Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Белякова Влада Юрьевна

статья "Духовно-нравственное воспитание детей средствами фольклора через систему дополнительного образования".

скачать документ

Вернуться назад

Духовно-нравственное воспитание детей средствами фольклора через систему дополнительного образования.В.Ю. Белякова МБУ ДО ЦДТ Актуальность исследования.Проблема духовно-нравственного воспитания в современном обществе очень актуальна. Оно связанно с негативными процессами, происходящими в общественном сознании.В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно считать бездуховными, безверными, агрессивными. Перед нами стоит задача – воспитать в подрастающем поколении ответственность, патриотизм, показать высокое предназначение человека, дать понятие о долге, чести, достоинстве, подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребенка.Вышедшие в последние годы нормативно-правовые документы («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепция развития дополнительного образования детей» [2,4], и др.) отмечают необходимость усиления духовно-нравственного воспитания в работе образовательных учреждений. Перед нами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребенка, где обучение должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Таким образом, результатом изучения обозначенной проблемы стало выделение нами следующих противоречий:− между необходимостью использования в духовно-нравственном воспитании детей уникальных возможностей народной педагогики и недостаточной разработанностью этой проблемы;− между наличием опыта эстетического воспитания в русской народной педагогике и нежеланием учащихся их возрождения;− между потребностью общества в повышении эффективности эстетического воспитания и недостаточным опытом использования русского фольклора в развитии необходимых личностных, творческих качеств учащихся.Проблема заключается в поиске и выборе эффективных путей для духовно-нравственного воспитания детей средствами фольклора. Поэтому цель работы - теоретически обосновать и выявить эффективность современного развития направленно на духовно-нравственное воспитание детей средствами фольклора через систему дополнительного образования.Духовно-нравственное воспитание детей средствами фольклора будет осуществятся эффективно если:будут рассмотрены основные положения духовно-нравственного воспитания детей в современных условиях;будет активно использован педагогический потенциал преподавателя для донесения до детей информации о фольклоре с целью духовно-нравственного воспитания; вовлечь детей в художественно-творческую деятельность, требующую актуализации знаний о фольклоре для их духовно-нравственного воспитания.В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования, элементный анализ);эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, анализ накопленного практического опыта по проблеме исследования). Влияние фольклора на духовно-нравственное воспитание.Использование произведений русского народного фольклора через систему дополнительного образования в настоящее время является одним из приоритетных направлений, поскольку приобщение подрастающего поколения к русской народной культуре и ее истокам – это насущная проблема современности. Русские педагоги – К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.Н. Сорока-Росинский – указывали на то, что российское образование должно быть народным. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [6, с.252-253]. Произведения русского народного фольклора имеют духовно-нравственную основу, отражая менталитет народа, быт, взаимоотношения и т.д. В основу национального воспитания и образования заложены приоритетная направленность на духовно-нравственное воспитание, а также углубленное ознакомление воспитанников с фольклором, русским языком, русской литературой, родной природой, народным творчеством, русским искусством, славной историей своей малой и большой Родины.Первые записи детского фольклора появились в печати в 30 – 40 гг. XIX века. В 1837 году в «Сказаниях русского народа» И.П.Сахаров публикует потешку, колыбельную песню, дает описание нескольких детских игр, а чуть позже в «Песнях русского народа» – колыбельные песни. В 1844 году создан небольшой сборник детских народных сказок.В 50 – 60 гг. XIX века, отмеченные в России общим подъемом интереса к педагогическим вопросам в народной школе, появилось значительно больше записей произведений детского народного творчества. Большую услугу общему делу собирания детского фольклора оказали журналы «Учитель», «Живая старина», «Этнографическое обозрение», «Губернские ведомости», «Известия географического общества», где публиковались тексты традиционного детского фольклора.В.И. Даль в своем сборнике «Пословицы русского народа» значительное место отвел детским фольклорным жанрам – скороговоркам, загадкам, игровым приговорам, считалкам.Крупным шагом в развитии фольклористики детства стал сборник П.А. Бессонова «Детские песни» (1868 г.) В нем были представлены почти все жанры детского фольклора, от колыбельных песен и пестушек, до больших песен и игр из репертуара подростков. Материал был расположен так, чтобы дать читателю представление о постепенном накоплении ребенком поэтических богатств. В начале XX века изучение детского фольклора не ослабевает. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов, систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций и исследований выделяются труды К.И. Чуковского, О.И. Капицы, Г.С. Виноградова. Русский народный фольклор – пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки – привлекателен по своей форме. Он содержит ценные педагогические идеи, идущие к нам от предков. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов – смелости, честности, чувства дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение, оперируют понятиями добра и зла, чести и бесчестия.Работу с загадками также можно использовать для обогащения словарного запаса. Загадки способствуют проявлению человеческой наблюдательности, мудрости, богатства идей, совершенствованию сообразительности. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее значимым по педагогической ценности материалом. Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказка помогает пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека.Песенный фольклор располагает действенными способами этического воздействия посредством эмоционального сопереживания, способного вызвать сочувствие в беде, согласовать усилия в работе, укрепить общее настроение, вместе порадоваться, вместе оплакать потерю. Народная песня правдиво отражает реальную жизнь человека, описывает ее от рождения до смерти, представляет собой одно из проявлений общественного сознания. Этическое содержание русской песни необходимо рассматривать как синтез этического понятия добра и эстетического понятия красоты как свода знаний, ценностей, норм и образцов поведения. В музыкальном фольклоре задача – приносить добро – выражена особенно ярко. Об этом пишет и грузинский исследователь Г.Д. Бандзеладзе «трудно назвать произведение, которое сознательно или бессознательно не было бы вдохновлено идеей добра, не служило бы воспитанию той или иной добродетели» [1, с. 103].Работа, направленная на духовно-нравственное воспитание детей средствами фольклора.Руководители фольклорных коллективов через систему дополнительного образования, делают все необходимое, чтобы дети осознали, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывают ребят в национальных традициях. Для этого они обращаются к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Например, на занятии по ознакомлению с фольклором, мною широко используются: музыкальные сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки.Приобщение детей к народным традициям происходит и в форме детского праздника. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В конце зимы каждый год мы проводим Масленицу. Рассказываем что это за праздник, когда его отмечают и как празднуют, как называется каждый день недели, сколько длится Масленица и каким днем заканчивается; строим снежную крепость, катаемся с горки, проводим русские народные игры, водим хороводы, поем песни и т.д. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь русские народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.Русские народные игры включают в себя огромный потенциал для физического развития ребенка, развивают двигательную активность детей, ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Дети знакомятся и играют на таких инструментах как: свистулька, колокольчик, деревянные ложки и др. Постепенно ребята также знакомятся с другими народными инструментами: дудка, гусли, балалайка, с разновидностью русской гармоники, баяном. Знакомство с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствуют музыкальному развитию детей. В фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, но также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Следует обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декораций. Неотъемлемой частью в работе с фольклорным ансамбле является работа над народной хореографией. Особый интерес вызывают дроби, хороводы и разнообразные интересные элементы народного танца. Педагог по народной хореографии предлагает ребятам попробовать проявить себя, сделать постановку небольшого танца. Таким образом, изучая произведения народного творчества (сказки, былины, загадки, песни, пословицы, поговорки), дети выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен, и в то же время един. В произведениях народного фольклора дети могут отчетливо увидеть, что в человеке всегда ценились только положительные качества: трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали зло, скупость, лень, глупость и трусость. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. И особая роль в решении этой проблемы отводится дополнительным образовательным учреждениям.Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности.Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.Следовательно, это все имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев. Литература Бандзеладзе Г.Д. Этика. Опыт изложения системы марксистской этики. Тбилиси: Сабчота Сакартвеню, 1970. 465 с.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.Коменский Я. Великая дидактика. Смоленск : Гос. учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РФСР, 1939. 320 с.Конституция РФ [Электронный ресурс] : http://www.constitution.ru Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х т. М. : Педагогика, 1980. Т. 2. 384 с. Ушинский К.Д. Собрание сочинений : в 11 т. М. : Прогресс, 1985. Т. 2. 410 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X