Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Елена Михайловна Голубович

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАРОВ ФРЕБЕЛЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

скачать документ

Вернуться назад

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАРОВ ФРЕБЕЛЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Морозова Лариса Николаевна, Ростовская область, г. Новочеркасск,муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 (МБДОУ детский сад № 55), заведующий,8-918-553-77-87, mdou55@inbox.ru Каргалова Наталья Анатольевна,Ростовская область, г. Новочеркасск,муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 (МБДОУ детский сад № 55), воспитатель,8-951-83-83-186, mdou55@inbox.ru Голубович Елена Михайловна, Ростовская область, г. Новочеркасск,муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55(МБДОУ детский сад № 55), воспитатель,8-951-829-33-69, mdou55@inbox.ruКраткая аннотация: обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ диктует дошкольным образовательным учреждениям необходимость самостоятельной разработки программ. В вариативную часть программы ДОУ вправе включать инновационные программы и технологии с учетом традиционных событий, региональных праздников, контингента обучающихся и других социокультурных особенностей. Рабочие программы воспитателей строятся с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Наиболее эффективным инструментом коррекции познавательной и речевой сферы таких детей является применение игрового набора «Дары Фребеля». Ключевые слова: игровой набор Ф.Фребеля, коррекция познавательного и речевого развития обучающихся с ТНР.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ) определяет содержание образовательной деятельности по основным направлениям развития детей дошкольного возраста: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания и памяти: недостаточная устойчивость, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У некоторых детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. У детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.Содержание образовательной области "Познавательное развитие" для обучающихся с ТНР старшего дошкольного возраста предполагает создание педагогами ситуаций для расширения представлений о функциональных свойствах и назначении объектов, стимулируют их к анализу, используя вербальные средства общения, разнообразят ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений.Содержание образовательной области «Речевое развитие» для обучающихся с ТНР старшего дошкольного возраста направлено на формирование связной речи. В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. В ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия обучающихся. У обучающихся активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Педагоги стимулируют использование речи для познавательно-исследовательского развития обучающихся, например, отвечая на вопросы "Почему?..", "Когда?..", обращая внимание обучающихся на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.Несовершенство коммуникативных умений, речевая неактивность препятствуют полноценному когнитивному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому исходным положением для системы работы по развитию речи должен быть принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельностиИгра как основная часть образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" включается в совместную образовательную деятельность педагогов и обучающихся в процессе овладения всеми образовательными областями, в групповые и индивидуальные логопедические занятия. В игре возникают партнерские отношения, поэтому социальная сфера "ребенок среди сверстников" становится предметом особого внимания педагогов, их взаимодействие строится с учетом интересов каждого ребенка и детского сообщества в целом. Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр во всех формах и направлениях общеразвивающей и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольной организации стимулирует, прежде всего, речевую активность.Все эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства и осуществляется в различных режимных моментах, в разных видах детской деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности.Исходя из вышеизложенного, в нашем учреждении разработана и реализуется в группах компенсирующей направленности Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, в основе которой лежат требования ФГОС ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, рекомендации УМК к «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. На основе данных документов разработана и реализуется в группе компенсирующей направленности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР рабочая программа воспитателя.Цель Рабочей программы подразумевает создание условий для обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности ребенка в группе компенсирующей направленности через различные виды общения и деятельности с учетом специфических характеристик детей с общим недоразвитием речи, а также обеспечение условий для овладения детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, фонетической системой языка, элементами грамоты и коммуникативными навыками.Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий развития в соответствии с возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями детей с ТНР, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР, как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром и социальным окружением. Решение такого спектра задач с максимальным эффектом возможно через реализацию долгосрочного проекта «Волшебный мир Фребеля».Цель проекта: вовлечение детей старшего дошкольного возраста в игровую деятельность и развитие познавательной, речевой, двигательной и творческой активности с помощью «Даров Ф.Фребеля».Достижение поставленной цели было возможно через решение ряда задач:формирование познавательного интереса у детей;сотрудничество детей и взрослых в разных видах деятельности;развивать  пространственное мышление, сенсорное восприятие, а также способствовать  развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно-моторной координации.знакомить детей с геометрическими фигурами и телами;  числами;  учить сортировать, классифицировать, сравнивать, считать, складывать, составлять последовательности, вычитать Реализация проекта рассчитана на три года, начиная с детьми среднего дошкольного возраста и продолжая с детьми старшего дошкольного возраста.Результатом первого этапа работы стало: сбор и изучение методического материала, распределение обязанностей между участниками, реализующими проект, привлечение специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по ФК, учитель-логопед, педагог-психолог) к решению задач проекта, а также родителей. При планировании работы по проекту были разработаны и систематизированы следующие материалы: перспективный план работы по данной теме, в соответствии с лексическими темами, картотеки игр и упражнений, разработаны технологические карты построек, разработан цикл конспектов занятий Второй этап работы по проекту предполагал реализацию содержания через пять образовательных областей. Игровой набор «Дары Фребеля» использовался в разных видах деятельности: в самостоятельной, специально-организовонной, в индивидуальной работе с детьми, как часть занятия, в соответствии с тематическим планированием работы для обучающихся с ТНР.Внедрение работы с «дарами» происходит поэтапно:1.Визуальное обследование «дара» как целого;2.Свободная игра ребенка с «даром»;3.Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка;4.Самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;5.Совместные постройки и с помощью педагога;6.Строительство по образцу;7.Строительство и перестроение: большое -маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.Во всех видах деятельности используются «дары» по принципу постепенного усложнения игр, исходя из индивидуальной подготовки ребенка и его способности к обучению. Все действия соединяются со словом. Необходимо побуждать ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух, показывая предмет, обязательно называть сам предмет, его характеристики. «Дары Фребеля» помогают изучению различных плоскостных геометрических фигур, способствуют тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации. Во время игры с модулям 7-8-9-10 дети создают из фигур знакомые предметы окружающей действительности. Затем задания усложняются, детям предлагается работа по схемам. При этом игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.Элементы модулей 7-8-9-10 используем как отдельно, так и смешиваем элементы. При этом дети создают свою индивидуальную картину и составляют по ней рассказ или придумывают сказку. Больше всего детям нравятся коллективные работы, во время которых они учатся договариваться о предстоящей работе, развивать сюжетную линию, вырабатывают умение не перебивать товарища, дают возможность высказаться до конца. Очень эффективным является прием «открытого конца», когда дети оставляют постройку и возвращаются к ней на следующий день с новыми идеями.Любые игры со шнуровками и мозаиками способствуют сенсорному развитию ребенка — он визуально знакомится с фигурами, учится определять их форму и величину на ощупь, «на глаз», оттачивает разные захваты пальцами, развивает координацию «глаз-рука». Такие занятия способствуют развитию речи.  Занятия с «дарами» можно чередовать в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Умение словесно обозначать месторасположение предмета: «слева», «справа», «между» и т.д. способствует развитию пространственного мышления, что безусловно поможет ориентироваться в реальном окружающем мире.Практические занятия создают благоприятные условия для организации совместной работы взрослого и ребенка, но и достаточно продуктивны для самостоятельной, игровой и позновательно-исследовательской деятельности детей.Когда мыслительные навыки уже сформированы, их можно применять и для решения более сложных задач. Иначе говоря — творить, придумывать новые задания и игры, находить интересные решения для использования в собственной практике.Так, например, уже в старшем дошкольном возрасте можно перейти от плоскостных к объемным постройкам (дома, крепости, города). В эту работу подключили интерактивный медийный планшет. Из предложенных геометрических фигур дети создают эскиз постройки, обсуждают, какие элементы Даров будут использованы в постройке, предлагают внесение дополнительных декоративных элементов. При обсуждении готовой постройки дети высказываются, что можно изменить или оставить в данном виде. Далее в работу вступают родители, которые помогают ребятам записать их придуманный рассказ или сказку. Из этих записей, к концу проекта, составлен альбом детских сказок и историй «Сказки с «Дарами». Результатом второго этапа работы считаем формирование у детей:- устойчивая заинтересованность у детей данной темой, расширение представления об окружающем мире,- умение пользоваться карточками-схемами к играм,- использование в самостоятельной игровой деятельности «Даров Ф.Фребеля», - умение активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности,- развитие умения логически мыслить, находить выход из проблемной игровой ситуации,- развитие интереса к познавательной деятельности,- формирование уважительного отношения к участникам игр.Для родителей характерным является:- взаимодействие со своими детьми в ходе совместной игровой деятельности,- повышение педагогической компетенции родителей в вопросах «Организации игровой деятельности с детьми».Отметим, что с началом применения «Даров Фребеля», у обучающихся с ТНР заметны позитивные изменения в познавательном и речевом развитии, они научились отвечать на вопросы полным ответом, используя различные обороты речи, повысилась общая грамотность, за счет желания блеснуть красноречием перед друзьями.Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни. Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе».Неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми. Играйте с детьми, и ваша жизнь станет ярче!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X