Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Чернигова Екатерина Ивановна

Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у дошкольников с ЗПР через овладение культурно-гигиеническими навыками

скачать документ

Вернуться назад

Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни дошкольников с ЗПР через овладение культурно-гигиеническими навыкамиУчитель-дефектолог: Чернигова Екатерина ИвановнаМБДОУ г.Иркутска детский сад №128Среди актуальных проблем реформирования дошкольного образования наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья дошкольников.Соблюдение культурно-гигиенических навыков столь же важно для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой, жизнь в согласии со своим телом дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья. Основная проблема, с которой сталкиваются педагоги коррекционно-развивающих групп для детей с ЗПР - дети не имеют достаточных знаний о личной гигиене, с трудом осваивают культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.Поэтому первостепенная задача коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывая фундамент гигиенической культуры.Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических норм и правил поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются в работе с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.Цель: формирование у дошкольников с ЗПР основ здорового образа жизни, знаний о личной гигиене, осознанного применения культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающихЗадачи:Образовательные:- Формировать у детей начальные представления о ценности здоровья, понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «гигиена», «культурно-гигиенические навыки».- Закреплять представление о правилах здорового образа жизни, личной гигиены, о необходимости гигиенических процедур.- Формировать представления о средствах гигиены, необходимых для поддержания чистоты тела и жилищаРазвивающие:- Развивать культурно-гигиенические навыки, простейшиенавыки поведения во время еды, умывания.- Формировать привычки следить за своим внешним видом, уменияправильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, расческой, носовым платком.- Формировать навыки поведения за столом: не крошить хлеб,пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом.Воспитывающие:- Воспитывать бережливое отношение, аккуратность в процессе действий с предметами гигиены, одеждой, обувью и т.п.- Воспитывать опрятность, прививать культуру еды (культурно-гигиенические навыки).- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности вповседневной жизни.- Воспитывать у детей умение соблюдать в игре элементарные правила поведения и взаимодействия, учить их нормам гигиены и здорового образа жизни на основе игрового сюжета.Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ЗПР осуществляется в различных видах деятельности, образовательные области, которые интегрируются друг с другом:Физическое развитие - Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Содействие охране и укреплению здоровья детей. Развитие крупной и мелкой моторики, ориентирование в схеме собственного тела, с/контроль и координация движения.Социально-коммуникативное развитие – Формирование потребности в общении, умения использовать речевые и неречевые средства общения в ситуации взаимодействия в играх на темы сохранения здоровья и здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности.Познавательное развитие – Развитие познавательного интереса и исследовательских способностей дошкольников.Формирование представлений о свойствах и качествах воды, как важного средства поддержания чистоты тела и жилища, о гигиенических принадлежностях.Расширение представлений детей о медицинских профессиях.Речевое развитие – Формирование умения узнавать и называть предметы бытового назначения (одежду, посуду, гигиенические средства и др.), которыми они пользуются. Развитие речевой активности, свободного общения со взрослыми и детьми на темы, связанные со здоровьем; учить поддерживать беседу, воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициативу, творчество). Приобщение к словесному творчеству, через чтение художественной литературы.Художественно-эстетическое развитие – Формирование навыков продуктивной деятельности в процессе осуществления проекта.Безопасность – Формирование первоначальных потребностей сохранять своё здоровье, беречь себя от возможных травм, ушибов, падений: формировать ценностное отношение к ЗОЖ.Труд – Формирование привычки быть опрятным, стремление к чистоте и порядку, развитие умений и навыков самообслуживания, умений выполнять трудовые поручения.Содержание и формы коррекционно-развивающей работы Раздевание и одевание. Создание ситуаций, побуждающих детей к стремлению действовать самостоятельно: одеваться, переодеваться в соответствующую ситуации одежду.Расширение диапазона игр, в процессе которых развивается тонкая моторика, необходимая для овладения детьми самостоятельными навыками:- расстёгивание и застёгивание застёжек-«липучек»;- застёгивание и расстёгивание пуговиц крупного и среднего размера;- закрывание и открывание застёжек-молний;- зашнуровывание и расшнуровывание шнурков.Формирование культурно-гигиенических навыков. Привлечение детей к самостоятельному выполнению гигиенических процедур и использованию предметов личной гигиены, к выбору необходимых предметов гигиены для определённой процедуры.Закрепление алгоритма чистки зубов, полоскания рта после еды, как обязательной гигиенической процедуры. Беседы о зубных пастах, зубных щётках, их разновидностях. Формирование представлений о гигиене полости рта и зубов.Создание условий и стимулирование потребности детейобращать внимание на свой внешний вид после переодевания с прогулки и т.п.:- рассматривание себя в зеркало и исправление неполадок в одежде;- помощь сверстникам в исправлении беспорядка в их одежде;- приведение волос в порядок, причёсывание, при необходимости обращение за помощью к педагогам.Закрепление умения детей самостоятельно пользоваться туалетом, выполняя все гигиенические процедуры после его посещения.Аккуратное ношение обуви, сохранение её в чистоте и порядке. Организация уголка для обуви. Беседы о правильной обуви, способствующей удобному положению ног и профилактике плоскостопия.Приём пищи.Беседы о правильном питании, о необходимом наборе продуктов для здорового питания.Краткое обсуждение меню перед завтраком, обедом и ужином. О пищевой ценности и необходимости употребления тех или иных продуктов. Закрепление правил поведения во время еды. Обучение детей самостоятельно пользоваться необходимыми столовыми приборами для приёма той или иной пищи.Предметно-практическая, игровая и речевая деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков и здорового образа жизни.Беседы с детьми о необходимости закаливающих процедур и тренировочных упражнений для глаз, рук и ног.Использование приёмов комментированного рисования, сюжетного рисования детьми по теме занятий о здоровье и здоровом образе жизни.Проведение настольно-печатных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр, в которых проигрываются ситуации правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Чтение литературных произведений о здоровье, о ситуациях правильного и неправильно поведения в разных ситуациях, приводящих к болезни. Стимулирование желания детей пересказывать эти произведения, объясняя ситуации описанные в них. Обыгрывание этих ситуаций с помощью персонажей с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра и др.Рассматривание с детьми картинок, изображающих игровые ситуации и иллюстрации к литературным произведениям. Стимулирование детей к использованию вербальных и невербальных средств общения по ходу разыгрывания по ролям сказок, коротких рассказов. Знакомство детей с пословицами и поговорками о здоровье и гигиене.Расширение представления детей о медицинских профессиях. Проигрывание сюжетных цепочек, отображающих алгоритм поведения для предотвращения болезни, поведения во время болезни и т.п. Проведение сюжетно-дидактических игр, в которых дети берут на себя роли врачей, медсестёр, обучающих пациентов правилам здорового образа жизни.Проведение тематических досугов и развлечений по формированию здорового образа жизни. Предполагаемый результат:В результате коррекционно-развивающей работы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на основе приобретённых культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания формируются полезные привычки, то есть процесс освоения навыков личной гигиены становится жизненно необходимым ребёнку и выполняется осмысленно. В этот период важно научить детей определять состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих, рассказывать о них, описывая некоторые симптомы болезненного состояния. Для этого ребёнок должен получить представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека, о здоровье и его профилактике.В реализации данного направления коррекционно-развивающей работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей принимают участие все педагоги, работающие с данной группой. Кроме того, важную роль проекта играют родители, которые активно обучают детей навыкам гигиены и основам здорового образа жизни, показывая это, прежде всего, на собственном примере.Практическая значимость заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательного процесса ДОУ.Коррекционно-развивающая работа направлена на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми необходимости беречь здоровье. Учитываются особенности психологического развития дошкольников, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, необходимость формирования у детей культурно-гигиенических навыков; воспитание бережного отношения к окружающему; поиск новых форм взаимодействия с родителями.Использованная литература:Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X