Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мельникова Ольга Владимировна

Организация предметно-пространственной среды по социально-коммуникативному развитию в группе с учетом ФГОС

скачать документ

Вернуться назад

Организация предметно-пространственной среды по социально-коммуникативному развитию в группе с учетом ФГОСМельникова Ольга ВладимировнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №26 «Кристаллик»(МБДОУ ДСКВ №26 «Кристаллик»)Кемеровская область, город ЮргаВоспитатель Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются:1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.3.Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:• использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;• реализация общеобразовательной программы;• обогащение предметно-пространственной среды.Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:• насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);• трансформируемости (возможность изменений предметно –пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации);• полифункциональности (возможность разнообразного использования);• вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);• доступности (свободный доступ к игровым пособиям);• безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться текущей темой периода, содержанием образовательной деятельности в данной образовательной области и возрастной категорией детей.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях: ̶ игровая деятельность;̶ патриотическое воспитание;̶ формирование основ безопасности;̶ трудовое воспитание.  Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.Развитие игровой деятельности детей происходит с целью освоения различных социальных ролей.  Игра, в свете ФГОС, выступает как форма социализации ребёнка. Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.В группах оборудованы уголки сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и в зависимости от возраста детей, для детей среднего возраста можно выделить следующие сюжетные игры:- «Дом, семья»- «Игры с транспортом»- «Больница»- «Магазин» ˗ «Игры в парикмахерскую»; ˗ « Игры в детский сад»;- «Игры в животных и с игрушечными животными»- «Мастерская»-«Парикмахерская»-«Почта».Сюжетно-ролевая игра у детей 4–5 лет продолжает развиваться. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие. Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. В средней группе у детей появляется интерес к обыгрыванию сказок. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность.Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому важную роль играет создание в группе патриотического уголка.Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.В соответствии с возрастом детей материалы в уголке отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины». В зависимости от возрастного этапа уголок дополняется и трансформируется.Следующее направление реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная цель работы с дошкольниками - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избегать возможную опасность. Для достижения цели в группах имеются:- макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать логические задачи различной сложности по безопасности дорожного движения;- набор дорожных знаков, макеты светофоров;- атрибуты инспектора ДПС (жезлы, жилеты);- набор транспортных средств;- иллюстрации с изображением  транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;- плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;-папки-передвижки;- дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.Одной из задач детского сада в русле данной проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях.Определяя основное содержание работы по воспитанию культуры безопасности детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, своеобразия домашних и бытовых условий, а так же общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, следует выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм). Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой представлены следующие виды труда:1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).3. Дежурство по столовой и занятиям. 4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду).5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы).Также выделяют три основные формы организации труда детей:1.Поручение2.Дежурство3.Коллективно - трудовая деятельность (старшая и подготовительная группы).Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы - педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобытруд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Поэтому для вовлечения детей желательно использовать персонажей из сказок и мультфильмов, куклы.Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.Для этого в группе имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. В уголке природы имеется все необходимое для ухода за растениями. Воспитанники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлении почвы, пересадке.Подводя итог выше сказанному необходимо отметить, что введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, который теперь ориентирован не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление его в более взрослый период жизни. Организация такого образовательного процесса с учетом требований ФГОС основывается на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку, что обеспечивает сохранение самоценности дошкольного детства.Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.Таким образом, создавая предметно-развивающую среду по социально-коммуникативному развитию любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X