Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Секишева Ирина Викторовна

Организация и значение двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОО

скачать документ

Вернуться назад

Организация и значение двигательной активности детей дошкольного возраста в ДООПонятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В дошкольном возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти три составляющие тесно связаны между собой.Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.Двигательная активность детей должна быть целенаправленна и соответствовать их опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагогами ДОО обеспечивается рациональный уровень двигательной активности воспитанников, который достигается путём совершенствования двигательного режима, так как двигательная активность определяется не столь биологической потребностью ребёнка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условием внешней среды, воспитанием и обучением. При разработке двигательного режима мы учитываем:- особенность ДОО (наличие специалистов, режим ДОО);- зависимость двигательной активности от времени года; - индивидуальные особенности детей, их возраст;- состояние здоровья;- дифференцированный подход.Составляя модель двигательного режима на неделю, мы планируем следующие блоки:1. Физкультурно-оздоровительная работа 2. НОД по физической культуре3. Самостоятельная деятельность4. Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОО и семьи.Формы двигательной активности в этих блоках разные (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика, динамические паузы, оздоровительный бег, прогулки, экскурсии, образовательная деятельность по физической культуре, логоритмическая гимнастика, корригирующая гимнастика в сочетании с сухим массажем тела, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, спортивные праздники и развлечения, физкультурные досуги, недели здоровья). Рациональное сочетание разных видов деятельности по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий и имеет свое специфическое назначение.Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в парк, подвижные игры и физические упражнения на прогулке - выполняют организационно-оздоровительные задачи.Физкультминутки, двигательные разминки - снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.Пальчиковые гимнастики - развивают у детей мелкую моторику, что способствует формированию речи и письма.Недели здоровья, физкультурные досуги, спортивные праздники — это активный отдых.Корригирующая гимнастика (назначается врачом) в сочетании с сухим массажем тела - решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.Логоритмическая гимнастика - необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.Двигательный режим ДОО включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.Многие приёмы руководства двигательной активностью детей одинаковы для детей разной подвижности. Так, в игры всех детей следует вносить определённые сюжеты, требующие движений, что способствует активизации малоподвижных детей, вносит определённую осознанную направленность в бесцельную беготню детей большой подвижности. Сюжетной направленности движений способствует использование физкультурных пособий, атрибутов, подсказка игрового образа, наводящий вопрос, напоминание. Полезно объединять в совместных играх детей игры разной подвижности, давая, например, одну игрушку, пособие на двоих.Также необходимо координировать совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения – медиков, педагогов, педагога - психолога для разработки полноценного индивидуально-дифференцированного сопровождения детей:Медицинский персонал проводит общеукрепляющие, оздоровительные процедуры, массаж, физиопроцедуры и д.р.Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, ПДО по ритмике формируют навыки осанки, походки, поведения, обращают внимание на выработку ребёнком активной позиции в отношении собственного здоровья. Педагог-психолог отрабатывает навыки релаксации и психической саморегуляции. Все педагоги ДОО выполняют рекомендации педагога - психолога по индивидуально – дифференцированному подходу к воспитанию и обучению детей.Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции:- оздоровительные: охрана жизни и здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма. Повышение умственной и физической работоспособности;- развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости), формирование правильной осанки;- образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о возможностях его укрепления, сохранения, ответственного отношения;- воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелости, решительности, настойчивости), нравственных качеств (доброжелательности, взаимопомощи), формирование привычки к ЗОЖ, желание заниматься физическими упражнениями для собственного здоровья.Для нас, педагогов, главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в дошкольной организации, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отражались на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье воспитанников.Двигательная активность является важнейшим качеством личности. У дошкольников двигательная активность формируется постепенно. Даже при поступлении детей в щколу данное качество остается еще не навысоком уровне. При целенаправленной систематической работе, применяя разнообразные виды движений, упражнения, игры с правилами, занятия и образовательную деятельность можно наблюдать повышения показателей, которые характеризуют двигательную активность. Достаточная двигательная активность влияет на здоровье ребенка и его успешное овладение школьной программой.Таким образом, двигательный режим воспитанников в ОО включает в себя разнообразные формы физического воспитания и позволяет сформировать необходимый объём двигательной активности, который так необходим им в дошкольном возрасте.Литература:1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- 3.е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986 г. «Методические рекомендации к подвижным играм и физическим упражнениям на прогулке», стр. 35, 79, 127, 194, 257.2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозайка — Синтез, 2000г., стр. 10.3. Хабарова Т.В. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 3, 2010г.«Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ», стр. 30.4. Яриго Л.А. Журнал «Дошкольная педагогика» № 4, 2010г.«Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста», стр. 32.5. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы – Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с.6. Гаврючина Г.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160 с..

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X