», «Строим дом», «Домашние животные», «Цирк», «Звери в лесу». Дети любят рисовать сказки. Нарисованные сюжеты сказок напоминают дошкольникам основы поведения в быту «Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Цветик-семицветик»; в природе «Три медведя». Эти сказки помогают развивать у детей отзывчивость, сопереживание, усвоить нормы, принятые в обществе; способствуют становлению самостоятельности, саморегуляции собственных действий. Зарисовки сюжетов сказок «Мойдодыр», «Девочка чумазая». Во время работы над рисунком стараюсь создать все условия для приобщения детей к миру искусства, знакомлю с видами изобразительного искусства, жанрами живописи. Самыми любимыми стали картинки о природе. Через рисунок ребенок выражает свое отношение к окружающему, к красоте природы, свои эмоции. Часто использую нетрадиционные техники рисования, тем самым развивая у детей воображение, фантазию, формируя творческое мышление. Важным фактором в приобретении ребенком социального опыта является семья. С помощью родителей выполняю задачу по привитию навыков в изодеятельности, устраивая выставки рисунков, выполненных родителями с ребенком «Кормушки для птиц», «Птицы - наши друзья», «Зимушка-зима», «Если хочешь быть здоров». В дальнейшей своей работе хочу расширить темы по рисованию, беседы, проблемные ситуации, работу с родителями, формируя у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, здоровьесбережению. Приложение 1. Рассматривание плакатов по пожарной и дорожной безопасности. Приложение 2. Знакомство с военной техникой, рисование и аппликация. Приложение 3. Организация выставок работ. Инсценировка сказки, подготовка к сюжетному рисованию. Приложение 4. Участие родителей в конкурсах рисунков.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X