Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ушакова Виктория Владимировна

Экологический краткосрочный проект "Зимующие птицы"

скачать документ

Вернуться назад

Департамент образования администрации города Ханты – МансийскаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад №15 «Страна чудес»Примерное тематическое планирование в подготовительной к школе группеЛексическая тема «Зимующие птицы» Составитель: Ушакова В.В., воспитатель Ханты-Мансийск 2015Лексическая тема: «Зимующие птицы»1 неделя. Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.Понедельник - беседа «Что ты знаешь о птицах?»Вторник - дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь».                      Цель. Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости». Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.Среда. Отгадывание загадок о зимующих птицах.Грудка ярче, чем заря,У кого?.. У снегиря.Всех я за день навещу,Всё, что знаю, растрещу.Сорока.Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска шарфика.Синица.В серой шубке перьевой,И в морозы он герой,Назови его скорей,Кто там скачет?Воробей.Как лиса среди зверей,Эта птица всех хитрей,Прячется в морозных кронах,А зовут её …Ворона.Эти птички с хохолком,Очень яркие притом.На рябину прилетели,Птички эти…Свиристели.Посмотрите на балкон:Он с утра воркует тут.Эта птица – почтальон,Пролетит любой маршрут.Голубь.Над жуком и короедомДержит он всегда победу.По деревьям тук да тук:Кто для леса верный друг?Дятел.Рисование «Снегири на ветке рябины»Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.Четверг - изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.Пятница   -   дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».2 неделя. Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.       Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.Среда - оформление альбома: «Зимующие птицы».Четверг - оформление картотеки загадок, стихов о птицах.Пятница - оформление плаката «Зимующие птицы».3 неделя. Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.Понедельник  -   беседа «Трудно птицам зимовать».Вторник - заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.Среда - рисование «Моя любимая птичка».Пятница - чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;- заготовка корма для птиц;- подвижные игры «Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова»;- прослушивание записи голосов зимующих птиц.Взаимодействие с родителямиОформление ширмы «Зимующие птицы».Консультации – «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».Конкурс  поделок - «Мастерим кормушки для птиц»Департамент образования администрации города Ханты – МансийскаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад №15 «Страна чудес»Педагогический проект: «Зимующие птицы»Тип проекта: педагогическийМасштаб: краткосрочный, с 1ноября 2014 по 1марта 2015Участники проекта:Автор – разработчик: Ушакова Виктория Владимировна воспитатель 1 квалификационной категории 24 ребёнка подготовительной группыРодителиОснование для разработки:Проблема: В холодное время года зимующим птицам трудно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.Дети не знают зимующих птиц, иногда перелетных могут назвать зимующими. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы знания о зимующих птицах.Данные до проектаАктуальность: В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.Задачи:Расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.Пополнить развивающую среду по теме проекта.Воспитывать желание помогать птицам, заботиться о них.Способствовать развитию речи детей посредством художественной литературы и устного народного творчества о птицах.Рабочий план реализации проекта:Формы работы ЗадачиСрок реализацииОтветственныйБеседа, «Почему не все птицы осенью улетают в тёплые края» Рассматривание зимующих птиц в альбоме «Птицы», на иллюстрациях в книгах и журналах.Просмотр видеозаписей с голосами птиц.Цикл наблюдений за зимующими птицами.Разучивание стихотворений В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц». Оформление книжного уголка «Пернатые друзья» (подбор книг о птицах).Наблюдения за птицами во время прогулки. Развешивание кормушек. Подкормка птиц. (ежедневно)Дидактические игры: «Птицы», «Какие птицы прилетают к кормушке», «Четвёртый лишний».Отгадывание загадок про зимующих птиц. Заучивание считалок, пальчиковых игры, пословиц о птицах.НОД по экологии «Покормите птиц зимой…».Заучивание стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Зимний гость» Ю.Никонова., Е.Ильина «Синица», «Снегирь»НОД по лепке «Зимующие птицы» НОД по рисованию - «Снегирь на ветке» Беседа «Трудно птицам зимовать».Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто.Оформление альбома «Зимующие птицы»НОД по лепке «Птицы на кормушке». 18.Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.,Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» »19.Подвижные игры: «Улетают, не улетают», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова», «Куры и ястреб», «Собачка и воробьи».НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой»Наблюдение на прогулке, «Какие птицы прилетают к кормушке». Викторина: «Птицы наши друзья».Взаимодействие с родителями: Консультации - «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц».Выяснить, каких птиц знают дети, каких птиц узнают по иллюстрациям Учить наблюдать за птицами Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству. Закреплять названия птиц. Расширять знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).Учить создавать образ птиц. Развивать конструктивные навыки.Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.Расширять знания детей о жизни птицВоспитывать умение работать в коллективе.Развивать творческие способности детей- учить передавать внешний вид птиц Учить детей составлять описательный рассказ о птице.Закреплять знания детей о жизни птиц. Закреплять знания детей о жизни птиц. 1неделя ноября1 неделя ноябряС ноября по март 2 неделя ноября 2 неделя ноября Ежедневно, 2 неделя ноябряежедневно3 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября1 неделя декабря1неделя декабря 2 неделя декабря 2 неделя декабря 3 неделя декабря 4 неделя декабря4 неделя декабря Декабря-февраль3,4 неделя января1 неделя февраля Ежедневно 2 неделя февраля3 неделя февраля3 неделя февраляВоспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели ВоспитателиВоспитателиВоспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели ВоспитателиВоспитателиВоспитателиВоспитатели ВоспитателиВоспитателиВоспитатели.ВоспитателиВоспитателиВоспитатели, дети Воспитатели, детиВоспитатели, родителиВоспитатели, родители, дети.Предполагаемый результат проекта:•У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;•Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни птиц.•У детей появилось желание заботиться о птицах, повысился интерес к наблюдению за ними.Данные после проекта:Обогащена развивающая среда: Оформлены дидактические игры «Четвертый лишний», «Какие птицы прилетают к кормушке», «Кого не стало»Сделан альбом «Зимующие птицы», плакат «Зимующие птицы»Изготовлены атрибуты к подвижным играм.Подобран иллюстративный материал по теме.Созданы презентации «Зимующие птицы». Создан макет кормушкиРазработано методическое пособие:Конспекты НОД (экологии) «Покормите птиц зимой…», лепка «Птицы на кормушке», рисование «Снегирь на ветке», лепка «Птицы на кормушке», викторина «Птицы наши друзья».Создана картотека стихов, загадок, считалок, рассказов о птицах.Разработан стендовый материал для родителей «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»Перспективы проекта:Этот проект может быть реализован в средней и подготовительной группах в любом дошкольном учреждении.Используемая литература:Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Сборник статей под ред. Венковой З.Л., Казанцевой Н., Пермь, 2007, ПКИПКРОМатериалы с курсов Венковой З.Л. «Педагогическое проектирование»Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 – 7 лет в условиях детского сада. (Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон) – М.: Просвещение, 2010Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ООО «Издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2010 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2011 Приложение Приложение № 1 ВоробейНа дворе морозище Градусов под сорок. Плачутся воробышки, Что весна не скоро. Что в морозы лютые плохо греют шубки,Я принес воробышкам на тарелке крупки.Я бы им и валенки подарил с калошами.Но сказала мама: «Воробей ведь маленький,Сразу, как запрыгает, потеряет валенки»В. Звягина Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. С. Есенин Поет зима - аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака.А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешенным И злится все сильней.И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна.Сергей Есенин «Берегите птиц» О птицах много знаем мыИ в то же время мало.И нужно всем: и нам, и вам – Чтоб их побольше стало.Для этого побережемСвоих друзей пернатых,Иначе мы к нулю сведем Певцов наших крылатых.Съедят деревья и плодыЛичинки насекомых,И поредеют все садыБез наших птиц знакомых.Они вознаградят труды,И зацветут кругом сады,Среди зеленой той листвыИх песенку услышать ты. Т. ЕвдошенкоВыбегай поскорей, Посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный Нос Им рябинки принес. А. Прокофьев К нам с ветрами прилетели Стаи ярких свиристелей. Прилетели свиристели, Песню севера запели. Пусть метель, как старый мельник, Белит сосны, белит ельник –Много ягод свиристелям Заготовил можжевельник... Есть крушина, есть калина, А в колхозе, у овина, Стынет в инее рябина. Как пришла пора метелей,Налетели свиристели. Заскрипели, засвистели... Все до ягодки поели.  А. Барто.Покормите птицПокормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать веснуВот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе — Горе ей, настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны.Н. Рубцов Голуби, голуби, Раз, два, три... Прилетели голуби-сизари. И. Токмакова Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. А. БартоТрудно птицам зимовать, Надо птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. А. Чепуров ЗагадкиДнем молчит, Ночью кричит. {Филин, сова)Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел) Ты с модницей этой, Конечно, знаком: Вертушке на месте Никак не сидится — Все хвастает Синим своим сюртуком И шапочкой синей Гордится... (синица). Е. Ильин От простуд он не страдает, Не страшится злобных вьюг И к зиме не улетает На далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды И пригорок, и пустырь — Раз красавец прилетел к нам, Житель севера... (снегирь). Е. Ильин В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орел — а все же птица! (Воробей) Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор. (Дятел) Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая! (Сорока) Днем спит, Ночью летает, Прохожих в лесу пугает. (Сова) Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. (Сорока) На голом суку сидит, На весь двор кричит: "Кар-кар-кар!" (Ворона) Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды, С первым снегом Тут как тут! (Снегирь) А. Чепуров Странный доктор есть на свете, Он деревья лечит, дети. — Где болит? Тук-тук! А, нашел. Тут, тут. (Дятел) Е. Серова Чик-чирик! К зернышку прыг, Клюй, не робей, Кто это? (Воробей) Синяя косынка, Темненькая спинка, Маленькая птичка, Звать ее... (синичка)Выпал снег, а эта птица Снега вовсе не боится. Эту птицу мы зовем Красногрудым... (снегирем). Живет в лесу, Ухает, как разбойник, Люди его боятся, А он людей боится. (Филин) Это кто там на дорожке- Испугался нашей кошки? Это кто там поднял крик — Чик-чирик да чик-чирик? (Воробей)Беседа «Почему не все птицы улетают осенью в теплые края?» Цель: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам. Ход беседы. Сначала воспитатель предлагает послушать голоса птиц, а потом дети отвечают на вопросы.- Какое сейчас время года? (Осень.) - Какие изменения произошли в природе? (Опали листья.)- Почему стало мало птиц? (Исчезли насекомые.)- Чем отличаются птицы от других животных? (Они умеют летать и т.д., по ходу ответов воспитатель показывает модели.)- Каких птиц вы знаете? (Галка, скворец, воробей, дятел.) - Куда улетают птицы осенью? (На юг.) - Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелетные.) - Каких вы знаете перелетных птиц? (Скворцы, ласточки, журавли, грачи.) С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:Скоро белые метелиСнег подымут от земли.Улетают, улетели, улетели журавли.Не слыхать кукушки в роще,И скворечник опустел,Аист крыльями полощет —Улетает, улетел.Лист качается узорный,В синей луже на воде.Ходят грач с грачихой черныеВ огороде, по гряде.Осыпаясь, пожелтелиСолнца редкие лучи,Улетают, улетели, Улетели и грачи. Ребята, о каких птицах стихотворение? (О перелетных птицах.) Ребята, выберите картинки с перелетными птицами. Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, так как пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными. Перечислите насекомоядных птиц. (Дети перечисляют.) В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние, теплые страны. Впереди летит самый сильный — вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки — когда замерзают реки и озера. Эти птицы — водоплавающие. Перечислите мне этих птиц... Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!» - Какие птицы улетают первыми? Последними? Физкультурная минутка (стоя). Подвижная игра «Перелет птиц». Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (Зимующие.)- Каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, галка.) - А почему они называются зимующими? (Они зимуют в наших краях.)- Чем питаются зимующие птицы? (Рябиной, семечками.)- Где живут птицы? Как о них заботится человек? (Устраивают кормушки.) Воспитатель показывает иллюстрации. Перечислите птиц, каких вы видите на иллюстрациях. (Сорока, галка, ворона.) Какие это птицы? (Зимующие.) С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам в леса: чижи, снегири, чечетки, свиристели — это кочующие птицы (показывает их на иллюстрации.)- Почему они называются кочующими? (Кочуют, отлетают на небольшие расстояния, прилетают с севера.) Это те птицы, которые меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а потом улетают в тайгу; снегири, чечетки — обитатели севера.- А почему они перекочевывают к нам? (Привыкли жить в холоде, находят у нас пищу.)- Кто такие кочующие птицы, перечислите их. (Снегири, чечетки, королек.) Вывод: улетают на юг те птицы, которые не могут найти зимой корм.Список литературы:Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.«Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц). В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2Журнал «Обруч» - 2011.- №2 Беседа «Трудно птицам зимовать» Цель: закрепить знания о зимующих птицах, воспитывать желание помочь птицам в трудное для них время. Ход беседы.1.Отгадывание загадок.Угадайте, что за птицаСкачет по дорожке,Словно кошки не боится -Собирает крошки,А потом на ветку прыгИ чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей, Прячется в зеленых кронах, А зовут ее... (ворона.)Кто присел на толстый сукИ стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)Кто летает. Кто стрекочет -Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)Угадай, какая птица, бойкая, задорная,Ловкая, проворная, звонко тенькает: «Тень-тень!Как хорош весенний день!». (Синица.)Что за птицаМороза не боится,Хоть снега лежат везде,У нее птенцы в гнезде? (Клест.) Грудка ярче, чем заря, У кого? (У снегиря.)Дети отгадывают загадки и находят картинку с изображением птицы, выставляют на мольберт.2. Беседа.- О каких птицах идет речь? (О зимующих) Почему так считаете?3. Постановка и решение проблемного вопроса.- Как человек может помочь птицам перенести суровую зиму? Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Для подкормки птиц пригодны семена различных растений - конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленого сала. Воспитатель вместе с детьми составляют памятку, как подкармливать птиц:Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки! Не прибивайте кормушку к стволу дерева! Сметайте с кормушки хлеб!Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки несоленого сала.Список литературы:1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991.3. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: метод. пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е. А. Савельева.4. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.Конспект НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой»(подготовительная группа) Программное содержание:обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки.вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Материал: картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц. Модели «Существенные признаки птиц», модели питания птиц, модели — правила охраны птиц зимой. Предварительная работаНаблюдения за птицами. Чтение художественной литературы: Г.Снегирев «Про птиц»; Н.Сладков «Еловая каша»; В.Зотов «Клест», «О птицах», «Кедровка», «Глухарь»; В.Бианки «Кто к кормушке прилетел». Ход занятия1. Педагог. Ребята, к нам прилетел попугай, его зовут Кеша. Он живет в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. Кеша, ты сможешь отгадать загадку?Какой это мастер на стекла нанесИ листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)Педагог. В какое время года бывает мороз?(Кеша не знает. Помогают дети: зима — чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник — Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.)Педагог. А как зимуют наши младшие друзья — птицы? Чем мы им можем помочь в это трудное время?(Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться. Педагог вывешивает картинку с изображением кормушки.)Педагог. К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму. (Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор.)Педагог. Ребята, расскажите Кеше, как зовут этих птиц. Почему убрали других птиц? Что это за птицы? (Перелетные: ласточка, мухоловка, зарянка). Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные гости — снегири и свиристели. (Вывешивается картина — городской пейзаж с зимующими птицами.)Педагог. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и больше летают около жилья. (Вывешивается картина леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу.)Педагог. Но большинство птиц все же живет в лесу. Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними и Кешу.(На полянках между кустов видны следы тетеревов и рябчиков. Вместе с синицами по лесу кочуют поползни, пищухи, корольки, большой и малый пестрые дятлы.)Педагог. В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их (Ответы детей: клест, свиристель, чиж.)Педагог. Такие птицы называются растительноядными, или зерноядными. У этих птиц клюв не очень длинный, широкий, тупой. (Выставляется модель.) Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми. Такие птицы называются насекомоядными. Кто может найти насекомоядных птиц?(Дети выбирают и называют: поползень, синица, дятел, пищуха.)Педагог. Посмотрите, какой клюв у этих птиц (острый, длинный, немного загнутый — модель). Как вы думаете, почему у птиц разные клювы? Проводится игра «Узнай по клюву». У каждого ребенка изображение птицы без клювика. Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.2. (За столами.)Педагог. Ребята, перед вами конверты с заданиями. Вы должны открыть конверт, прочитать задание, выполнить его и рассказать Кеше, что вы сделали.Задания:«Чьи следы?» — определить, какая птица оставила тот или иной след;«Зимующие — перелетные» — отделить зимующих птиц от перелетных;«Сложи птицу» — подобрать голову, хвост, ноги к птицам;«Кто на кормушку прилетел» — найти зимующих птиц;«Узнай, какое время года?» — по действию птиц узнать, когда это бывает. (Птенцы, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц и т.д.);«Дикие — домашние птицы» — отделить домашних от диких.Дети рассказывают, что они сделали. Кеша оценивает их ответы. Физкультминутка. Под музыку дети изображают птицу. Кеша отгадывает, что это за птица.3. (Дети работают на панно.) Под надписью «Насекомоядные» дети выкладывают соответствующих птиц. Затем подбирают модели с едой — что едят эти птицы. Под названием «Растительноядные» также подбираются птицы и модели питания (ягоды рябины, шишки можжевельника и ели).Педагог. Поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц наблюдается заметное оживление. Стайки воробьев задорно чирикают, усевшись на пригреве. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У черных воронов начинаются «воздушные игры». До весны еще далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полет у них совсем иной, чем в остальное время: то, сложив крылья, они падают вниз, то поднимаются высоко, а то парят в воздухе. Они в это время всегда парами. Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь.- Каких кочующих птиц вы знаете? (Снегирь.) (Выставляется на панно картинка.)- Кто сможет рассказать о снегире? (Ответы детей: они кормятся семенами березы, сирени, можжевельника, ягодами рябины, снегири — спутники зимы.)Педагог. Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.К нам с ветрами прилетели Стаи ярких свиристелей. Прилетели свиристели, Песню севера запели. (А. Барто) Шумные стайки чечеток в серовато-буром оперении и малиново-красных шапочках прыгают с ветки на ветку. Выщипывают семена ольхи и березы. По проселочным дорогам, на полях собираются стайки миловидных пуночек. Их называют подорожниками, или снегурочками. Прилетают они из далеких мест — тундры. Питаются они семенами сорняковых растений или подбирают зерна, оставшиеся в поле. А где же ночуют птицы? Синицы — гаички, хохлатые, поползни, пищухи, корольки ночуют в дуплах по нескольку птиц, и даже в сильные морозы не вылетают оттуда. Большинство птиц ночует под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом — это лесные куры (глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки). Тетерева бросаются под острым углом с высокого дерева или прямо с полета вниз и исчезают в рыхлом снегу. Там они и спят в тепле и прячутся от хищников. (Лиса, рысь.) При выходе тетерева сильным ударом головы и крыльев пробивают снег и с шумом взлетают. Питаются они березовыми почками и сережками.Зима тяжелое время года. Но, тем не менее, есть любители-рыболовы и среди птиц. Кто расскажет о таких птицах? (Ответы детей.)(Ставится картинка — серая ворона.)Педагог. Не успеет отойти рыбак от лунки, а серая ворона тут как тут. Она не только подбирает отбросы, но и сама ловит рыбу. Она неподвижно стоит у лунки, терпеливо ждет, пока рыба неосторожно поднимется вверх, чтобы глотнуть свежего воздуха. Одно мгновение — и жертва в клюве. Удивительный рыболов и оляпка (водяной воробей). Маленькая буровато-серая, с белым пятном на груди птичка. Она поднимается в воздух, делает круг и бросается в холодную воду. Проходит 15—20 секунд, и птичка показывается из воды, держа в клюве водяного жука. Усевшись на камень, она съедает его. Оляпка может плавать и бегать под водой даже против течения, цепляясь за неровности дна. Оляпка хорошо видит под водой. Мороз ей не страшен. Правда, когда он скует льдом речку, ей приходится искать прорубь. Зимой оляпка ночует на берегу, в углублении между корнями растений. Оперение у нее густое, плотное, смазывается жиром из копчиковой железы. Ушное отверстие закрывается под водой кожистой складкой.Педагог. Кеша, ты со многими птицами познакомился, а вот еще одна удивительная птица. (Вывешивается картинка — клест.) В самые трескучие морозы на высоких заснеженных елях эти птицы вьют теплые гнезда. Нарядный, словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекая подружку, сидящую в гнезде, и кормит ее и птенцов отрыжкой еловых семян. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семена выпадут и птицам будет трудно добыть корм. Итог занятия. Сегодня вы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые — орнитологи. А наша с вами задача — помочь птицам в это трудное время, «чтоб без песен не пришлось нам встречать весну». Давайте, ребята, придумаем знаки — правила охраны птиц зимой. (Дети предлагают и объясняют свои знаки.)Список литературы:1.     В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.2.     Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.3.     Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.4.     Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова  «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель» Волгоград 2008г.»Конспект НОД ««Покормите птиц зимой…»(подготовительная группа) Программное содержание:формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.Ход занятия. Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена травы под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.) В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.-Жалко? (Очень жалко!)- Послушайте стихотворение Н. Грибачева.Ну, морозы, ну, морозы, Нос наружу - ой-ой-ой! Даже белые березы В серой корке ледяной. Даже белки-непоседкиВ ожидании теплаНе снуют на ветку с ветки,Не вылазят из дупла.И голодная синицаТихо плачет у окна:«Негде греться и кормиться,Ни козявки, ни зерна.День дымит морозной далью,Ночи стылы и темны,Замерзаю, голодаю,Не дожить мне до весны!»- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!- Послушайте продолжение стихотворения.И сказал Сережа: «Ладно! Потерпи недолгий срок...» И достал он из чулана Длинный гвоздь и молоток. Похрустев по снежной корке, Где петлял следами лис, Закрепил у старой елки На пеньке фанерный лист. А на лист - зерна, А на лист - пшена, Конопли две горсти –Собирайтесь, гости!- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?- Правильно, можно сделать и повесить кормушки. Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены варианты изготовления кормушек. - Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири - семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна - и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их –Не счесть, видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть И для них тепло. Разве можно забывать: Улететь могли,А остались зимовать Заодно с людьми...- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и...По небу весело скользя, Летят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!» (К. Мухаммали)Список литературы:Наблюдение на прогулке за птичьими следами на снегу(подготовительная группа)Программное содержание:расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит,развивать внимание, память, наблюдательность,воспитывать интерес к наблюдениям в природе.Ход наблюденияМы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие. Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке. А эти - побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке. А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.Трудовая деятельностьПостройка снежной горки.Цель: воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения.Подвижные игры«Ворона — воробей». Цели:— внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде;— упражнять ориентироваться в пространстве;— воспитывать дружеские взаимоотношения. «Лохматый пес».Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.Индивидуальная работа«Попади комом снега в цель».Цель: развивать глазомер и силу броска.Наблюдение на прогулке за птицами (подготовительная группа)Программное содержание:учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки,развивать мышление, активизировать словарь,воспитывать желание заботиться о зимующих птицах.Ход наблюдения Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем. Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички. Давайте сравним воробья и сороку.• Какое оперенье у воробья? • Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить? • А чем они схожи?• Чем они питаются?• Какую песенку поет воробей? А какую сорока?• Какие особенности вы еще заметили в их поведении?• Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им очень холодно и они хотят есть.)• Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они хотят есть и ждут, когда люди покормят их.)• Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать? (Повесить кормушки и подкармливать их крошками, сухими ягодами, семечками.)Трудовая деятельностьПостройка снежной горки.Цель: учить собирать снег в кучу и утрамбовывать его лопатками.Подвижная игра«Собачка и воробьи».Цели:— закреплять знания о характерных движениях птиц;— учить имитировать их голоса.Индивидуальная работаРазвитие движений. Цель: учить ориентироваться на участке, находить спрятанный предмет по словесному описанию.Наблюдение на прогулке, «Какие птицы прилетают к кормушке»(подготовительная группа)Программное содержание:закрепить знание детей о зимующих птицах,развивать память, наблюдательность,воспитывать желание заботиться о живых существах.Ход прогулкиНаблюдение Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.Художественное словоНа дворе морозище градусов под сорок. Плачутся воробышки, что весна не скоро. (В. Звягина)Воробышки игривые, как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, голодные, усталые,И жмутся поплотней. (С. Есенин)Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе — Горе ей, настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны. (Н. Рубцов)Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, завертелась как волчок. (А. Барто)Выбегай поскорей, посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный Нос им рябинки принес. (А. Прокофьев)Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать! Распилить я попросил досочку еловую,Вместе с папой смастерил птичкину столовую. (А. Чепуров)ЗагадкиДнем молчит, ночью кричит. (Филин, сова)Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел)Ты с модницей этой, конечно, знаком: Вертушке на месте никак не сидится — Все хвастает желтым своим сюртуком И шапочкой синей гордится... (синица).От простуд он не страдает, Не страшится злобных вьюг И к зиме не улетает На далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды И пригорок, и пустырь — Раз красавец прилетел к нам, Житель севера... (снегирь).В серой шубке перовой и в морозы он герой, Скачет, на лету резвится; не орел — а все же птица! (Воробей)Черный жилет, красный берет,Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая! (Сорока)Днем спит, ночью летает, прохожих в лесу пугает. (Сова)На голом суку сидит, На весь двор кричит: «Кар-кар-кар!» (Ворона)Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют: Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! (Снегирь) Странный доктор есть на свете, он деревья лечит, дети. — Где болит? Тук-тук! А, нашел. Тут, тут. (Дятел) Чик-чирик! К зернышку прыг. Клюй, не робей, Кто это? (Воробей)Синяя косынка, темненькая спинка, Маленькая птичка, звать ее... (синичка).Выпал снег, а эта птица Снега вовсе не боится. Эту птицу мы зовем красногрудым... (снегирем).Живет в лесу, ухает, как разбойник,Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)Это кто там на дорожке испугался нашей кошки? Это кто там поднял крик — чик-чирик да чик-чирик? (Воробей)Дидактические игры«Угадай по описанию» — дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель — научить составлять описательный рассказ.«Кто как поет?» — дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.Упражнения на развитие мелкой моторики рукПокрошить хлеб птицам.Пальчиковая гимнастика «Кормушка».Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают Прилетело? Мы расскажем. кулачкиДве синицы, воробей,Шесть щеглов и голубей,Дятел в пестрых крылышках.Всем хватило зернышек.Труд. Соорудить для птиц кормушку.Подвижная игра «Собачка и воробьи». Цель — закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. Ход игры. Один ребенок — «собачка», все остальные — «воробьи».Скачет, скачет воробей — Дети скачут.Скок-поскок! Скок-поскок!Кличет маленьких детей: Повторяют: «Чив! Чив! Чив!»Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив!Киньте крошек воробью,Я вам песенку спою:Чик-чирик! Чик-чирик! Повторяют: «Чик-чирик!» Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются.Подвижные игры1. «Улетают – не улетают» Программное содержание: закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, развивать память, внимание, воспитывать интерес к птицам. Ход игры. Под музыку дети врассыпную двигаются по групповой комнате, имитируя полет птиц. Воспитатель называет какую-либо птицу. Если эта птица зимующая, дети приседают на ковер («зимуют»), а если перелетная – убегают и садятся на стульчики («улетают в теплые края»).2. «Птички в гнездышках» Программное содержание: упражнять в имитации движений различных птиц, развивать двигательную активность, быстроту реакции, воспитывать интерес к птицам. Ход игры. На полу выкладываются обручи – гнезда птиц. Выбирается водящий – кот, который будет ловить птиц. Под музыку дети «вылетают из гнезд» и начинают бегать по групповой комнате, имитируя движения птиц. При остановке музыки кот бросается ловить птиц, а они стремятся успеть спрятаться в гнезде-обруче. 3. «Воробышки и автомобиль» Программное содержание: упражнять в имитации движений птиц, звукоподражании птицам и автомобилям, развивать быстроту, ловкость, воспитывать коллективизм. Ход игры. Дети делятся на две команды – воробышки и автомобили. Пока машины стоят в гараже, воробышки бегают, прыгают и т. д. по сигналу воспитателя машины выезжают на дорогу, а воробышки убегают от них.4. «Совушка» Программное содержание: закрепить знания об образе жизни совы, упражнять в умении сохранять статическое равновесие, воспитывать интерес к подвижным играм. Ход игры. Выбирается водящий – сова. Остальные дети – мыши. Пока на дворе день – сова спит, а мыши бегают. По сигналу воспитателя: «Ночь!» мыши замирают, а сова вылетает из дупла и хватает тех, кто пошевелился5. Куропатки и охотники (народная хантейская игра) Программное содержание: развивать умение метать мяч, меткость, ловкость, упражнять в беге с увертыванием. Ход игры: все играющие – куропатки, трое из них – охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять «летают». Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует в ноги убегающих.Игра «Что лишнее?»Конкурс «Мастерим кормушки для птиц» НОД по рисованию «Снегирь на ветке»Цели: учить детей передавать в рисунке образ птицы Учить подбирать соответствующую цветовую гамму; развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги Материалы для НОД: листы бумаги формата А4, гуашь, акварель, кисти, палитры. Фотоиллюстрации или картинки с изображением снегирей Ход НОД: Беседа Воспитатель: «Дорогие ребята! На этой неделе мы поговорим о зиме. Сегодня мы говорим о зимних птицах – снегирях. Название снегирю дано очень удачное. Почти всюду он становится заметен именно с выпадением снега. Тогда в лесах, по обочинам дорог появляются стайки небольших птиц, особенно заметных благодаря своим красным грудкам. Держатся снегири на рябинах, клёнах, кустах калины, обрывают ягоды и расклёвывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом. Сегодня мы с вами попробуем изобразить этих птиц на ветке рябины». Изображение снегирей. А теперь рассмотрим, из чего состоит тело птицы? С помощью, какой фигуры можно изобразить туловище птицы? (овал) А голову? (круг) Начнём с карандашного наброска: итак, сначала рисуем туловище – овал, а затем прорисовываем голову – круг. Не забывайте, как работать простым карандашом. Не надо слишком сильно нажимать на грифель. Набросок должен быть еле – заметен. Теперь подумайте, как вы хотите изобразить крылья. Может быть, они будут прижаты, а может, расправлены, как будто птица собирается взлететь. Набросок закончен. Можно приступать к работе красками. Посмотрите внимательно, какого цвета у снегирей грудка (красная или тёмно – бордовая? Какого цвета пёрышки на спинке? (сине – зелёного) А какого цвета крылья и хвост? (тёмно-синего, почти чёрного.) Напоминаю, кисть нужно тщательно промывать пред тем, как набрать краску другого цвета, отжимать её, чтобы краска не получилась слишком жидкой. При необходимости, для получения нужного тона, дети используют палитру для смешивания красок. Следующий этап – оживка, которая выполняется тонким концом кисти, белой гуашью, для того чтобы выделить отдельные перья на хвосте и на крыльях. Оживку выполняем после того, как краски на изображениях снегирей подсохнут. В это время дети могут изобразить грозди рябины, подающие хлопья снега. Итог. Составление рассказа по рисункам. После того как рисунки закончены, дети рассказывают о своих снегирях, немного пофантазировав о том, откуда прилетели снегири к рябине, об их повадках, как они провели день, где устроится на ночь.НОД по лепке «Птицы на кормушке»Задачи: Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам; обучать детей лепке птиц из 4-5 частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спичек - для ног, горошин чёрного перца - для глаз, семечек -для клюва, показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов; направлять на самостоятельный поиск способов передачи движения фигурки (голова опущена вниз, крылья приподняты).Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, беседа о зимующих птицах.Оборудование: Раздаточный материал - пластилин коричневого и серого цвета, доски для работы с пластилином, стеки, семечко подсолнуха, по две горошины чёрного перца, спички без серы, салфетки бумажные. Демонстрационный материал: кормушка, картина "Птицы на кормушке".Содержание НОДВоспитатель: (возле картины «Птицы на кормушке» читаю стихотворение Е. Благининой) .Голодно, холодно,Галки, воробьи.Голодно, холодно,Воробушки мои?Прилетайте в гости,Полны у нас горсти!Клюйте, гостюйте,Не пугайтесь, клюйте!Воспитатель: Ребята, а вы помните, как мы на прогулке наблюдали за птицами и кормили их. (Да)Воспитатель: За кем мы наблюдали? (за воробьями, голубями и воронами)Воспитатель: Чем мы их кормили? (Семечками подсолнуха, зерном и крупой)Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядят воробушки?Дети: Воробьи маленькие да удаленькие, туловище округлое, голова маленькая тоже круглая, крылья небольшие, хвост удлиненный, клюв короткий, глаза черные.Воспитатель: Посмотрите у меня есть кормушка и на неё прилетел один воробушек, он проголодался, наверное. Давайте слепим друзей для него. Но сначала приготовим наши пальчики для работы.Пальчиковая гимнастикаТы малыш, воробей,На морозе не робей.По кормушке клювом бей,Наедайся поскорей.(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой) .Воспитатель: Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе.Показ и объяснение последовательности лепки воробьёв.Воспитатель: (Показываю и объясняю последовательность лепки воробьёв) .Сначала, берем кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет, похожий на окраску перьев воробьев.Затем, делим коричнево - серый комок пополам, всего получилось три кусочка — 1 большой и 2 поменьше.Из большого куска лепим туловище в форме яичка и сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальцами, чтобы получился воробьиный хвостик.У нас осталось два одинаковых кусочка, из одного сделаем голову, а из второго - крылья и подставку.Раскатайте круглую голову и прикрепите к туловищу. Для ног возьмем спички и вставим в нижнюю часть туловища. Затем из второго куска делаем подставку для ног и крылья: шар сплющиваем, разрезаем стекой пополам и прикрепляем по бокам туловища. Проверяем будет ли наш воробушек стоять.Оформляем голову: клюв делаем из семечка, а глаза из горошин чёрного перца.Выполнение работы детьмиДети лепят воробушков. Во время выполнения работы помогаю тем детям, которые испытывают трудности.Готовые работы дети ставят на кормушку.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X