Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Наталья Анатольевна Каргалова

МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

скачать документ

Вернуться назад

МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯМорозова Лариса Николаевна, Ростовская область, г. Новочеркасск,муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55, заведующий,8-918-553-77-87, mdou55@inbox.ru Каргалова Наталья Анатольевна,Ростовская область, г. Новочеркасск,муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55, воспитатель,8-951-83-83-186, mdou55@inbox.ru Трофимкина Дарья Владимировна, Ростовская область, г. Новочеркасск,муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55, воспитатель,8-961-311-22-71, mdou55@inbox.ruКраткая аннотация: модернизация системы российского образования требует развития ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников. Эффективным инструментом профессионального роста педагогов является развитие системы наставничества и внедрение персонализированных программ наставничества. Ключевые слова: модель наставничества, персонализированные программы наставничества.Актуальность создания национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации отражена в нормативно-правовых документах, а также письмах Министерства просвещения России и Министерства образования Ростовской области. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанные в 2021 году совместно с Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, освещают основные направления создания условий и использования ресурсов для внедрения и реализации модели наставничества, а также описывают структурные компоненты системы и ожидаемые (планируемые) результаты внедрения системы.Модель наставничества педагогических работников, разработанная в МБДОУ детском саду № 55 г. Новочеркасска, соответствует нормативно-правовым документам и ее новизна заключается в следующих моментах:комплексный подход к созданию условий для разработки и внедрения системы наставничества,выбор адаптационных и углубленных персонализированных программ наставничества,психолого-педагогическое сопровождение наставников и наставляемых на всех этапах реализации персонализированных программ наставничества.Модель наставничества педагогических кадров нацелена на создание материально-технических, организационно-методических, психолого-педагогических и кадровых условий для непрерывного роста профессионального мастерства педагогических работников. Реализуется модель наставничества в четыре этапа и предполагаемым результатом является достижение высокого уровня профессионализма педагогических работников и укрепление кадрового потенциала учреждения. Задача первого информационно-аналитического этапа - определить проблемные поля и имеющиеся ресурсы педагогов. В процессе анкетирования, интервьюирования, бесед, наблюдений, тестов, самоанализов деятельности изучается кадровый потенциал ДОУ, индивидуальные особенности педагогов, выявляются их потребности и запросы, формируются пары наставник-наставляемый.В системе наставничества ключевую роль играет фигура наставника. Это должен быть педагог, имеющий позитивные результаты профессиональной деятельности, обладающий опытом и навыками, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого. Немаловажным фактором и залогом успешной реализации модели наставничества является психологическая совместимость пары наставник-наставляемый.Задача второго планово-организационного этапа - подобрать наиболее эффективные формы наставничества и взаимодействия в парах, разработать матрицы заполнения персонализированных программ наставничества разной направленности.В МБДОУ детском саду № 55 разработан, принят на педагогическом совете и утвержден приказом руководителя пакет документов, регламентирующий процесс внедрения модели наставничества:- Модель наставничества педагогических работников МБДОУ детского сада № 55 (с описательной частью),- Положение о системе наставничества педагогических работников МБДОУ детского сада № 55,- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Модели наставничества педагогических работников МБДОУ детского сада № 55,- шаблоны персонализированных программ наставничества и планов самообразования.Задача третьего практико-ориентированного этапа – апробировать разные формы наставничества, реализовать мероприятия персонализированных программ наставничества. Освоение современных программ и новых педагогических технологий, изучение теоретических основ, приобретение практических навыков происходит через индивидуальные и подгрупповые консультации, мастер-классы, открытые показы деятельности, деловые игры, тренинги, вебинары, стажировки, семинары, конференции. Механизмами реализации модели наставничества являются персонализированные программы наставничества двух видов: адаптационные и углубленные. Адаптационные ППН «Адаптация молодого педагога» и «Адаптация нового сотрудника» ориентированы на ускорение процесса адаптации педагогов в новой должности, в новой профессии, в новом коллективе. Эти программы актуализируют теоретические знания психологии дошкольников и методик дошкольного воспитания, ориентируют педагогов на приобретение практических навыков работы с воспитанниками и родителями.Углубленные ППН «Подготовка к процедуре аттестации», «Подготовка к профессиональному конкурсу», «Организация работы с детьми ОВЗ», «Организация кружковой работы» ориентированы на развитие и совершенствование педагогического мастерства педагогов при введении новых технологий и инноваций, на обобщение и трансляцию своего передового опыта. Эти программы способствуют формированию личности педагога, способного к саморазвитию и самообразованию, приобретение характерного почерка в профессии, глубокое владение отдельными направлениями работы, выявление лучшего опыта и его диссеминация.Важнейшим аспектом на третьем этапе является психолого-педагогические сопровождение участников реализации ППН, что создает атмосферу комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения, позволяет предотвратить напряжение и конфликтные ситуации в коллективе, повысить стрессоустойчивость наставников и наставляемых. Педагог-психолог использует методики и технологии рефлексивно-ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества, которые способствуют актуализации теоретических знаний и практических навыков, а также глубинных жизненных ресурсов, нередко скрытых от них самих. Цикл тренингов направлен на развитие эмпатических способностей, на укрепление профессионального здоровья специалистов, профилактику «синдрома выгорания», преодоление жизненных и профессиональных кризисов.Задача четвертого итогово-оценочного этапа - выявить эффективность модели наставничества и наиболее успешные практики персонализированных программ наставничества. Определение показателей эффективности, параметров роста, путей распространения опыта, информационное сопровождение происходило через видеодневники и фотоархивы мероприятий, анализ портфолио достижений педагогов, защиту проектов и презентации программ, самооценку деятельности. В ходе самооценки деятельности, наставляемый анализирует свои достигнутые результаты по каждому из ранее выявленных проблемных полей, происходит осмысление своего личностного потенциала, формируется мотивация к непрерывному профессиональному развитию и приобретению неповторимого профессионального почерка педагога.Показателями эффективности модели наставничества является повышение уровня мотивированности наставников и осознанности наставляемых в вопросах саморазвития и профессионального самообразования, степень их включенности в педагогическую деятельность и социально-культурную жизнь ДОУ, высокий уровень усвоения воспитанниками образовательных программ и положительная динамика участия в конкурсах.Достижения наставника и наставляемого подтверждаются наличием авторских методических разработок и творческих проектов по преобразованию развивающей предметно-пространственной среды, победами в конкурсах профессионального мастерства, участием в работе творческих групп и профессиональных сообществ, в том числе сетевых с использованием средств информационной коммуникации. Результаты реализации модели и программ заслушаны на педагогическом совете, лучшие практики ППН представлены в рамках Школы совершенствования педагогического мастерства, Городского методического объединения заместителей заведующих и старших воспитателей, Августовской конференции педагогических работников.Таким образом, практическая значимость модели наставничества отражается в разработанных и апробированных методических материалах: приказы и положения, программы и планы, банк анкет и упражнений, тренингов и деловых игр, консультаций и рекомендаций. На официальном сайте МБДОУ детского сада № 55 создан раздел «Наставничество» https://gart55.npi-tu.ru/nastavnichestvo , в котором размещены нормативно-правовые документы и методические разработки, позволяющие донести до педагогического сообщества идею нашей системы наставничества и механизмы ее реализации.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X