Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Дёмина Наталья Анатольевна

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

скачать документ

Вернуться назад

УДК 376.356ББК 74.5РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И РАЗВИТИЯ РЕЧИДёмина Наталья Анатольевна,учитель русского языка и литературы«Государственное казенное общеобразовательное учреждениеспециальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат № 36 города Ставрополя», г. Ставрополь, e-mail: nata.dmina.75@mail.ru Аннотация: Статья посвящена рассмотрению специфики и содержанию словарной работы с учащимися 5-6 классов с нарушением слуха на уроках русского языка, литературы и развития речи.Ключевые слова: словарная работа, обогащение словаря, активизация речевой деятельности, специфика развития речи, формирование лексических понятий, речевые навыки, лексический состав, лексические упражнения, контекст.Abstract: The article is devoted to the specifics and content of vocabulary work with students of grades 5-6 with hearing impairment in the lessons of Russian language, literature and speech development.Keywords: vocabulary work, vocabulary enrichment, activation of speech activity, specifics of speech development, formation of lexical concepts, speech skills, lexical composition, lexical exercises, context.Развитие словарного запаса учащихся 5-6 классов с нарушением слуха на уроках русского языка, литературы и развития речи является одной из ключевых задач образовательной системы. Обширный и разнообразный словарь не только позволяет улучшить коммуникационные навыки, но и способствует развитию мышления, обогащает кругозор и способствует успешной адаптации в обществе.Учитывая особые потребности учеников с нарушением слуха, преподавателям необходимо использовать инновационные методики и технологии, которые бы максимально способствовали их освоению русского языка, литературы и развитию речи. Важным аспектом является использование визуальных средств обучения, таких как картинки, рисунки, схемы, диаграммы. Это позволяет ученикам лучше усваивать новые слова и понимать их значения в контексте. Помимо этого, необходимо активно применять интерактивные методы обучения, которые стимулируют учеников к активной речевой деятельности. Парные или групповые игры и упражнения, использование ролевых игр и драматизации помогают разнообразить процесс обучения и сделать его более привлекательным и интересным.Кроме того, важно создать подходящую атмосферу для обучения. Преподаватели должны быть терпеливыми, понимающими и поддерживающими учащихся с нарушением слуха. Они должны учиться выявлять их индивидуальные потребности и приспосабливать методики обучения, учитывая их специфические особенности.В результате комплексного и систематического подхода к обучению, развитию словарного запаса учащихся 5-6 классов с нарушением слуха на уроках русского языка, литературы и развития речи будет успешно осуществлено. Это позволит ученикам не только обогатить свой словарь, но и развить навыки коммуникации, что открывает перед ними больше возможностей в будущем. По мнению Никитиной М. И, техника структурно-семантической мотивации также используется для определения значения незнакомых слов во время совместной работы учителя и ученика. Она применяется при толковании слов с четкой внутренней формой. Илахунов К.Т утверждает, что все основные психические функции учащихся, такие как восприятие, представление, мышление, речь, память и эмоции, подвержены воздействию лексической работы. Она требует от них концентрации внимания, усилий и силы воли. Когда дети изучают новые слова и выражения, они активно участвуют в различных видах практической и интеллектуальной деятельности [Илахунов,1974:15].Одним из важных аспектов успешного обучения учащихся является систематическое расширение и улучшение их словарного запаса. Для достижения этой цели, необходимо внедрить два основных подхода: увеличение количества использованных слов разных частей речи и освоение способов образования новых слов. Важно не только учить детей целым словам, но и развивать их умение различать и понимать составные части слов, такие как приставки и суффиксы. Таким образом, учащиеся должны активно вводить в свою речь новые слова, принадлежащие разным частям речи, и одновременно обращать внимание на процесс образования этих слов. При этом необходимо осознавать значение приставок и суффиксов, составляющих слова. Мнение Л.В. Неймана подтверждает важность обогащения словарного запаса для улучшения уровня понимания речи. Такое развитие лексических навыков способствует улучшению речевой практики и усвоению незнакомых слов на основе контекста и ситуации. Чем больше слов усвоит ребенок, тем большую часть речи он может осмыслить и понять [Нейман, 2001: 34]. Эмилия Ивановна Леонгард утверждает, что для глухих и слабослышащих детей, овладение устной коммуникацией является жизненной необходимостью и существенно расширяет их социализацию. Одной из важных тем в специальной коррекционной системе обучения детей с нарушением слуха является работа над расширением словарного запаса. Однако такая работа имеет свои особенности в содержании и характере по сравнению с работой над лексикой в обычных школах [ Леонгард Э.И, 2011: 44]. Одной из главных задач в специальной школе заключается в том, чтобы помочь детям с проблемами слуха расширить свой словарный запас, таким образом обеспечивая основу для их коммуникации. Ограниченный словарный запас, недоразвитие речи и отставание в развитии являются естественными последствиями нарушения слуха у этих детей. (Комаров К. Д., 1988:122).Словарная работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе играет важную роль в процессе обучения. Ее целью является не только расширение словарного запаса учащихся, но и формирование правильного использования слов и выражений. Задания, связанные с разнообразными ситуациями из реальной жизни, позволяют учащимся применять усвоенные лексические единицы на практике. Важным аспектом работы с лексикой является развитие навыков контекстного чтения и понимания смысла текста. Это помогает учащимся развить навык самостоятельного поиска значения незнакомых слов и выражений, а также осознанно использовать их в своей письменной и устной речи. Позволяя им знакомиться с различными темами и областями знаний, лексическая работа стимулирует интерес к чтению и поиску информации, что положительно сказывается на развитии речи и мышления. Преимущество визуальных методов словообразования в том, что они дают яркое представление о слове в сознании ребенка, что способствует запоминанию. Работа со словарем способствует развитию мышления и речевой активности детей. По утверждению А.Г. Зикеева, важным фактором для эффективного развития лексического запаса учеников является процесс раскрытия значения слова в процессе обучения. Для достижения этой цели необходимо применять разнообразные методы и приемы семантизации лексики. Они включают в себя как раскрытие значения новых слов, так и уточнение или расширение значений уже известных. [Зикеев А.Г.1996: 52]. Первое знакомство ученика с новым словом на уроках русского языка, литературы и развития речи должно способствовать его полному пониманию. Поэтому важно представить данное слово в контексте, чтобы его значение стало более ясным и доступным. Например, на уроке литературы рассказывается о произведении, в котором есть такое словосочетание или предложение, содержащее данное слово. Таким образом, ученик получает возможность видеть слово в действии и учится ассоциировать его с конкретными ситуациями и образами. Это помогает ему лучше усваивать новую лексику и использовать ее в своей речи.. Главная задача словарной работы заключается в обогащении, пополнении и расширении словарного запаса учащихся. Эта работа тесно связана со всеми видами работы по развитию связной речи. Знание значения слов и умение использовать их в речи способствует успешной социализации детей с нарушениями слуха и речи в обществе.Система словарной работы включает несколько разделов, таких как объяснение новых слов, закрепление словаря через его использование в речевой практике и проведение лексических упражнений. Все эти части работы взаимосвязаны и применяются на занятиях в тесном взаимодействии друг с другом.Объяснение значений новых слов может осуществляться различными методами. Один из наиболее часто используемых методов - это показ предмета или его изображение на картине. Вместо показа рисунка можно использовать меловой рисунок. Другим методом является описание предмета словами. Например, слово «поземка» можно объяснить как «ветер со снегом: ветер дует, метет снег по земле». Драматизация действия также является эффективным методом объяснения значения слова.Для организации словарной работы широко используются различные приемы, такие как подбор тематических групп слов, подбор синонимических и антонимических пар слов, объяснение фразеологических оборотов и выделение однозначных и многозначных слов. Также важно использовать примеры из художественной литературы. Организация словарной работы может включать также разнообразные игры, викторины и работу с электронными ресурсами.Целью словарной работы является ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов, усвоение грамматических форм и развитие речи. Словарные упражнения могут быть направлены на обучение орфоэпическому произношению и на орфографическое написание слов.При организации словарной работы необходимо учитывать уровень развития речи каждого учащегося. На уроках можно использовать различные виды работ, такие как нахождение ошибок в тексте, работу с деформированным текстом, определение лексического значения слова, подбор подходящих по смыслу слов, выражение смысла словосочетания одним словом, группировка слов по темам и решение загадок, ребусов, кроссвордов.Таким образом, словарная работа играет важную роль в освоении родного языка детьми с нарушениями слуха. Она способствует развитию их словарного запаса, улучшению понимания текстов и развитию речи. Важно использовать разнообразные методы объяснения значений слов и организовывать различные виды словарных упражнений, которые будут соответствовать уровню развития каждого индивидуального ученика. Несмотря на постоянный интерес ученых к проблеме формирования словарного запаса у школьников с нарушением слуха, это только необходимое условие их социализации. Тем не менее, данная проблема до сих пор остается малоизученной и требует дальнейших исследований.Библиографический список1. Боскис, Р.М. Учитель о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. ¬ М.: Просвещение, 1988. - 125 с.2.Давиденко, Т.П.; Комарова, А.А. Словарь лексики русского жестового языка: учебные видеоматериалы. М.: Центр образования глухих и языка жестов, М.: Просвещение, 2006. - 101с.3.Донская Н. Ю., Комаров К.В. Обучение грамоте // Книга для учителя школы для слабослышащих. М.: 1995. - 457 с.4.Кабакова Н. М. Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе // Молодой ученый. М.: Просвещение 2016. № 27. С. 675¬ 677.5.Леонгард Э.И. Служба кохлеарной имплантации детям глухих родителей // Дефектология. 2014. №2. с. 21-28.6.Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. ¬ М.: Владос, 2018. - 224 с. 7.Никитина речь на уроках чтения. (Методическое пособие). - СПб.: Издательство "Образование", 1997. ¬ 171 с. (11/5, 5 п. л.)8.Уфимцева Л.П., Беляева О.Л. Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2012. ¬ 148 с.9.Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. ¬ М.: Просвещение, 1977.Bibliographic list 1. Boskis, R.M. Teacher about children with hearing impairments / R.M. Boskis. ¬ Moscow: Prosveshchenie, 1988. - 125 с.2.Davidenko, T.P.; Komarova, A.A. Dictionary of Russian sign language vocabulary: educational video materials. M.: Center for Education of the Deaf and Sign Language, M.: Prosveshchenie, 2006. - 101с.3.Donskaya, N. Yu. Komarov K.V. Literacy training // Book for the teacher of the school for the hearing impaired. М.: 1995. - 457 с.4.Kabakova N. M. Lexical work in the lessons of writing and speech development in a remedial school // Young Scientist. M.: Prosveshchenie 2016. no. 27. ¬ С. 675¬ 677.5. E.I. Leonhard. Cochlear implantation service for children of deaf parents // Defectology. 2014. №2. с. 21-28.6. Neiman L.V., Bogomilsky M.R. Anatomy, physiology and pathology of hearing and speech organs: Textbook for students. higher education. institutions / Edited by V.I. Seliverstov. ¬ Moscow: Vlados, 2018. - 224 p.7.Nikitina speech at reading lessons. (Methodical manual). - SPb.: Izdvo "Obrazovanie", 1997. ¬ 171 с. (11/ 5.5 p. l.)8.Ufimtseva L.P., Belyaeva O.L. Formation of communicative competence of hearing-impaired children in the process of integrated learning in a comprehensive school: a teaching manual. Krasnoyarsk, 2012. ¬ 148 с.9.Shmelev D. N. Modern Russian language. Lexicon. ¬ Moscow: Prosveshchenie, 1977.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X