Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Андреева Ирина Владимировна

"Семейные ценности в нравственном воспитании"

скачать документ

Вернуться назад

Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В.А. Сухомлинский/«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький.А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к обучению в школе. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи,  нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются:-ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как: чувство значимости и необходимости; важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются.Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта.Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу.Честность образует глубокую связь между членами семьи.Умение прощать. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас.Щедрость — давая, не думая о том, что вы получите взамен.Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений.Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкивания, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы.Семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;Круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;Идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.Каждый из нас должен иметь четкие представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.Наша задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели становление духовно-нравственной личности.Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения, школы. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставилось под сомнение. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый  афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая система взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, школы. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С, Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. К сожалению, результаты проведенной нами диагностики показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не смогли охарактеризовать значимость семьи для человека.После проведения анкетирования среди родителей, выявилось, что в семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности - одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость взаимодействия с родителями  по формированию у детей направленности на мир семьи и семейным ценностям  была обусловлена выше перечисленными факторами.А так же указали на наше сотрудничество с родителями в этом направлении  следующие проблемы общества:Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.Разобщенность между семьей и детским садом.В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи.Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности, семейных ценностей у старших дошкольников, мы наметили цели:- повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.- привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.Предоставить родителям теоретические знания и практические навыкипозитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.Решая задачи по формированию направленности на мир семьи ,семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей группе, мы строили свою работу в соответствии с требованиями ФГТ и особенностями детей, учитывая следующие принципы:опора на личный опыт детей, полученный ими в семьедоступность материала для детей дошкольного возрастамаксимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьиинтеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учрежденииПрикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.Совместно с родителями, мы разработали план-программу формирования у старших дошкольников семейных ценностей, которая включала разные формы работы, как с детьми, так и с родителями. Активно используем в своей работе по взаимодействию с родителями в формировании у детей направленности на мир семьи и семейным ценностям, метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.Организация взаимодействия детского сада  и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как «Ты взрослый, я - ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи». Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.Большой интерес и активное участие проявили родители в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования стала родословная каждого ребенка нашей группы.Цель проекта: способствование закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности,  партнерских отношений с семьёй.Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей, сплочению семьи. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков,  ответственность перед ними и детьми.Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив групп                                                                                                                                                                                  более сплочённым, дружным. Научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. Результатом этой работы стала яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», выращенных своими руками.После бесед с детьми, мы выяснили, что дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети  могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, ромашка имён («Как меня называют дома»), генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях.Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Еще убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нём и отложить все другие дела. Дали рекомендации родителям, какие темы, можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение семейной работы», «Прощение других» и т.д.Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейные традиции такие как: «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди». Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье «Кто с семьей дружит - тот живет, не тужит ».Стараемся все чаще заменять собрания  новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Семейная  гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», « Семейное Ток шоу»,  презентации « Мой дом – моя крепость» ,в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках , традициях в других семьях.Такие формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.Пользуемся в своей работе рекомендациями  Арнаутовой Е,П по использованию в работе с родителями метода игрового моделирования поведения . Когда родитель вступает в игровое взаимодействие , поле его зрения на воспитательную проблему расширяется , он может поставить под сомнение собственное представление о ребенке, его семейной принадлежности. Применяя этот метод, организовываем по пятницам «Вечерние игралки - заседалки », на которых предлагаем родителям различные задания в проигрывании ситуаций: «Успокойте плачущего  ребенка, не желающему уступить место пожилому человеку», «Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д., либо ситуации, возникшие между детьми. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своих воспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении, что может способствовать освобождению от них.Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Очень любимы в нашей группе такие праздники-досуги как: «Сядем рядком, да поговорим ладком», «Нет роднее дружка, чем родная матушка», « Папа, мама и я- спортивная семья» и др.Мы создали в группе семейный музей. Музей семьи – специально спроектированная интерактивная образовательная среда, в пространстве которой решаются задачи формирования у детей направленности на мир семьи; содержит предметы (экспонаты), несущие определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи, отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных проявлений в различных сферах деятельности. Музей семьи, являясь педагогическим по своей сути, определяет музейную среду как образовательную. Первоначально была предложена игра в музей, а дети и взрослые с удовольствием эту игру поддержали. Игра так увлекла детей и взрослых, что мини-экспозиции стали открываться в группе постоянно (альбом «Вот оно какое, семейное лето!», «Большая книга сказок о маме», семейные сказки «Из уст – в уста», выставки «Игрушки детства родителей», «Бабушкины куклы», «Семейные реликвии» и др. Также в музее выставляются семейные коллекции: «Марки России», « Календарики», «Монеты», «Новогодние игрушки» и др. Коллекционирование способствует расширению кругозора детей по вопросам, связанным с семьей; обеспечивает развитие у ребенка познавательных интересов к миру семьи. Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствовали зарождению и функционированию музея семьи.Пользуются успехом у нас в группе такие формы работы, как «Фото-коллажи»,  «Фото - репортажи» на темы : «Мир детства мам и бабушек» (пап и дедушек), « Активный отдых с внуками», «Папа, мама и я – вазовская семья», «Папа, мама, брат (сестра ) и я- здоровая семья!» и т.д.; ежемесячные выпуски тематических «Семейных журналов»: «Хобби моей семьи», « Традиции моей семьи», « Самый интересный семейный выходной», « Самая дружная семья – моя!» и др.Одна из традиций нашего детского сада акция «Зеленый детский сад», в которой родители и дети принимают активное участие. Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в нравственном становлении личности ребенка.По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.Проведенная нами работа с родителями по взаимодействию формирования у дошкольников направленности на семью, семейные ценности способствовала:Сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Восстановлению преемственности семейных поколений.Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций.Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла.Литература:Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький.А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к обучению в школе. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи,  нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются:-ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как: Чувство значимости и необходимости; важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются.Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта.Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу.Честность образует глубокую связь между членами семьи.Умение прощать. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас.Щедрость — давая, не думать о том, что вы получите взамен.Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношенийОтветственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкивания, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы.Семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;Круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;Идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.Каждый из нас должен иметь четкие представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.Наша задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы мы педагоги и Вы, уважаемые родители шли в одном направлении в достижении одной цели становление духовно-нравственной личности.Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения, школы. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставилось под сомнение. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Главная цель семейного воспитания – подготовить детей для жизни в условиях общества, всесторонне развить физические и умственные способности ребёнка, нравственные качества и художественные вкусы, необходимые будущему труженику и гражданину. «Семья – это та первичная среда, где ребёнок должен учиться творить добро» говорил В. А. Сухомлинский. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эти проблемы «всем миром»: детский сад, семья, общественность.Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая система взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, школы. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.Семья – главный носитель духовной связи поколений, колыбель человечества, школа жизни, решающий фактор формирования личности.Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. К сожалению, результаты проведенной нами диагностики показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не смогли охарактеризовать значимость семьи для человека.Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Хорошо, когда в семье есть свои праздники и традиции, которые по цепочке передаются от поколения к поколению. Это способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и родом. Мы уверены в совместном успехе!Ваши воспитателиИгра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный потокпредставлений, понятий. В. А. Сухомлинский Люди всегда стремились и стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого и особенно дошкольников. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости уже с самого детства. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Игры - уроки жизни. Они учат общению ребенка с другими людьми, правилам поведения, доброму отношению к людям. Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в социуме, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила поведения лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм, правил поведения, гендерно-ролевая социализация. Так как в нашей группе дети находятся только с сентября 2916 года, то одной из первых задач, которые встали перед нами, это была задача – сформировать у детей желание играть в разнообразные игры. По нашим наблюдениям у большинства детей не был сформирован навык игровой деятельности, соответственно возрасту. У детей вызывало удивление, когда им предлагалось поучаствовать в каком-либо театрализованном действии, или организовать знакомую подвижную игру. Если в предлагаемых настольных, развивающих играх дети сталкивались с трудностями, то они предпочитали отложить их в сторону, интерес сразу пропадал. Не наблюдалось стремления добиться самостоятельно положительного результата. Кроме того сложность заключалась ещё и в том, что нужно было сплотить детей в дружный коллектив и научить их достойно принимать проигрыш в некоторых играх – играх на удачу, играх-соревнованиях. Наши дети часто конфликтовали, обижали друг друга. Почти у всех присутствовало явление эгоцентризма во всех его ярких проявлениях. Девочки и мальчики играют в разные игры, в соответствии с разным природным предназначением женщины и мужчины. Женщина — хранительница очага, женская половина детского общества готовится реализовать свое материнское начало. Во все времена излюбленной игрой девочек была игра «Дочки-матери». Ведь именно эта тема им наиболее близка и понятна. Семья — это то, что наблюдают девочки с раннего детства, с того самого момента, когда начинают себя осознавать. Именно по этой теме у них накоплен богатый личный опыт. В начале года у наших девочек наблюдались только зачатки этой игры. И играли они в основном не со сверстниками, а со своими куклами. Постепенно, при организации с/р игр во время проведения совместной деятельности, мы стали ненавязчиво предлагать детям какое-либо дальнейшее развитие событий, которое влекло за собой логичное введение новых ролей и, как следствие требовались новые дети для их выполнения. Дети были поставлены в ситуацию, когда нужно было кому-то это предложить, с кем-то договориться, чо-то объяснить. Часто девочки пытались вовлечь в свою сугубо «женскую» игру мальчиков, подсознательно понимая необходимость наличия в «доме» мужского плеча и мужской руки. Поначалу им это только иногда удавалось. Сейчас мы наблюдаем, как всё чаще играют вместе девочки и мальчики. В нашей группе дети объединяют тему «Семья» с другими: «Магазин», «Больница», «Поликлиника», «Кафе», «Зоопарк», «Ферма», «Путешествие». Мы стараемся, чтобы в таких играх, названые выше качества дети выражали самостоятельно, используя такие методы, как: предвосхищение ситуации, например: «Здесь нужна мужская сила» или «Кто у нас самый быстрый? (аккуратный, добрый, ответственный) и т.п. Или постановка проблемного вопроса. Интересно, что дети даже старшего дошкольного возраста слабо осваивают игру на уровне воображения и, как показывают наблюдения, выбирая игру, идут от атрибутов. Наши девочки поначалу с удовольствием играли только с куклами Барби, Винкс, игнорируя отечественных. Это происходит, скорее всего, потому, что к Барби прилагается целый арсенал атрибутов — от мебели до косметики, что позволяет развернуть игру, максимально приблизив ее к жизни. Совсем мало мальчики играли в романтические игры, игры-путешествия, игры-профессии («Моряки», «Летчики» и др.), а если и играли, то сюжеты этих игр крайне бедны и малосодержательны. Хотя атрибутов для этих игр у нас достаточго. Сегодня романтические профессии не престижны, отошли на второй план полярники, покорители космоса, разведчики и летчики. Опыт и знания для своих игр дети черпают из телевизора. По тем ролям, которые они на себя принимают, понятно, какие передачи они смотрят. Девочкам по нраву зарубежные мультсериалы, которые они потом с упоением разыгрывают. А классическая мальчишечья игра в «войну» трансформируется: на тропу войны выходят черепашки-ниндзя, человек-паук и прочие, прочие. Все больше в жизнь наших детей входят компьютерные игры, тематика и содержание которых слишком агрессивны и жестоки, что сводит к нулю воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине. Работая с детьми, мы стараемся заинтересовать их новой темой игры, тем самым повлиять на развитие детского воображения, помочь расширить рамки детской игры, овладеть игровыми умениями. Для обогащения игрового опыта детей мы знакомим их с интересными литературными произведениями, организуем просмотр отечественных мультфильмов. При организации игры вносим новые атрибуты, стараемся придумать интересную мотивацию или проблемную ситуацию, которые являются мощным стимулом для развертывания игры и проявлению лучших моральных качеств. Или проводим беседы «Где ты отдыхал летом?», «Где ты был в выходной день?» с подробным разбором, кто там работает, в чем заключается их работа и т. п. Интересно проведенная образовательная деятельность также дает толчок новой игре. Также планируем приглашать родителей интересных профессий для бесед. Из опыта прошлых лет мы знаем, что один только вид пожарного или врача впечатляет шестилеток. А если он еще толково, со знанием дела, эмоционально, с иллюстрациями и зарисовками на доске может рассказать о своей профессии, то становится понятным, почему после таких встреч наблюдается всплеск сюжетно-ролевых игр на тему «Пожарные» или «Больница». Сейчас мы еще стараемся иногда заменить детям старших товарищей. Считаем, что должны научить распределять роли в предстоящей игре, принимать на себя роль, действовать внутри роли, знать, наконец, произведения детской субкультуры, подходящие к каждому конкретному случаю. И делать все это стараемся на полном серьезе, не понарошку, стараясь ненавязчиво закреплять с детьми правила поведения, правила дружбы, с которыми знакомили детей с помощью художественной литературы, мультфильмов, альбомов, алгоритмов. Правильно подобранные развивающие игры, например, экологические, способны формировать и развивать у детей этические качества личности, как доброта, чуткость, восприятие прекрасного, забота о слабом и многое другое. По нашим наблюдениям, примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует у ребенка развитию экологической этики. Такие игры, как «Где живая и неживая природа?», «Соседи по планете» (живая природа), «Кто с кем дружит», «Кто кого боится», «Кому, где нравится», «Кто, где живет», «Почему мы такие разные», «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе), «Мы все нужны друг другу» развивают в детях сочувствие, сопереживание, отзывчивость к природе, к другим детям, к взрослым. Учитывая, что игры-драматизации, являются не только важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, но и способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, мы используем их в своей работе. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др. Формируется личность ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции, внедрение в маленького человека известных душевных качеств, правильное, гармоническое развитие чувств. Нравственное воспитание опирается, прежде всего, на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей. При этом игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно — ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст — произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. К театральным играм подводим детей постепенно. Последовательность работы может быть следующей: 1) знакомство с текстом; 2) игра-беседа с персонажами; 3) повторное чтение-разыгрывание текста; 4) беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста; 5) самостоятельное чтение текста; 6) подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету; 7) игра-спектакль по сказке. Во избежание эмоционального перенасыщения, подбираем разнообразные игры-драматизации. В одни из них играет с ребенком учитель-логопед, в другие воспитатели, в третьи (мы планируем на будущее) — родители. Для игр-драматизаций мы подбираем произведения соответственно лексическим темам недели. Это и народные сказки, и авторские. С помощью настольного театра, масок или с использованием кукол дети разыгрывают какие-либо сценки из сказки тем самым учатся положительному взаимоотношению. А также инсценируем басни С. Михалкова и И. А. Крылова. Очень нравиться детям разыгрывать сценки из книг В Осеевой, Н. Сладкова «Сорочьи тараторки». Они небольшие по объёму, легко запоминаются детьми. В этих произведениях очень ярко раскрыты образы героев и детям не сложно различить положительные и отрицательные черты их характеров. Таким образом дети постепенно и ненавязчиво усваивают морально-нравственные ценности, такие как доброта, отзывчивость, сопереживание, уважение к старшим, забота о младших, трудолюбие, дружелюбие. В своей работе мы активно используем готовые настольно-печатные игры такие как: «Хорошо-плохо» (несколько видов), «Школа этикета», «Правила поведения», «Лото вежливости», «Этикет для малышей». А также изготовленные нами д/и «Мы вежливые» (для расширения представлений детей о нормах и правилах вежливого поведения на улице, в общественных местах, закрепления правил вежливого поведения), «Взрослые и дети» (через искусство перевоплощения закреплять знания об отношениях взрослых и детей в семье, вне дома). Помогают нам так же этические игры, направленные на достижение позитивного эмоционального состояния детей, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребенка. Эти игры способны помочь ему в преодолении трудностей, создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия детей, формирования нравственных основ поведения. Педагогическое значение игры заключается в том, что она предполагает целенаправленное влияние педагога на определенные потребности воспитанников; рассчитана на возникновение ответной реакции, переходящей в действие. Мы формируем у детей умение делать правильный нравственный выбор. В достижении этих целей нам помогают и другие различные игры, игровые ситуации и задания, такие как: «Никогда не унывай». Цель: Научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение. – «Помоги улучшить настроение». Правила игры: Придумывать разные способы улучшения настроения. – «Как поступить» Цель: Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу, по-разному выражать добрые чувства. – «Доброе слово в доме». Указания: Дети садятся полукругом, и каждый по очереди говорит, какими ласковыми его называют родители. Цель: Выяснить отношения в семье. – «Скажи доброе слово» или «Волшебный стул» Указания: Дети садятся полукругом и каждый по очереди говорит ребенку, сидящему напротив, любое доброе слово или комплимент. Цель: Выявить отношение детей в группе, их нравственную сформированность и искренность. Такие игры предоставляют ребенку возможность совершать реальные или воображаемые нравственно-ценные действия и поступки.В жизни детей нашей группы большое место также занимают игры с правилами. Так как дети пришли в нашу группу только в сентябре из разных детских садов, то добиться выполнения этих правил первое время было нелегко, т. к. не было детского коллектива в полном понимании этого слова. не было дружеских взаимоотношений между детьми. Очень часто возникали конфликты и-за игрушек, игр, даже места для игры. Даже если дети начинали играть в настольные игры с правилами или подвижные игры, то эти правила большинство детей не хотели соблюдать. Сейчас, благодаря мерам, приведённым выше, ситуация изменилась. У детей наблюдается стойкое желание играть с товарищами и придерживаться правил игры. Дети объединяются уже в довольно большие группы, самостоятельно контролируют процесс игры, стараются прислушиваться друг к другу. Но бывают иногда случаи довольно навязчивых предложений, грубого вмешательства в чужую игру со стороны сверстников. Приходиться напоминать детям, что иногда кто-то хочет поиграть один или только вдвоём. И он или они имеют на это право, не следует на это обижаться. Для того, чтобы предупредить возможное возникновение конфликта, мы придумали знаки-символы – «Играю один», «Игра для двоих». Также напоминаем детям, что нужно уметь вежливо отказать, а тому, кому отказали, вежливо принять отказ. Большое внимание воспитанию дружественных отношений между детьми мы стараемся уделять во всех играх. Это оказание помощи своим товарищам в с/р играх, конструктивних, настольных. В подвижных играх стараемся предоставить возможность ребёнку сделать приятное своему сверстнику. Например в играх, где нужно выбрать водящего, или двух, первого выбираем считалкой, а второго или последующих выбирают уже выбирает он (они). Дети обычно стараются объяснить свой выбор, подчёркивая лучшие качества того, кого они выбирают. Тем самим укрепляются дружеские связи между детьми, желание проявлять самые лучшие свои качества.Таким образом, трудно переоценить значение игры в развитии ребенка, в том числе в формировании его сознания и культуры. Играя, малыш познает многоликий мир, учится общаться, взаимодействовать с предметами, усваивает сложную систему отношений с окружающим миром. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства.И что еще очень важно - в процессе игры дети часто включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели - стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. Это особенно важно, так как ребенок сам того не сознавая, переходит на другой, более высокий уровень нравственного развития. А свою задачу мы видим и в том, чтобы внимательно наблюдать за детьми во время игр. Это помогает узнавать детей иногда с очень неожиданных сторон.К сожалению, многие родители нашей группы, при всей своей «продвинутости», недооценивают роль игры. Они интересуются только программами и дополнительными образовательными услугами. Вот и приходится нам объяснять таким родителям, как важна игра в дошкольном возрасте, что именно игра готовит дошколят к учебе в школе, насколько необходимо играть с детьми дома, создавать условия для игр дома. С этой целью мы создали в группе «Семейную академию». Наша «академия» пропагандирует педагогические знания об игре, а именно: информируем родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте. Предлагаем родителям посетить со своими детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений. – Показываем родителям (одному, двум одновременно) приемы формирования игровых умений у детей в ходе самой игры. Интерес родителей к занятиям в «академии» возрастает. В ближайшем будущем планируем проведение семинара — практикума «Давайте поиграем!», Ток-шоу «Игры нашего детства», круглый стол «Калейдоскоп игр». При этом мы учитываем, что в современном дошкольном образовании повышен интерес к развивающим играм.Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X