Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Масагутова Ильзира Тагировна

Статья "Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Тема: Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста.Масагутова Ильзира ТагировнаМесто работы: МБДОУ Тат. Каргалинский д/с « Гузель».Должность: Воспитатель.Содержание работы:Понятие качества трудолюбия в психолого-педагогической литературе.Создание развивающей среды в ДОУ для воспитания трудолюбия.Механизм формирования нравственного качества трудолюбия.Показатели и уровни воспитанности качества трудолюбия у детей дошкольного.Методы и формы трудолюбия.Понятие качества трудолюбия в психолого-педагогической литературе."Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".                                                                                                                      (В.А.Сухомлинский) Трудолюбие - врождённая потребность в деятельности. Уже в первые годы жизни малыша в его играх есть элементы труда, преодоления и совершенствования себя, нуждающиеся в поощрении и поддержке. Детская игра — начало приобщения ребёнка к постоянно усложняющимся занятиям, а затем к труду. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что трудолюбие – черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться.(1)В толковом словаре русского языка В.И. Даля пишется, что труд – работа, занятие, упражнение , дело; всё, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; всё что утомляет.(2)Наиболее широкое понятие даётся в толковом словаре русского С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова.1.Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.2. работа, занятие.3. Усилия, направленные к достижению чего-нибудь.4. Результат деятельности, работы, произведения.1. Словарь психолога –практика/ сост. С. Ю. Головин.2.Толковый словарь русского языка В.И. Даль.С.-267.5. Привитие умений и навыков в какой-либо профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Понятие трудолюбивый характеризуется как любящий трудиться.(3).Очень интересно трактуется понятие трудолюбия в википедии.В общепринятом понимании трудолюбие — готовность отдавать своё время, свои силы и энергию для производства общественно-полезного продукта. Способность заниматься трудом и работой с удовольствием, длительное время (в разумных пределах, естественно), не отвлекаясь иногда даже и на нужды.Трудолюбие считается добродетелью как с эгоистической, так и этической точки зрения. С эгоистической точки зрения оно расценивается как залог жизненного успеха, а с этической — как морально необходимый вклад в благосостояние социума.Читая статьи и рекомендации в социальных сетях работников образования. Мы можем заметить, что трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.Пигасова О.Е. в своей статье «Воспитание трудолюбия» выделяетряд показателей трудолюбия:- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;-  готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально -положительного отношения к труду;- адекватная оценка результатов деятельности;Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.3. Толковый словрь русского языка С.И. Ожегов. С.814 Рассмотрев все эти понятия и изучив литературу мы пришли к следующему выводу. Труд – это всегда усилия, старания, стремление к цели, к результату. Трудолюбивый, старательный, обязательный, тот, в ком привычка к труду стала чертой характера, второй натурой, всегда признается и ценится людьми именно как человек, обладающий самым важным качеством для самостоятельной жизни. И наоборот, ленивый, непривычный к длительному трудовому напряжению, воспринимается как никчемный, неподготовленный, социально незрелый человек, который не принесет в жизни счастья ни себе, ни другим. В дошкольном возрасте у детей формируются некоторые личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности, такие , как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственного качества трудолюбия.Создание развивающей среды в ДОУ для воспитания трудолюбия.Изучив теоретические основы понятия, трудолюбие мы приступили к развитию среды для воспитания трудолюбия. Для этого мы изучили СанПин и требования ФГОС ДО. Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:•обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;•быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.• соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.Выше нами было изложено, что в психолого - педагогической литературе указывают три способа приближения детей к труду взрослых: -наблюдение за трудом; - частичная помощь детей взрослым; - организация совместной деятельности взрослых и детей. В уголке труда есть стенд, который мы назвали «Уголок-трудовичок». В нём есть экран похвалы, в котором ежедневно закрашиваются клетки красным цветом перед фотографией того ребёнка, который лучше всех себя показал в выполнении поручений, совместной деятельности или дежурстве. Зелёным цветом закрашивается клетка того, кто помогал в трудовой деятельности своим товарищам. К концу дня мы обсуждаем, анализируем почему клетки закрашиваем тем или иным цветом, или почему есть клетки незакрашенные, как это исправить, тем самым поощряя или стимулируя в дальнейшем на успех. Также в уголке труда мы разводим комнатные растения, за которыми ухаживаем совместно, есть и аквариум.Ежеквартально проводим педагогические консультации для родителей, где рассматриваем и данное понятие «Воспитание трудолюбия в семье».Замалетдинова Г.Н. предлагает консультацию для родителей «Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей» в социальной сети работников образования nsportal, где подчёркивает, что необходимым условием воспитания трудолюбия является совместная работа детского сада и семьи. Привычку к труду прививают прежде всего дома. Вряд ли найдётся взрослый, который будет против того, чтобы ребёнка приобщили к труду. Вместе с тем в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по своему.   В наши дни, пишет Г.Н. Замалетдинова, чаще всего можно встретить семью, в которой двое взрослых воспитывают одного-двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде. В это же время родители понимают: когда-то и детям придётся трудится, и уже сейчас в 4-6 лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. И это что-то порою проявляется в разговоре с ребёнком  о том, что трудиться нужно, что труд полезен и почётен.   «Видишь, мама иного работает,- говорит ребёнку отец. Пришла домой с работы, квартиру убрала, ужин приготовила, посуду моет, а тебе не хочется даже чашку на кухню отнести». «Не хочется», соглашается сын и продолжает игру. В этой семье единственный метод трудового воспитания – разговор о важности труда. Разговор делами не подкрепляется и пользы не принесёт.    В других семьях приобщают к труду по – иному. Дети принимают участие во всех домашних делах: вытирают пыль, пытаются мыть пол. Но движения у них неловкие, девочке трудно держать большую тряпку, она не может отжать выстиранное полотенце. Взрослые не довольны. Труд в данном случае приносит ребёнку одни огорчения, он понимает свою неумелость, беспомощность. А происходит это потому, что ребёнка привлекают к труду, непосильного его возраста.   Некоторые родители считают, что торопиться с трудовым воспитанием не надо. «Не омрачим ли мы счастливое детство наших ребятишек, если внесём в их жизнь уже в дошкольном возрасте какие-то обязанности, заботы? Пусть бы ещё годик – другой побегал, порезвился на свободе»,- так считают они. Насколько основательны рассуждения таких родителей?   Дети обычно очень активны, это живой деятельный народ. И доступный возраст труд отвечает потребности ребёнка быть в действии, что- то делать.   В процессе своего труда ребёнок узнаёт много нового о вещах, об их количестве, назначении. Он знакомиться, например, со стеклянной и металлической посудой, узнаёт, из чего сделана лопата и как с ней обращаться ит.д.   Таким образом в трудовой деятельности ребёнок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познание окружающего.   В несложной как- будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.  В детях следует воспитывать чувство уважения к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в труде.   В детском саду на занятиях мы проводим беседы о труде взрослых, родителей. И вот тут-то и видно, что не все дети знакомы с трудом своих мам и пап. Некоторые могут указать лишь учреждение, в котором родители трудятся, а вот в чём состоит их работа,  этого сказать не могут. Но самое важное – это то, что самостоятельная работа ребёнка, требующая определённых физических, умственных и волевых усилий, даёт ему в конце концов представление о труде, создаёт правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитывают должного уважения к труду, к людям труда, не создают привычки и желание позаботиться о родных и близких.   Приобщение к труду начинается с просьбы – поручения. Выполняя их, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Поэтому, поручая, что-то детям, родители должны показать, как нужно действовать. Механизм формирования нравственного качества трудолюбия. В учебнике для студентов «Дошкольная педагогика» С.А. Козлова описывается механизм нравственного становления личности. Авторы подчёркивают, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.(4) Таким образом, вырисовывается механизм формирования нравственных качеств:знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма формирования нравственных качеств заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменён другим.4. Дошкольная педагогика/ С.А.Козлова, Т.А. Куликова. – М.,2007. – С.104 Что, например, произойдет, если мы решим формировать трудолюбие как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое труд? При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний. Формируя такое нравственное качество, как трудолюбие, важно знать и ориентироваться в показателях и уровни воспитанности качества трудолюбия у детей дошкольного возраста.4. Показатели и уровни воспитанности качества трудолюбия у детей дошкольного. В пособии Г.А. Урунтаева «Практикум по детской психологии» представлены задания для изучения уровня воспитанности качества трудолюбия.(5).Ребенок с высоким уровнем трудолюбия: - имеет отчетливое представление о значении труда в жизни человека и необходимости хорошо трудиться, о труде взрослых людей; - знает не менее шести названий профессий и имеет представления об их зна чимости, может назвать качества личности, необходимые человеку той или иной профессии; - может объяснить, где и кем работают его родители и другие близкие взрослые и в чем ценность их труда; - проявляет устойчивый интерес к любым трудовым заданиям и охотно в них включается; работает увлеченно, с удовольствием на протяжении всего времени выполнения задания; - готов выполнить любую работу в интересах других, стремится помочь взрослым и сделать приятное близким, даже если работа ему неинтересна;Ребенок со средним уровнем воспитанности трудолюбия проявляет названные свойства личности не в полной мере, а ребенок с низким уровнем не проявляет их вовсе или проявляет в малой степени. Сегодня, к сожалению, дети 6–7 лет нередко имеют низкий уровень воспитанности трудолюбия. 5Практикум по детской психологии. Г.А. Урунтаева. Ю.А. Афонькина. С.153. Исследования разных ученых по данной проблеме указывают, что 44,2% старших дошкольников имеют низкий уровень воспитанности трудолюбия, каждый второй ребенок (49,5%) имеет средний результат и только 6,3% детей отличаются высоким уровнем его развития. 5.Методы и формы трудолюбия.Самой простой формой организации трудовой деятельности детей являются поручения – дежурство по образовательной деятельности, в уголке природы, по столовой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. В работе с детьми важно использовать пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием. Таким образом, в процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов  деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.Список использованной литературы:Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.Урунтаева Г.А.,Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студ.пед.институтов. воспитателей детского сада. – М.: «Просвещение», 1995. – 291 с.Даль В.И. Толковый словарь русского языка .М.: ЭКСМО 2007.Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: 2008. . – 816 с. ВикипедияСоциальная сеть педагогических работников nsportal/

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X