Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Семенова Анастасия Владимировна

Быть здоровым - здорово!

скачать документ

Вернуться назад

Обобщение опыта по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ на тему:«Быть здоровым – здорово!».Семенова Анастасия Владимировна.Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Ромашка» Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан. Город Учалы. (МАДОУ Детский сад №1 «Ромашка» МР Учалинский район РБ)Воспитатель. Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому – работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подтверждены симптомами постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому эмоционального выгорания. Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у педагогов детских садов являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей. На стадии становления находятся такие симптомы как переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоционально – нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические нарушения, усталость. Стресс. Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, психологическое здоровье. Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить. Человек, знающий себя, свои потребности и способны их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течении каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни. В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание? Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми. Наверняка вы интуитивно используете многие их них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Естественные приемы регуляции организма:Смех, улыбка, юмор;Размышление о хорошем, приятном;Различные движения типа потягивания, расслабления мышц;Наблюдение за пейзажем за окном;Рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографии и других приятных или дорогих для человека вещей;Мысленное обращение к высшим силам (Богу, вселенной, великой идее);«Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;Вдыхание свежего воздуха;Чтение стихов;Высказывание похвалы, комплиментов кому – либо просто так; Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием, то есть использовать приемы саморегуляции. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);Эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности); Современная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопления остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а так же усиливающим мобилизацию ресурсов организма.Послушайте пожалуйста притчу:Жил – был мудрец, который все знал. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав. Ответил: «Все в твоих руках» . В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни.Сегодня я хочу дать Вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием , подняв свою самооценку, повысить эмоциональный настрой. А чтобы, слово работа ассоциировалась у вас только с радостными и счастливыми моментами«ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ЕСЛИ ВЫ ВЗВОЛНОВАННЫ» Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте. Как вы дышите. Дыхание состоит из трех фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох – пауза – выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем! Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того чтобы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох – выдох – пауза. Попробуем! Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, то есть изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти к более активное, бодрое Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно – психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибает, и мы поступим точно так же. Чтобы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.Упражнение ЛимонЦель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены). Мысленно представьте себе, что у Вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать, до тех пор, пока не почувствуете, что «Выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.Упражнение «Пять добрых слов»Оборудование: листы бумаги, фломастеры.Форма работы: участники рисуют и пишутЗадание: каждый из вас должен обвести свою левую руку на листе бумаги и на ладошке напишите свое имя. Потом вы передаете соседу, а сами получаете рисунок от соседа.На каждом пальчике рисунка, вы пишете какое – ни будь привлекательное, на ваш взгляд качество ее обладателя. Когда все надписи сделаны, вы получаете назад свои рисунки и знакомитесь с «комплиментами»Обсуждение:Какие чувства вы испытывали, когда читали на своей «руке?»…Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?... Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей и в будущем жизнь будет посылать вам все новое и новое. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца. Запомните пять простых правил: 1.Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого были обиженны. 2.Освободите свое сердце от волнений, большинство из них бесполезны.3.Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.4.Отдавайте больше.5.Ожидайте меньше.Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо1.Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:Оздоровительная гимнастика;Игры – релаксации;Разные виды массажа;Элементы упражнений йоги; Привитие детям гигиенических навыков;Простейшие навыки оказания первой помощи;Физкульминутки во время занятий;Функциональная музыка;Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры;Массовые оздоровительные мероприятия;Упражнение для глаз;2.Работа с семьей:Пропаганда здорового образа жизни; Консультации;Индивидуальные беседы;Выступления на родительских собраниях;Распространение буклетов;Выставки;Проведение совместных мероприятий3.Работа с педагогическим коллективомПроведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций;Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение ;Посещение научно – практических конференций;4.Создание условий и развивающей средыПриобретение массажеров, тренажеров, спортивных снарядов и модулей;Изготовление материалов для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;Подбор картотек;Разработка отдельных оздоровительных комплексов;Ведение кружков; С целью реализации здоровьесберегающей технологии в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. спортивные площадки, тренажерный и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребенка. В каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием. Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учетом сезона, возраста. В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровье сбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения. Проведение закаливающих процедур. Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Ежедневные прогулки зимой на лыжах, игра в баскетбол, теннис, являются немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе. Доказано, что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение и дыхательную, и сердечно сосудистую системы, а так же способствует снятию психоэмоционального напряжения.Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.Создание вокруг ребенка учебно – воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуру здорового образа жизни;Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности;Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков велиологического характера;Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности;Принципы здоровьесберегающих технологий.«Не навреди!»Принцип сознательности и активности;Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;Принцип всестороннего и гармонического развития личности;Принцип доступности и индивидуальности;Принцип систематичности и последовательности;Принцип системного чередования нагрузок и отдыха;Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности;Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты.Рациональное питание;Оптимальная двигательная активность;Соблюдение режима дня;Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек;Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.Существует десять золотых правил здоровьесбережения.Соблюдайте режим дня;Обращайте больше внимание на питание;Больше двигайтесь;Спите в прохладной комнате;Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу;Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью;Гоните прочь уныние и хандру;Адекватно реагируйте на все проявления своего организма;Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций;Желайте себе и окружающим только добра;Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддерживания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого – педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровье укрепляющей. Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Цель здоровьесберегающей технологии обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а так же показание заболеваемости детей. А сейчас я предлагаю посмотреть на монитор и ознакомиться с видами современных здоровьесберегающих технологий.Современные здоровьесберегающие технологииВиды здоровьесберегающих педагогических технологий. Время проведения в режиме дня.Особенности методики проведения.1. Технологии сохранения и стимулирования здоровьяСтретчинг. Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветриваемом помещении.Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцыРуководитель физического воспитания.Ритмопластика. Не раньше чем через 30мин. после приема пищи. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДОУ.Динамические паузы. Во время занятий, 2 – 5 мин, по мере утомляемости детейРекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. ВоспитателиПодвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игрВоспитатели, руководитель физического воспитанияРелаксация. В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных группМожно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природыВоспитатели, руководитель физического воспитания, психолог.Технологии эстетической направленности реализуются на занятиях художественно – эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и прочее, оформлении помещений к праздникам и др. для всех возрастных групп осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а так же по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. Все педагоги ДОУ.Гимнастика пальчиковая. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневнорекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Воспитатели, логопедГимнастика для глазЕжедневно по 3 – 5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Все педагогиГимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно – оздоровительной работыОбеспечить проветривание помещение, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Все педагогиГимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5 – 10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помеще6иях и другие в зависимости от условий ДОУ ВоспитателиГимнастика корригирующая. В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детейВоспитатели, руководитель физического воспитанияГимнастика ортопедическая. В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактике болезней опорного свода стопы. Воспитатели, руководитель физического воспитанияВиды технологий обучений здоровому образу жизни.Физкультурное занятие2 – 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 минут, средний возраст 20 – 25 минут, старший возраст 25 – 30 минутЗанятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещениеВоспитатели, руководитель физического воспитанияПроблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организованно не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процессе игровой деятельностиВоспитатели, психологКоммуникативные игры1 – 2 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоятВоспитатели, психологЗанятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по минуте со старшего возраста, могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. СамомассажВ зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно – оздоровительной работыНеобходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.Точечный самомассажПроводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР – органов. Используется наглядный материалВоспитатели, старшая медсестра, руководитель физического воспитанияБиологическая обратная связь (БОС)От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5 – 10 минут в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возрастаНеобходимые соблюдения правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников педагог – валеолог, специально обученный педагогВиды коррекционных технологийАрт терапияСеансами по 10 – 12 занятий по 30 – 35 минут со средней группыЗанятия проводят по подгруппам 10 – 13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятийВоспитатели, психолог.Технологии музыкального воздействияВ различных формах физкультурно – оздоровительной работы, либо отдельные занятий 2 – 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целейИспользуются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и прочееВсе педагогиСказкотерапия2 – 4 занятия в месяц по 30 минут со старшего возрастаЗанятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Воспитатели, психологТехнологии воздействия цветом специальное занятие 2 – 4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно Подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Воспитатели, психолог.Технологии коррекции поведения. Сеансами по 10 – 12 занятий по 25 – 30 минут со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6 – 8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.Воспитатели, психолог.Психогимнастика1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам. Воспитатели, психологФонетическая ритмика2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. После приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Младший возраст – 15 мин, старший возраст – 30 мин.Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно – образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.Для проведения успешной работы по здоровьесбережению в МАДОУ разработана система по 4 направлениям:I. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.Оздоровительная гимнастика;Игры – релаксации;Привитие детям гимнастических навыков;Простейшие навыки оказания первой помощи;Физкультминутки во время НОДа;Функциональная музыкаСпециально организованные занятия оздоровительной физкультуры;Массовые оздоровительные мероприятия;II Работа с коллективом.Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение;Проведение семинаров, выставок, консультаций;III Создание условий и развивающей среды.Приобретение массажеров, спортивных снарядов, модулей;Изготовление материалов для профилактики плоскостопия;Подбор картотекIV Работа с семьейПропаганда здорового образа жизни;Консультации;Индивидуальные беседы;Выступления на родительских собраниях;Распространение буклетов;Выставки;Проведение совместных мероприятий; И в заключении своего сообщения мне хочется пожелать всем педагогам успешной работы в данном направлении и рекомендовать существующие 10 золотых правил здоровье сбережения:1. Соблюдайте режим дня!2. Обращайте больше внимания на питание!3. Больше двигайтесь!4. Спите в прохладной комнате!5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью;7. Гоните прочь уныние и хандру!8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!10. Желайте себе и окружающим только добро! Список использованной литературы:Педагогика и психология здоровья. Смирнова Н.К. 2007гРабота с педагогами по повышению их компетенции в области здоровья. Т.Е Сергиенко – 2008Алямовская В.Г «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» - 2008гКовалько В.И «Здоровье сберегающие технологии» - 2008гТкачева В.И «Играем каждый день» - 2009гМикляева Н.В «Физкультурно – оздоровительная работа в детском саду» - 2011гФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X