Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Обухова Любовь Аркадьевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОЯВЛЕНИЕ МАТРЕШКИ НА РУСИ И ЕЕ ВИДЫ»

скачать документ

Вернуться назад

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ПОЯВЛЕНИЕ МАТРЕШКИ НА РУСИ И ЕЕ ВИДЫ»Обухова Любовь АркадьевнаВоспитательМуниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк»» (МКДОУ д/с «Ручеёк»), с. Березичский стеклозавод Козельского района Калужской областиМатрешка – точеная разъемная игрушка, представляющая собой девочку в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. Легкость круглых поверхностей, красочная роспись, веселая игра бликов и нахождение внутри игрушки 2, 8, 12 и более фигурок вызывают восторг. Детям нравится матрешка. Разбирая и собирая ее, играя с матрешкой, они непосредственно изучают ее размеры, форму, конструкцию, знакомятся с ее красотой. [7]Считают, что первую русскую матрешку выточили и расписали в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание» А. Мамонтова только в девяностых годах XIX века по образцу, привезенному из Японии. Прообраз был выполнен с большим юмором: большое количество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Приблизительно с этого времени отсчитывают возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой происходили свои взлеты и падения, слава и забытье. [1]В альбоме, посвященному творчеству русского художника С.В. Малютина, представлена необычайная иллюстрация – эскиз росписи игрушки, выточенной из дерева. Именно он и является создателем первой русской матрешки. Форма игрушки была придумана токарем по дереву В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Стоит отметить, что опубликованный в альбоме эскиз и матрешка производства мастерской-магазина «Детское воспитание» из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Исходя из этого, можно предположить, что С.В. Малютин сделал несколько вариантов росписи будущей игрушки. [4]Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок. Первая, самая большая, изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика. Открываешь ее, а там опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя, восьмая, была младенцем, завернутым в пеленки. [2]В начале XX века русские матрешки стали пользоваться большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В это время за матрешками закрепилась репутация «исконно русских».Матрешка распространилась по Руси, ее стали изготавливать далеко за пределами Сергиева Посада. Изделия отличались друг от друга, потому что мастерами каждого центра кустарного производства игрушек использовалась своя технология изготовления и росписи. Чтобы понять, чем привлекает матрешка каждого вида не только россиян, но и людей за рубежом, необходимо познакомиться с традициями и стилями росписи каждого места. [4]Изучив литературу и информацию из Интернета по данной теме, я узнала, что матрешки изготавливались в разных городах и имели свои характерные черты.Загорские матрешки. Первые куклы-матрешки в России изготавливались в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия производство и роспись освоили учебные мастерские в городе, расположенном недалеко от Москвы, Сергеевом Пасаде, в старинном центре по изготовлению игрушек. В это время началось массовое производство матрешки, которую называют сергеево-пасадской или загорской. Были созданы основные типы росписи сергеево-посадской матрешки. Ее главной чертой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Роспись сергеево-пасадских матрешек делается без предварительного рисунка и наносится сразу гуашью и лишь изредка акварелью. Интенсивность цвета достигается при помощи лакировки. В Сергеевом Посаде была создана фабрика игрушек, которая существует и сегодня. Матрешки из Сергеева Посада отличаются от своих подружек из других мест приземистой фигурой, верх плавно переходит в утолщающую нижнюю часть, ее расписывают гуашью и покрывают лаком.Семеновские матрешки. Город Семенов – один из основных центров по изготовлению и росписи матрешек. В своей росписи семеновские мастера используют «травный» орнамент, который был принят еще в давние времена.Мастера-семеновцы расписывают матрешку специальными красками, потом покрывают лаком. Сначала росчерком тонкой кисти намечают контуры лица, губы, глаза, наводят румянец. Затем рисуют платок, юбку, передник, руки. Фартук с изображенным на нем букетом пышных цветов считается основой композиции в росписи семеновской матрешки. В манере исполнения букета можно заметить приемы росписи мастеров Древней Руси. Сегодня в росписи используют три цвета – синий, желтый и красный, меняя сочетания цветов сарафана, платка и фартука. Букет на фартуке несколько смещен вправо. Отличительная черта семеновской матрешки – многоместность: она включает в себя до 15-18 разноцветных кукол.Полхово-Майданские матрешки. Своей вытянутой формой полховская матрешка заметно отличается от других. Особенно удивляет ее разнообразие: от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до одноместных фигурок-столбиков и толстеньких, похожих на грибки куколок.Роспись полховских матрешек основывается на сочетании зеленого, красно-малинового, и черного цветов по заранее нанесенному тушью контуру. Наиболее любимая и типичная для Полховского Майдана роспись - «Цветы с наводкой». Мастера Полхова Майдана расписывают матрешку специальными красками по заранее загрунтованной поверхности. У матрешек платок ниспадает с головы. Вместо сарафана и фартука – условный овал на двухцветном фоне: верх – желтый или красный, низ – фиолетовый или зеленый. Сверху в овале лицо, а все остальное занято яркими, крупными цветами в черном контуре. И главное отличие этой матрешки – большие цветы шиповника.Современные авторские матрешки. В настоящее время русская матрешка переживает своеобразные изменения. Фантазия современных художников не имеет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, в руке которой какой-нибудь предмет, сегодня пополнился разнообразными вариантами матрешек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с самоварами и лукошками, с корзинами, наполненными фруктами. Все большей популярностью пользуются матрешки с изображенными на фартуках памятниками архитектуры, живописными пейзажами, сюжетами из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Среди современных матрешек все чаще встречаются политические деятели, популярные артисты, спортсмены. Увеличивается тенденция использования в росписи современной матрешки декоративных мотивов, характерных для традиционных центров русской народной культуры. Все это подтверждает популярность матрешки и в наши дни, несмотря на то, что ей более ста лет.Список литературы:1. Алексахин Н.Н. Матрешка. – М.: Издательство «Народное образование», 2013. – 75 с.2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. И дополн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400 с.3. Козлова Е. Матрешке – 100! // Ваш досуг. – 2000. - № 46. – С. 16-19. 4. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 192 с.5. Плакущая Г.А. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – 293 с.6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.7. Шайдурова Н.В. Веселые матрешки: Учебно-методическое пособие для педагогов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 64 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X