Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кузнецова Ольга Борисовна

«Развитие действий самоконтроля и самооценки у младших школьников»

скачать документ

Вернуться назад

Кузнецова Ольга Борисовна, учитель начальных классов, Тимофеева Ирина Васильевна, учитель начальных классовМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Апатиты "Средняя общеобразовательная школа № 5" (МБОУ СОШ № 5). «Развитие действий самоконтроля и самооценки у младших школьников»«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» Чарльз Диккенс.Как сделать занятие живым интересным и полезным? Как сохранить тот интерес, с которым маленький человек идет первый раз в школу? Как сделать процесс обучения таким, чтобы ученик ежедневно, выходя из стен школы, мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного? Как сделать так, чтобы школа стала «школой радости»? Как сделать так, чтобы ученики соответствовали современным реалиям времени, были готовы решать современные вопросы, вопросы своего времени?Обязательным условием создания развивающей среды на современном уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как способ оценки» А что же такое рефлексия? Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.В упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия бывает: а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень) и б) групповая – определение ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал …(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)Различают несколько видов рефлексии: Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Личностная - объектом является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные.Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.Рефлексия настроения и эмоционального состоянияРефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного материала1. Рефлексия настроения и эмоционального состоянияПроведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце урока. В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:солнышко;солнышко с тучкой;тучку;тучку с дождиком;тучку с молнией.Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если урок понравился, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если урок неинтересный, было мало полезной информации. Творческим является рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.2. Рефлексия деятельностиЭтот вид рефлексии приемлем на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока, на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов и возможность оценить активность каждого ребенка. Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.Прием «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющуюся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.«Наряди ёлку» - Успешно выполнил задание - повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.«Поезд»Методика «Букет» развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. «Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?»3. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. В этом случае используются самые разные приёмы:эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрёл…Я научился…У меня получилось…Я смог…Я попробую…Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…Расскажу дома, что …достаточно известный прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.Синквейн «Про Мазая»Дедушка (1 существительное)Добрый, смелый (2 прилагательных)Спасает, собирает, любит (3 глагола)Бережно относится к природе (суть темы)Мазай (1 существительное)– Метод пяти пальцев тоже не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты: М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?– Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте цветограмму урока по данной схеме». При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:возрастные особенности учащихся и состав класса;особенности предмета, тему и тип урока;- необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 до 12 минут). Развитая способность к рефлексии повышает результативность обучения!Литература:images.yandex.ru/ ?lr=53 Картинкиit-n.ru ›attachment.aspx?id=105334 А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/ Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю, Хуртова Т.В. Школа молодого учителя- Волгоград: «Учитель», 2007Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М: Центр «Педагогический поиск», 2004\s\sТворческое заданиеЦель: овладение приемом рефлексивной деятельности. Определение уровня сложности.Методика: «Синквейн».Указание: написать синквейн(ы) по теме мастер-класса, озвучить. Пояснение: Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтеза сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.Пример синквейна «Пушкин»: Пушкин. (Заголовок)Великий, талантливый. (2 прилаг)Думает, страдает, любит. (3 глагола)Чувства добрые пробуждает. (Суть)Гений. (Синоним ключевого слова)Пример синквейна «Медведь»:Медведь.Бурый, белый.Спит, рычит, бежит.Большой опасный хищник.Зверь.Мечта.Пример синквейна на тему жизни:Жизнь.Активная, бурная.Воспитывает, развивает, учит.Дает возможность реализовать себя.Искусство.Наш синквейн: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Данная методика приемлема в ________________ классахТворческое заданиеЦель: овладение приемом рефлексивной деятельности. Определение уровня сложности.Методика: «Цветограмма».Оборудование: Бланк – схема, фломастеры.Указание: заполнить бланк–схему по работе сегодняшнего мастер-класса в соответствии со значением цветов. Значения:Красный – отличноСиний – очень хорошоЗеленый – хорошоБланк – схема: Наша цветограмма:lefttop

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X