Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ульянова Марина Василовна

Формирование информационной компетентности дошкольников с нарушениями речи.

скачать документ

Вернуться назад

Формирование информационной компетентности дошкольников с нарушениями речи. Дошкольный возраст - это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника. Приобретение и проявление ребенком ключевых компетентностей - основа успешной деятельности в период дошкольного детства и на следующих ступенях образования.Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.Информационная компетентность-это:1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника,  рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).2. Умение делать выводы из полученной информации.3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.5. Умение получать информацию, используя некоторые источники6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.Именно развитие у дошкольников информационной компетентности является одной из главных задач в современных условиях обновления содержания дошкольного образования. Развитию информационной компетентности современного дошкольника способствуют и информационно-коммуникативные технологии, являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка.Ребёнок – активный участник образовательного процесса, а не пассивный слушатель. Так решая задачи на интерактивной доске или столе, заданные обучающей программой, ребёнок имеет возможность не просто слушать взрослого и наблюдать со стороны за его действиями, а самостоятельно экспериментировать. Современные реалии диктуют необходимость внедрения в коррекционно-развивающий процесс информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют значительно расширить возможности специалистов и повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива специализированного детского сада. Это влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности педагога, работающего с детьми, испытывающими сложности в обучении и воспитании. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих в своей педагогической деятельности проблем.Благодаря использованию педагогом ИКТ технологий на занятии дети могут понаблюдать за жизнью животных жарких стран, посетить виртуальный музей, далёкий город, увидеть извержение вулкана и т.д.В рамках коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками имеющими нарушения речи нами использоваться следующие информационные технологии:1. Интернет-ресурсы. Цель: поиск информации о возможностях наиболее эффективной коррекции речевых нарушений. В специфику интернета входит предоставление огромного количества информации, через средства коммуникаций, таких как электронная почта, региональные, глобальные и локальные сети связи. 2. Развивающие компьютерные игры.Цель: развитие моторики, познавательной мотивации, функций произвольной регуляции и самоконтроля. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.3. Мультимедийные презентации. Цель: обучение пониманию и контролю собственных эмоциональных состояний, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через жесты, мимику, рисунки; обучение навыкам социального поведения. Благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; у детей развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремленность и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности.В своей работе мы используем мультимедийные презентации, дающие возможность выстроить объяснение с использованием видеофрагментов, позволяют наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. 4. Виртуальные экскурсии. Цель: расширение и систематизация представлений дошкольников с нарушениями речи об окружающем предметном и социальном мире. Данный вид экскурсий помогает реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствует развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников, не покидая здания детского сада мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами. Виртуальная экскурсия - это организованная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. На наш взгляд, при организации работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, с применением средств ИКТ исключительно важно учитывать возраст детей, структуру дефекта, специфику микросоциальной среды и своевременность оказания психолого-педагогической помощи.Формирование ИКТ-компетентности педагога, работающего с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи, является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, уровня ее сформированности позволяет целенаправленно и эффективно организовать педагогическую деятельность в рамках коррекционно-развивающего процесса.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X