Подать заявку
Вернуться назад
Мнемотехника в развитии речиРазвитие речи у детей – одна из самых важнейших задач, в решении которой должны быть задействованы как воспитатели дошкольных образовательных учреждений, так и родители. При становлении речи у детей дошкольного возраста наиболее распространенными являются проблемы следующего характера: - речь односложная, состоящая из простых предложений; - зачастую наиболее сложные предложения дети формулируют некорректно, допуская ряд логических и иных ошибок;- маленький словарный запас, или иначе – бедность речи;- неспособность сформулировать мысль таким образом, чтобы донести смысл до окружающих;- употребление в речь нелитературных слов и выражений;- зачастую возникают трудности при описании какой-либо ситуации или пересказе текста и другие.Дошкольный период характеризуется тем, что ребенок получает значительное количество новой информации, и процесс запоминания этой информации необходимо контролировать, а также оказывать ребенку помощь в ее запоминании. Мнемотехника является одним из наиболее эффективных методов запоминания новых слов, что в конечном итоге способствуют развитию речи ребенка, а значит, способствует решению ряда вышеназванных проблем.Родоначальником метода мнемотехники считается учитель риторики и поэт Симонид. Согласно этому методу, для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве и по мере надобности находить (доставать) его [2, c. 57].Методика Симонида базировалась на двух понятиях – ассоциация и фон. При этом под ассоциацией понимается мысленная связь между двумя предметами, а под фоном – то, что хорошо известно до малейших деталей. Для того чтобы запомнить множество новых фактов, необходимо провести ассоциацию с уже знакомыми предметами.В качестве хрестоматийного примера применения метода мнемотехники следует привести известное предложение, которое позволяет запомнить в правильном порядке цвета спектра: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Каждой первой букве слов в данном предложении соответствует цвет спектра. Таким образом, запоминание лишь одного несложного предложения позволяет освоить новый материал.Исходя из сказанного, мнемотехнику можно определить следующим образом: «Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем ассоциаций» [1, c. 56].В мнемотехнике выделяют: мнемоквадраты; мнемодорожки; мнемотаблицы [3, c. 84].Если мнемоквадраты и мнемодорожки в большей степени способствуют развитию у дошкольников памяти, то мнемотаблицы в первую очередь ориентированы на развитие речи. Работа по мнемотаблицам условно состоит из трех этапов: на первой этапе происходит рассматривание таблиц и того, что на них изображено; на втором этапе осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы; на третьем – пересказ сказки или рассказ.Таким образом, занятия по мнемотаблицам позволяют: обогащать словарный запас дошкольника, обучает составлять рассказы, заучивать стихи и т.д. При этом благодаря использованию метода мнемотехники ребенок с этими задачами справляется с легкостью и интересом. Подводя итог, отметим, что использование мнемотехники как с детьми, которые имеют проблемы в развитии речь, так и с теми, у кого таковые не обнаружены, позволяет развивать и совершенствовать речь дошкольника, а также развивать его кругозор и память. Метод мнемотехники строится на создании ассоциаций, поэтому не вызывает затруднений у детей. Список использованной литературыАлексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2014. – 215 с. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 256 с.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2014. № 4. С. 102-115
Автор публикации: Каракулова Эльвира Михайловна
Мнемотехника в развитии речи дошкольников.
скачать документВернуться назад
Мнемотехника в развитии речиРазвитие речи у детей – одна из самых важнейших задач, в решении которой должны быть задействованы как воспитатели дошкольных образовательных учреждений, так и родители. При становлении речи у детей дошкольного возраста наиболее распространенными являются проблемы следующего характера: - речь односложная, состоящая из простых предложений; - зачастую наиболее сложные предложения дети формулируют некорректно, допуская ряд логических и иных ошибок;- маленький словарный запас, или иначе – бедность речи;- неспособность сформулировать мысль таким образом, чтобы донести смысл до окружающих;- употребление в речь нелитературных слов и выражений;- зачастую возникают трудности при описании какой-либо ситуации или пересказе текста и другие.Дошкольный период характеризуется тем, что ребенок получает значительное количество новой информации, и процесс запоминания этой информации необходимо контролировать, а также оказывать ребенку помощь в ее запоминании. Мнемотехника является одним из наиболее эффективных методов запоминания новых слов, что в конечном итоге способствуют развитию речи ребенка, а значит, способствует решению ряда вышеназванных проблем.Родоначальником метода мнемотехники считается учитель риторики и поэт Симонид. Согласно этому методу, для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве и по мере надобности находить (доставать) его [2, c. 57].Методика Симонида базировалась на двух понятиях – ассоциация и фон. При этом под ассоциацией понимается мысленная связь между двумя предметами, а под фоном – то, что хорошо известно до малейших деталей. Для того чтобы запомнить множество новых фактов, необходимо провести ассоциацию с уже знакомыми предметами.В качестве хрестоматийного примера применения метода мнемотехники следует привести известное предложение, которое позволяет запомнить в правильном порядке цвета спектра: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Каждой первой букве слов в данном предложении соответствует цвет спектра. Таким образом, запоминание лишь одного несложного предложения позволяет освоить новый материал.Исходя из сказанного, мнемотехнику можно определить следующим образом: «Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем ассоциаций» [1, c. 56].В мнемотехнике выделяют: мнемоквадраты; мнемодорожки; мнемотаблицы [3, c. 84].Если мнемоквадраты и мнемодорожки в большей степени способствуют развитию у дошкольников памяти, то мнемотаблицы в первую очередь ориентированы на развитие речи. Работа по мнемотаблицам условно состоит из трех этапов: на первой этапе происходит рассматривание таблиц и того, что на них изображено; на втором этапе осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы; на третьем – пересказ сказки или рассказ.Таким образом, занятия по мнемотаблицам позволяют: обогащать словарный запас дошкольника, обучает составлять рассказы, заучивать стихи и т.д. При этом благодаря использованию метода мнемотехники ребенок с этими задачами справляется с легкостью и интересом. Подводя итог, отметим, что использование мнемотехники как с детьми, которые имеют проблемы в развитии речь, так и с теми, у кого таковые не обнаружены, позволяет развивать и совершенствовать речь дошкольника, а также развивать его кругозор и память. Метод мнемотехники строится на создании ассоциаций, поэтому не вызывает затруднений у детей. Список использованной литературыАлексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2014. – 215 с. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 256 с.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2014. № 4. С. 102-115
Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.
Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!
Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
_
Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192