Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Галкина Людмила Николаевна

Формирование оценочной деятельности первоклассников с ТНР с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

Тема: «Формирование оценочной деятельности первоклассников с ТНР с ОВЗ»Галкина Людмила Николаевна, учитель начальных классов ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ТНР»город Якутск, Республика Саха (Якутия) В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. Обучение детей в специальной (коррекционной) школе для детей с тяжелыми нарушениями речи с ограниченными возможностями здоровья (ТНР с ОВЗ) строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Обучение осуществляется по Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа учитывает особенности психофизического и речевого развития, индивидуальные возможности каждого ребёнка, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы, которая предусматривает осуществление специальной поддержки освоения данной программы. Одним из основных направлений в специальной поддержке освоения АООП НОО является развитие коммуникации у детей с ТНР с ОВЗ. Поступая в школу, дети вступают в межличностное взаимодействие с окружающими детьми и взрослыми. Формирование коммуникативных навыков у детей с ТНР с ОВЗ нарушено с раннего возраста, так как не всем детям с тяжёлыми нарушениями речи с ограниченными возможностями здоровья доступно посещение дошкольных учреждений. Круг общения таких детей до поступления в школу сужен общением с родственниками – бабушками, дедушками. Уже с первых дней пребывания ребенка в школе его надо учить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, уметь поддерживать беседу, устанавливать с окружающими доверительные, эмоционально положительные контакты, налаживать взаимодействие, проявлять инициативу, высказывать и доказывать свое мнение, вежливо вести спор.На начальном этапе обучения дети с ТНР с ОВЗ имеют различные нарушения речи, которые приводят к трудностям свободного оперирования языковыми средствами. У значительной части обучающихся отмечается незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, проявляется негативизм, значительные трудности в речевой коммуникации. Они плохо понимают обращенную речь, не слушают учителя и не слышат ответы своих одноклассников, испытывают трудности в связном высказывании. Дети первоклассники на первых порах не способны адекватно оценить свою деятельность на уроке. Важным компонентом ФГОС является ориентация на результаты образования, в процесс оценки достигнутых результатов наряду с учителем включается и школьник. Поэтому одной из значимых задач образования является обучение школьников оценке собственных результатов, личных достижений и достижений своих товарищей.Перед учителем стоит непростая задача, готовить детей к произвольному поведению, вниманию к позитивному общению. Необходимо научить детей принимать и сохранять учебную задачу, без которой невозможно сформировать способность к оцениванию своих достижений. Оценка своей деятельности призвана стимулировать детей на положительную учебную мотивацию, на стремление к хорошему результату, не отказываться от дальнейшей работы при встрече с трудностями или с неудачей. Чтобы ученик почувствовал уверенность в себе, поверил в свои силы и возможности, в собственный успех, учителю приходится приложить немало усилий, стимулируя, направляя такого ребёнка в процессе обучения. Система оценки достижений обучающимися с ТНР с ОВЗ планируемых результатов определяется рядом особенностей: - использование оценки планируемых результатов в формировании коммуникативных умений и навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;- критерии эффективности освоения АООП НОО ориентированы не на соответствие с общими нормативами, а на достижение оптимальных успехов, с учетом индивидуальных возможностей и особенностей психофизического и речевого развития детей с ТНР с ОВЗ.При формировании адекватной объективной самооценки у младших школьников возникает необходимость выработки критерий оценивания достижений обучающихся. Чтобы формировать объективную самооценку, первоклассники соотносят свою работу с образцом. Выполнена ли эта работа аккуратно, плавно ли соединены элементы предлагаемого рисунка, нет ли ошибок и неточностей в работе по штриховке, и др. Если ребенок выполнял творческую работу, то в процессе самооценки он сравнивает свою работу с работами других детей, анализирует, совместно с другими детьми делает выводы, какая работа самая лучшая. Учится соглашаться с мнением одноклассников, и если не согласен, то учится отстаивать свою точку зрения. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке  и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы. Пинская М.А., КПН, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ выделяет такие формы оценочной деятельности – итоговую и формирующую. Осуществляя итоговую оценку достижений учащихся, учитель определяет степень усвоение предусмотренный стандартом программный материал. Формирующий метод оценки достижений учащихся позволяет учителю понять, как изменить собственные действия и помочь каждому ученику улучшить свои достижения. «Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность учителя, стремящегося помочь им стать успешными в учёбе». При осуществлении формирующего оценивания необходима обратная связь ученика с учителем, которая показывает, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. В свою очередь учителю также необходима обратная связь с учениками, чтобы анализировать свою работу, вовремя внести коррективы. Для обеспечения обратной связи существует несколько приемов.Рефлексия. Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня? Какое задание выполнили легко? Какое задание было трудное?Учитель анализирует ответы, учитывает их на следующем уроке.Письменная обратная связь. Учитель в тетрадях детей пишет после проверки работы одобрительные слова: «Молодец!», рисует на полях тетради смайлики (весёлый, грустный). Таким образом, и учащийся и его родители могут судить по этим коротким сигналам о успешности или проблемах своего ребёнка. Вербальная оценка. Учитель выражает одобрение, поощрение, согласие мимикой, словесно, жестом, тоном высказывания, интонацией. Особенно такая оценка важна в первые дни обучения, когда ребёнок, поступивший в школу, проходит адаптационный период. Осторожно на данном этапе обучения нужно делать замечания, корректно выразить своё несогласие с неправильным ответом ученика. Это может быть такие выражения: подумай, не спеши, сравни с образцом, постарайся ещё раз, у тебя получится лучше и т.д. Учащийся может понять, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.Покажи кружок. У каждого ученика имеются кружки трех цветов. Дети показывают зелёный кружок, если работа выполнена успешно, хочет продолжить ещё; жёлтый кружок – работал успешно, но больше не хочет продолжать работу по этой теме; синий кружок – не понял, требуется помощь.В процессе осуществления оценочной деятельности ребёнок с ТНР с ОВЗ постепенно овладевает навыками коммуникации. Учится поддерживать разговор, принимает участие в беседе, учится задавать вопросы и отвечать на них, а также слушать собеседника. Формируется позитивное отношение к одноклассникам и общению с ними. Итоговая оценка предметных результатов первоклассников при безоценочном обучении осуществляется учителем через заполнение индивидуальных технологических карт достижений обучающихся. Чтобы проследить динамику достижений планируемых результатов по предметам, контроль проводится 3 раза в течение учебного года. Средний процент усвоения программного материала первоклассников определяется как высокий, средний, низкий уровень.Школьная зрелость первоклассника: социальное развитие (коммуникативные УУД), организация деятельности (личностные УУД), общее развитие (регулятивные УУД), развитие внимания, памяти, речевое развитие также оценивается как высокий, средний, низкий уровень 3 раза в течении учебного года.В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР с ОВЗ заложен, наряду с другими, один из основных принципов – дифференцированный подход. Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития, предоставляет возможности пошаговой логопедической коррекции, развития способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с возможностями детей с ОВЗ.Источники:https://ria.ru/sn_edu/20150320/1053569808.htmlhttp://открытыйурок.рф/статьи/646056/https://infourok.ru/trebovanie-fgos-k-metapredmetnim-rezultatam-878904.htmlhttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/03/24/tehnologiya-otsenivaniya-obrazovatelnyh-dostizheniyГ.Л. Копотева, И.М. Логвинова. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград. Учитель, 2015А.В. Миронов. Как построить урок в соответствии с ФГОС Волгоград. Учитель, 2015Рабочие программы. Начальная школа. УМК «Школа России». М. Планета, 2013Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД. Волгоград. Учитель, 2015 Примерная адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. М.Просвещение, 2017

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X