Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Павлова Валентина Николаевна

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

скачать документ

Вернуться назад

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста  Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.   После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребёнка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.   Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребёнок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путём, во многом зависит его нервно-психическое развитие.   В раннем детстве ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.   В это время путём проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребёнок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному промериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнёздами, отыскивая идентичное. Предварительное промеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.   В конечном счёте дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.   Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребёнка. Таким путём ребёнок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают.   Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребёнка. К числу таких игр можно отнести следующие:1) игры-поручения, основанные на интересе ребёнка к действиям с различными предметами;2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребёнка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрёшки);3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").   Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребёнок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.   Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, не ясны, не отчётливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.   Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.   Ребёнок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.   Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребёнка в игре. Например, складывание двухместной матрёшки. В этой игре основной задачей является научить ребёнка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрёшка и неразъёмная маленькая.Вы должны показать ребёнку большую матрёшку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребёнок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрёшку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребёнка на их величину, согласия слова с жестом: одна матрёшка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, её в ладони не спрячешь. Затем предложите ребёнку показать маленькую матрёшку.   Далее откройте большую матрёшку и поставьте в неё маленькую, предложите своему ребёнку спрятать маленькую матрёшку - закрыть её второй половинкой. Плотно соединив части большой матрёшки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребёнку проделать те же самые действия самостоятельно.  Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребёнок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив ещё несколько матрёшек.   Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без неё просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребёнка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.   Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребёнка. Для того чтобы научить ребёнка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребёнком только через сенсорную гимнастику.  Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребёнок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребёнка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.   Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.   Например, двухлетний ребёнок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зелёный или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, ещё не образовалось.    Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берёшь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребёнка: "На голубой".   Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведёрко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь чёрный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребёнку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребёнком раскладываете фрукты на столе, при этом чётко проговариваете название цвета и предмета.  Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребёнком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее жёлтый лимон, зелёный огурец, синяя слива и последним - тёмный фрукт или овощ.  Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведёрко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребёнок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведёрко крышкой. Если ребёнок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его ещё несколько раз.   Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребёнка, выражая своё отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.   Цель занятия считается достигнутой, если ребёнок охотно вынимает и кладёт предмет в ведёрко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.   Также занятия по сенсорному развитию ребёнка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребёнок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.   Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребёнком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).   Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.   Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребёнок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остаётся след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.   Пластичность глины вызывает у ребёнка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребёнка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.   Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребёнок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придаёт комку глины форму, которая напоминает ребёнку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.  Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребёнок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путём образное восприятие постепенно обогащается.   Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета ещё не возникает.   Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребёнку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные её части.   Кроме того, в этом возрасте ребёнок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребёнок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.   Вершиной достижения ребёнка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребёнку выполнить задание правильно.  Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребёнка следует, учитывая содержание его деятельности.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X