Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Полькина Ирина Александровна

Использование приёмов технологии критического мышления при подготовке к ОГЭ русскому языку

скачать документ

Вернуться назад

Использование приёмов технологии критического мышленияпри подготовке к ОГЭ русскому языкуПолькина Ирина АлександровнаМуниципальное казенное общеобразовательное учреждениеСтарощербаковская средняя общеобразовательная школаБарабинского района Новосибирской области(МКОУ Старощербаковская СОШ)учитель русского языка и литературы Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Опыт работы с использованием элементов данной технологии показывает её несомненную ценность для учителя – филолога, готовящего учащихся к ГИА. Во-первых, тем, что каждый её приём работает на формирование у учеников филологической компетенции. Во-вторых, чтение и письмо – это процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Мы живём в информационно насыщенном мире, и поэтому очень важно уметь правильно работать с информацией. Навыки этой работы необходимо приобрести ученику ещё в школе, чтобы потом применять их в жизни. Однако практика показывает, что зачастую дети не умеют правильно читать: читать вдумчиво, то есть активно воспринимать и критически осмысливать информацию с целью включения её в свой собственный контекст. Приёмы технологии развития критического мышления позволяют эффективно работать над этой проблемой.Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная и осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника…), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.Третья стадия – «рефлексия»  – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и создает свой собственный текст. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют и, наконец, сочиняют. Перейдём к конкретным примерам.Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Как это сделать?Приём «Верные и неверные утверждения» на уроках русского языка можно использовать при повторении к ГИА. Например, приступая к повторению вводных слов, можно выяснить, хорошо ли учащиеся ориентируются в данной теме, путём использования таких утверждений:1. Вводные слова не являются членами предложения.2. Слова наконец, однако, значит всегда являются вводными.3. Если вводные слова выделить из предложения и прочитать его без них, грамматическая связь слов не изменится, но изменится смысл.4. Вводные и вставные конструкции – это одно и то же.Приём «Верные и неверные утверждения» можно применить при анализе текста при подготовке сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Перед анализом фрагмента рассказа Ю. Яковлева «Багульник» можно предложить такие утверждения, отвечать на них просто «да-нет». Далее предлагаю ребятам заполнить первую графу таблицы: «Знаю – хочу узнать – узнал». Последующие колонки таблицы заполняются на втором и третьем этапе.Вторая стадия урока, построенного по технологии критического мышления, - осмысление. На второй стадии «Верные и неверные утверждения» формулируем вопросы и заполняем вторую графу таблицы: «Знаю – хочу узнать – узнал». И завершается стадия осмысления новой информации работой с текстом, предложенным учителем. Каждому ученику выдаю текст, предлагаю его прочитать, применяя приём маркировки (INSERT). Для маркировки текста используются следующие значки: «v» - это известно; «+» - это интересно, неожиданно; «?» - хотелось бы узнать подробнее.Нам осталось заполнить третью графу, куда мы запишем словосочетания и предложения, помеченные знаком «+», вслух обменяться мнениями, ответить на поставленные в графе «Хочу узнать» вопросы, ещё раз послушать друг друга, и работа почти закончена.Использование таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал» полезно и при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему в 9 классе. Так, на уроке по теме «Функции знаков препинания» выясняем у учащихся, какие функции они уже знают, записываем в соответствующую графу: разделительная функция, выделительная. По ходу урока встречаемся с примерами, иллюстрирующими другие функции: смыслоразличительную, эмоционально – экспрессивную. Записываем в графу «Хочу узнать». После изучения сути данных функций фиксируем новые знания в графе «Узнал». Очень эффективным методическим приёмом по организации чтения текста является чтение с остановками. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания. Применяем этот приём при подготовке к сочинению 15.2, 15.3. Текст читается вслух учеником, в определённом месте учитель говорит СТОП! И задает вопросы-прогнозы: Как вы думаете, что будет дальше? Как поступит герой? Чем закончится текст? Чтение с остановками можно использовать и при подготовке к устной части, и при написании изложения. Этот приём помогает проанализировать текст, понять его тему, идею. На этапе осмысления текста полезно использовать приём «Шести шляп критического мышления». Это работа в группах: Белая шляпа (объективный наблюдатель): мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.                                                     Красная шляпа (эмоциональный наблюдатель): высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя,   назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем.Черная шляпа (взыскательный критик): выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.Желтая шляпа (позитивная): выделение позитивных сторон характера, поступков героя.Синяя шляпа (философская): поиск обобщающих параллелей, общие выводы,  полученный урок.Зеленая шляпа (творческая):  поиск новых граней в изученном материале.Когда все мнения будут высказаны, можно приступать к сочинению-рассуждению.Одна из самых важных стадий - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной. Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, можно написать синквейн, а можно предложить домашнее задание - создать текст «РАФТ». Основной задачей для выполняющих это творческое задание будет создание описания, повествования или рассуждения от имени выбранного персонажа. Сложность заключается в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.Р – это роль (директор, завуч, учитель, родитель, ученик, почётный гость, политик, звезда шоу-бизнеса, астролог, оперуполномоченный, психотерапевт)А – аудитория (друг, начальник, случайный попутчик)Ф – форма (эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, частушки, докладная, заявление).Т – тема.Ценность этой работы заключается ещё и в том, что ребёнок не просто учится создавать текст на заданную тему, но и демонстрирует свои ораторские способности: сочинение читается вслух и оценивается 4-мя оценками (за роль, аудиторию, форму и тему).Эффективным приёмом при изучении новой темы или при повторении теоретического материала в процессе подготовки к ГИА являются кластеры. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Он может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Так, ученики 9 класса с успехом составляют кластеры по теме «Сложноподчинённые предложения», в которых отражены названия видов придаточных, значение, вопросы, средства связи, примеры схем. Кластеры можно использовать и при подготовке сочинения 15.3 при формулировании понятий «Доброта», «Человечность», «Милосердие» и т.д.Приёмов развития критического мышления очень много. Они интересны, разнообразны, хорошо описаны в методической литературе. Использование этих приёмов позволяет учителю занимать позицию не механического проводника информации, а партнёра ученика в учебном процессе. Использование приёмов технологии развития критического мышления даёт возможность личностного роста учащихся, ведёт к их успешности в обучении и развитии. Происходит обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развивается умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, то есть формируются коммуникативные компетенции. Систематическое использование элементов данной технологии позволяет эффективно подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X