Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сибгатуллина Алла Владимировна

Анализ эффективности применения традиционных и инновационных форм взаимодействия семьи и ДОУ.

скачать документ

Вернуться назад

Анализ эффективности применения традиционных и инновационных форм взаимодействия семьи и ДОУ. В нашем ДОУ применяются формы взаимодействия с семьей, изложенные в Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «ДС №364 г. Челябинска» Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, инновационные формы сотрудничества с родителями. В ДОУ имеется положительный опыт использования традиционных форм взаимодействия с родителями, который мы учитываем. Как показывает практика, посещение семьи на дому педагогом не является эффективным и актуальным. Ввиду закрытости нашего общества и общей нестабильной ситуации в мире. Так же со стороны воспитателя этот метод требует огромной подготовки: тщательное изучение каждой семьи, каждого ребенка, необходимость договариваться об удобном времени посещения. Трудность также заключается в том, что современные родители очень заняты и с большой неохотой выделяют время для встреч. К тому же, эта форма взаимодействия может быть использована только по обоюдному согласию родителей и педагогов. Поэтому к применению этой формы взаимодействия мы прибегаем очень редко. Хочется отметить, что и родительское собрание – это способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме, но на сегодняшний день смысл таких собраний сводится к решению организационных вопросов. Родители не ходят на собрания, потому что считают: они скучны, затянуты, статичны и малоэффективны. Или просто не видят необходимости, считая, что все вопросы могут решить лично с педагогом. Несмотря на трудности в организации, родительские собрания нужны и важны. С их помощью мы знакомим родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Зная, как важна атмосфера доверительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, хотелось бы рассказать о том, как мы проводим родительские собрания, участниками которых являются и дети. Вместе с детьми мы тщательно готовимся к встрече родителей: делаем пригласительные билеты, обустраиваем группу. Наши встречи проходят регулярно, они яркие по экспрессивности, полезные и увлекательные по содержанию, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. Многие им удивились и были в восторге. Хочется подробнее остановиться на некоторых традиционных формах взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников. Такая форма, как анкетирование, никогда не теряет своей актуальности. Это один из распространенных методов диагностики, который используется нами с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Родители наших воспитанников с удовольствием отвечают на вопросы, стараются дать более полную информацию о своем ребенке. Конечно, мы сталкиваемся и с формальными ответами, но и это дает нам почву для размышления, например как добиться от родителей большей информации. Поэтому нам так нравиться эта форма взаимодействия с родителями. Мы становимся ближе к семье ребенка, больше узнаем о методах воспитания, о семейных традициях, это очень помогает нам в планировании образовательного процесса. Например, анкета «Чего вы ждете от детского сада в этом году?» помогла понять чему, по мнению родителей должен научиться ребенок, чем занимается ребенок дома, чем он увлекается, и в каких мероприятиях хотели бы поучаствовать сами родители. В соответствии с полученной информацией мы запланировали совместную деятельность, как с детьми, так и с родителями. Также, в сборе информации о семьях воспитанников нам помогают такие формы как интервью и беседа, т.к. с их помощью мы получаем те сведения, которые заложены в словесных сообщениях родителей. Это, с одной стороны, помогает нам изучить мотивы поведения, намерения, мнения родителей, с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации). Трудности этой формы взаимодействия заключаются в тотальной занятости родителей, неспособностью правильно выбрать время для беседы, когда готовы обе стороны и воспитатель и родитель. Но интервью и беседы позволяют нам не только услышать ответы, но и увидеть эмоциональный отклик родителя, позволяют более подробно обсудить успехи и трудности в воспитании ребенка и найти общие пути решения проблем. А вот Дни открытых дверей дают нам возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию. Так очень интересными для родителей оказались тематические дни открытых дверей, например, «К нам весна пришла» (открытый показ образовательной деятельности), праздник «Приходите в детский сад», «Бал цветов», «В мире профессий», «День сказки в детском саду». Эта форма работы нам очень близка, потому что родители могут реально оценить труд педагогов и всего коллектива ДОУ, проникнуться важностью нашей работы и как следствие активнее сотрудничать с педагогами нашего садика. Используем в образовательной деятельности так же и Неделю открытых дверей, когда родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности. Целью проведения данного мероприятия является установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализацию. На сегодняшний день педагоги дошкольных учреждений признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Часто родители задаются вопросами: - Как мой ребенок живет в детском саду, как он занимается, успешен он как личность и так далее. Мы, педагоги, вполне их понимаем и, чтобы ответить на волнующие вопросы родителей, в нашем детском саду прошла Неделя открытых дверей. Совместно со специалистами был составлен план мероприятий на неделю и предложен вниманию родителей. Родители были включены в процесс занятий, что внесло в атмосферу еще больше активности и интереса. Также мы пригласили их на праздничный концерт. Дети пели, танцевали, читали стихи, а после концерта все вместе пили чай, а после, дети вручили подарки, которые сделали своими руками. Дни и недели открытых дверей получили свое продолжение в повседневной работе нашего детского сада, а, также, в совместных мероприятиях, праздниках, творческих конкурсах, что позволяет детям ярче раскрыть свои таланты и добавить красок в счастливую палитру детства. Праздники, концерты, соревнования помогают нам создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса. Организация досугов и развлечений в работе с родителями является самой привлекательной, востребованной, полезной, но и самой трудной деятельностью. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. С детьми и родителями своей группы мы организуем и проводим:1. Праздники: «День Матери», «День защитника Отечества», «День семьи», «Международный Женский день», «День рождения»;2. Развлечения: «Семейные посиделки», «День смеха» и другие;3. «Все профессии нужны, все профессии важны» - встречи, когда родитель какого-либо ребёнка приходит в группу и рассказывает детям о своей интересной профессии;4. Спортивные досуги: «Семья – здоровый образ жизни», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы интеллектуалы»;5. Спектакли «Муха-Цокотуха», «Золушка», «Кошкин дом», «Дюймовочка». Наиболее эффективными нетрадиционными формами взаимодействия мы считаем следующие:- Вечера вопросов и ответов – позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей, например, «Права ребенка – обязанности родителей». На этой встрече мы пополняли знания родителей о воспитании детей общедоступными сведениями; доводили до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им; пытались оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком. Мы обратились к «Семейному кодексу», «Конвенции о правах ребенка», «Конституции РФ». Родители очень хорошо принимали информацию, задавали вопросы, хорошо понимая, что в наш век очень важна юридическая грамотность, пусть даже в таких малых масштабах. Трудность наша заключалась в том, чтобы правильно объяснить родителям некоторые правовые аспекты, но совместными усилиями мы смогли разобраться в проблеме, достигнуть понимания.- Семейная гостиная – очень интересная форма взаимодействия, ее мы проводим с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения, это помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми. В отличие, например, от «Клуба для родителей» в «Семейной гостиной» принимают участие и родители и дети. На семейных гостиных мы ставили целью научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха, повышать уровень педагогической культуры родителей, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства. А у детей формировать любовь к ближнему, уважение к старшим и чувство гордости за свою семью. И, конечно, мы старались вызвать эмоциональный подъём и хорошее настроение.- Родительские конференции служат повышению культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Так, например, в родительской конференции «За здоровьем в детский сад» родители получили не только информацию о здоровом образе жизни, информацию о правильном питании, но и консультации инструктора по физической культуре и детского врача ДОУ. Или, на родительской конференции «Авторитет – основа воспитания», родители узнали не только о видах авторитета, но и получили консультацию психолога, какой из этих видов наиболее благоприятен для воспитания детей.- Клубы для родителей предполагают становление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что мы, педагоги, имеем возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Например, в клубе «Школа заботливых родителей» проходили «маленькие уроки по ПДД для взрослых родителей».- Дни добрых дел – дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет нам налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями. Нам очень нравиться эта форма взаимодействия, но трудности в ее реализации есть и заключаются, в том, что не все родители хотят оказать помощь детскому саду в силу разных причин. Но мы с помощью различных анкет или беседы мы стараемся узнать больше об интересах таких родителей и, основываясь на этой информации, пытаемся привлечь их стать активными помощниками нашего детско-взрослого коллектива. - Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, «Наша мама», «Цветы», «Вернисаж пейзажей», «Сказочное лето», «Весенний вернисаж», «Пасхальный вернисаж», «Зимний вернисаж», «Осенние фантазии», «Зимние поделки» и т.д.- Совместные походы и экскурсии укрепляют детско-родительские отношения. Например, совместные экскурсии «В мире книг», «Мой любимый детский поэт», «Мы – друзья природы», «Защитим наш общий дом – планету Земля». «Поход-экскурсия на ферму», «Экскурсия-поход на весенний луг», экскурсия к реке «В гости к старичку Лесовичку», поход-экскурсия «По осенним тропинкам» и т.д. Воспитанники нашей группы очень любят ходить на экскурсии, ведь рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о знаменитых земляках, о своем крае, о защитниках Родины. Затем увлеченно рисуют, делают поделки, оформляют выставки совместного творчества, фотовыставки. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Не это ли начало патриотического воспитания, зарождение чувства любви к семье, природе, к Родине? Хочется сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Каждый конкурс не остается без грамот и благодарностей и призов. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками всех событий, происходящих в группе. Они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, проявляют искренний интерес к жизни детского сада, активно участвуют в совместных мероприятиях, выражают восхищение результатами детской деятельности. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий. Её успех определяется педагогической интуицией, инициативой и терпением, профессионализмом. Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X