Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Лобачева Наталия Ивановна

"Групповая форма работы"

скачать документ

Вернуться назад

«ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ»Лобачева Наталия Ивановна,МБОУ «Средняя школа № 11», учитель начальных классов, Камчатский край, г. Петропавловск - КамчатскийЛюбой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А.Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Дети в значительно большей мере, чем учитель, способны вовлечь в работу своих товарищей. Другое дело, что в разные периоды работы группы учащиеся могут принимать в ней разное участие и выполнять разные функции. Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребёнка, осуществления действительной дифференциации и индивидуализации обучения. Организация совместной деятельности учащихся, рассматривается в качестве необходимого условия решения задач развития у учащихся речи и рефлексии предметного содержания. Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется. При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах, там им комфортнее. Учащийся пока ещё не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. Приведём таблицу, которая позволяет получить некоторое представление о значении групповых форм работы учащихся.Возможности обучения и развития на уроке в условиях разных форм обученияВозможности обучения и развития на урокеОбучение в малых группахФронтальноеобучение1. Создание условий для прохождения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса)212. Рефлексия мыслительного процесса, достижение понимания решения.203. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.214. Удовлетворение познавательной потребности.215. Удовлетворение потребности в межличностном общении.206. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.207. Развитие способности к самоуправлению своей деятельности - рефлексивной саморегуляции.218. Обеспечение высокого уровня насыщенности содержания обучения.21 Для того, чтобы совместная работа в группе действительно состоялось и группа не только выполнила свою исследовательскую задачу, но и представила результаты своей совместной работы всему классу, учителю необходимо решить ряд важных вопросов, связанных с подготовкой учащихся к проведению группового исследования и развитием у них навыков совместной работы и исследовательских умений.Шаг 1. Определить количество групп и количество учеников в каждой группе. Для продуктивного функционирования малой группы необходимо определённое распределение ролевых позиций в процессе межличностного взаимодействия. Для группового взаимодействия важно наличие представителей следующих позиций: лидера (организатора) и его оппонента (противника), помощника лидера (исполнителя) и сомневающегося (оценщика). Фактически эти позиции обеспечивают выполнение участниками группового взаимодействия всех основных функций, необходимых для успешного выполнения любой деятельности: управления, исполнения и контроля. Поскольку помощников может быть и двое, то и количество человек, входящих в малую группу, может быть четыре или пять. Это и есть оптимальный размер группы. Шесть и большее количество человек значительно с меньшей долей вероятности образуют продуктивную рабочую группу.Шаг 2. Определить состав каждой рабочей группы. Подбор детей в группы требует особого внимания учителя. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. Двух озорников объединять опасно. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Состав группы не должен быть раз и навсегда заданным, даже если сформированная команда прекрасно работает. Для развития у ребёнка способности к саморегуляции деятельности, ему чрезвычайно важно иметь опыт выполнения различных функций в процессе групповой работы. В связи с этим оптимальным вариантом планирования состава групп будет такой, при котором на протяжении учебного года каждый ребёнок сможет побывать и в роли лидера, и в роли его помощника, и в роли контролёра. Важнейшим условием развития личности является разнообразие опыта не только межличностного взаимодействия, но и интеллектуального.Шаг 3. Спланировать организацию работы каждой группы. От того, как учитель спланирует и обеспечит работу каждого участника группового взаимодействия, во многом зависит и выполнение командой исследовательской задачи, и то, какие исследовательские и коммуникативные умения будут действительно развиваться у детей. На этапе исследования в малых группах дети учатся пользоваться разнообразными источниками информации. При работе с текстом они учатся выбирать необходимые факты, проводить сравнение, устанавливать последовательность, выделять причины и следствия, части и целое... Для этого важно использовать специальные рабочие листы, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию и структурировать её в соответствии с той задачей, которую решает группа.Алгоритм работы в группе:- Повторение задания для осознанного понимания.- Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).- Выдвиженце версий всеми членами группы.- Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.- Совместное принятие решения.- Анализ решения. Оформление.- Проговаривание в группе выступления.- Представление решения.Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:1. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.2. Разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один.3. Групповая работа должна занимать не более 15 - 20 минут в 1 - 2 классах, не более 20 - 30 минут в 3 - 4 классах.4. Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.5. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.Шаг 4. Спланировать представление результатов работы каждой группой. За период обучения в начальной школе дети могут освоить практически все основные формы представления результатов проделанной работы – от устного сообщения, рисунка, иллюстрированной схемы до графика, диаграммы, модели и компьютерной презентации. Структура урока - исследования включает этап обмена информацией как один из основных этапов, который мотивируется наличием нескольких команд, решающих одну и ту же проблему, но на основе изучения разного материала. Это существенно облегчает решение задачи по развитию у детей умения представлять результаты своей работы в разных формах. Помочь детям выстроить последовательность представления отчёта группы и подготовиться так, чтобы каждый член команды принял в нём участие - является «Помощник представления работы». «Помощник представления работы» - конверт, в котором находится несколько пронумерованных полосок бумаги, содержащих незавершённые предложения, представляющие собой вариант начала изложения определённой части работы, выполняемой группы. Первый раз учитель предлагает детям воспользоваться этим средством организации отчёта группы после того, как дети выполнили основную часть своей работы. В дальнейшем «Помощник представления» выдаётся детям вместе с рабочими листами и материалами для изучения.Примеры использования «Помощника представления» на уроках:- Мы изучали__________и выяснили, что_______________.- Это лист с___________дерева. Это подтверждается тем, что_________________.- Мы сделали вывод, что_____________. Другой пример использования «Помощника представления»:- Мы прочитали рассказ о________________.- Нам удалось выяснить, что______________.- Оказывается, __________________.- Самым интересным в поведении_________________.- Мы сделали заключение________________________. В заключении отметим важную роль, которую учитель выполняет на этапе проведения детьми исследования в малых группах. Пока идёт работа в группах, учитель должен, как минимум, один раз подойти к каждой группе. Какие функции он в этом случае выполняет? Прежде всего, он должен убедиться, что, участники команд распределили роли, поняли содержание рабочего листка, термины, материалы для изучения. Другое дело, что учитель выполняет эти функции в соответствии с запросами конкретной команды, что обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения. Многие вопросы решаются внутри каждой команды, и учитель оказывает лишь ту помощь, в которой действительно нуждаются ученики. В какой-то группе необходимо задать провокационный вопрос, чтобы способствовать созданию проблемной ситуации и возобновлению поиска решения проблемы, в другой - одобрить работу учащихся, поддержать в уверенности в своих силах.Используя в своей деятельности работу в группах, можно заметить, какими уверенными и самостоятельными становятся в процессе обучения наши дети.Список литературы:1. Одарённый ребёнок: особенности обучения / под ред. Н. Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2006.2. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - М.: «Ось-89», 20063. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа /А.Ю. Уваров. - М., 2001.4. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь / Г. А. Цукерман, К.Н.Поливанова. - Томск,1992.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X