Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Татьяна Анатольевна Герасимова

«ТРИЗ-технологии в ДОУ. Использование многофункционального модуля «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

скачать документ

Вернуться назад

left566610046005758509000ПРОЕКТ«ТРИЗ-технологии в ДОУ.Использование многофункционального модуля «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста». Разработчик проекта: Герасимова Татьяна Анатольевна-учитель-логопедПаспорт проектаТема проекта«ТРИЗ-технологии в ДОУ.Использование многофункционального модуля «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста». Вид проектаРазвивающий.Сроки реализации проектаДолгосрочный 2022-2023 учебный годУчастники проектаУчитель-логопед, воспитатели, дети старшей группы, родители.Цель проекта:Создание условий для развития речевой активности дошкольников посредством использования пособия «Круги Луллия». Задачи проекта:1. Изучить методическую литературу и педагогический опыт по использованию «Кругов Луллия» в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.2. Составить план работы по использованию пособия «Круги Луллия» для решения задач развития всех компонентов речи детей.3. Осуществлять взаимодействие с родителями воспитанников в процессе реализации проекта.4. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы, логопедического кабинета.5. Создать авторский многофункциональный модуль на основе «Кругов Луллия».6. Обеспечить анализ и распространение результатов инновационной деятельности по использованию методов и приёмов ТРИЗ-технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.Ресурсное обеспечение проекта:Кадровый ресурс:педагоги, родители (подбор материала и изготовление пособии «Круги Луллия» разных модификаций)Материально-технические ресурсы:групповая комната с организованной предметно пространственной средой; проектор, ноутбук, колонка, «фабричный» вариант пособия.Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ОД по теме проекта, картотеки.Ожидаемые результаты:-Повысится уровень компетентности педагогов и родителей в вопросе использования методов и приёмов ТРИЗ-технологии в коррекционно-развивающей работе;-Повысится уровень творческого мышления, познавательного и речевого развития воспитанников, у детей сформированы навыки самостоятельной работы;-Повысится интерес детей к логопедическим занятиям и проявление интереса к использованию данного пособия в самостоятельной деятельности;-В ходе проекта будет создана системы игровых упражнений с использованием пособия «Круги Луллия;-Пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы, логопедического кабинета;-На основе «базового» пособия создан авторский многофункциональный модуль;-Результативность проекта представлена на мероприятиях различного уровня: семинары, консультации, мастер-классы, родительские собрания.Перспективы развития проектаПрезентация своего опыта педагогам ДОУ с целью внедрения ТРИЗ-технологии в ОД. Продолжить использование ТРИЗ технологии в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.Представление опыта работы в СМИ (сайт ДОУ, фотоотчеты, публикации) ВведениеДетство это уникальный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Именно поэтому этот этап наиболее важен для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, его умственного развития. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к начальной его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач, согласно ФГОС ДО – воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Важным условием гармоничного развития личности ребенка является наличие видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, умений и навыков с учетом требований современных реалий и среды. В настоящее время, в отличии от традиционного обучения, которое призвано давать ребёнку необходимые знания, в системе образования на первый план выдвигается формирование умения использовать эти знания в повседневной жизни.Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.Актуальность проектаВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Дети, у которых наблюдается общее недоразвитие речи, испытывают трудности в общении. Поэтому формирование связной речи детей с ОНР детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении непрерывной образовательной деятельности, сюжетных и настольно-печатных игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, экспериментировании, так и на специальных коррекционных занятиях. Главным результатом работы по развитию связной речи детей с ОВЗ это:развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей);развитие и совершенствование звуковой культуры речи развитие фонематического слуха,закрепление произношения звуков родного языка, чёткое произнесение слов и предложений;развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова,согласовывать различные части речи в роде, числе и падеже,развитие связной речи. На сегодняшний день существует множество технологий, методик с помощью которых можно осуществлять процесс речевого развития. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной речевой среды, ситуации способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая актуальная, увлекательная и доступная деятельность детей в дошкольном возрасте это игра. Существует причинно-следственная связь при которой речь ребёнка активизируется, развивается и в игре, пополняется его словарь, а игра совершенствуется под влиянием и при обогащении речи. Главная проблема для современного педагога - научиться выбирать из огромного разнообразия игр, именно то, что нужно ему для решения конкретной образовательной или воспитательной задачи. При подборе игр и игровых заданий необходимо учитывать общие задачи развития в конкретном возрасте, также сделать их содержание привлекательным для ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. Наше ДОУ уже в течении трёх лет внедряет данную технологию в образовательный процесс. Для работы с детьми по развитию речи и при подготовке к обучению грамоте я выбрала систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе одной из методик ТРИЗ-технологии- «Кругов Луллия». Методика построена на изобретении французского монаха Раймонда Луллия который в 13 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка или окошко, круги подвижны, все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей, их так же можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. Конструкция игрового пособия очень проста, что позволяет применять ее в детском саду. Данное пособие своем применении имеет минимальные возрастные ограничения и может использоваться для работы с детьми, начиная с трёхлетнего возраста. В современном образовательном процессе это круги с картинками подобранными по лексическим темам. Преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» является возможность использовать его при изучении любой темы, для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования. Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы. Пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, его содержание многофункционально и направлено развитие навыков взаимодействия и самостоятельности детей. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, активизируется творческая и мыслительная активность у детей.Цель и задачи проектаЦель проекта: создание условий для развития речевой активности дошкольников посредством использования пособия «Круги Луллия». Задачи проекта:1. Изучить методическую литературу и педагогический опыт по использованию «Кругов Луллия» в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.2. Составить план работы по использованию пособия «Круги Луллия» для решения задач развития всех компонентов речи детей.3. Осуществлять взаимодействие с родителями воспитанников в процессе реализации проекта.4. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы, логопедического кабинета дидактическими пособиями (изготовить разные варианты пособия, дидактический материал для использования на практических занятиях, создать картотеку игр и заданий на основе «Кругов Луллия»)5. Создать авторский многофункциональный модуль на основе «Кругов Луллия».6. Обеспечить анализ и распространить результаты инновационной деятельности по использованию методов и приёмов ТРИЗ-технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.Ожидаемые результаты:Повысится уровень компетентности педагогов и родителей в вопросе использования методов и приёмов ТРИЗ-технологии в коррекционно-развивающей работе.Повысится уровень творческого мышления, познавательного и речевого развития воспитанников, у детей сформируются навыки самостоятельной работы.Повысится интерес детей к логопедическим занятиям и проявление интереса к использованию данного пособия в самостоятельной деятельности.В ходе проекта будет создана системы игровых упражнений с использованием пособия «Круги Луллия.Пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы, логопедического кабинета.На основе «базового» пособия будет создан авторский многофункциональный модуль.Результативность проекта будет представлена на мероприятиях различного уровня: семинары, консультации, мастер-классы, родительские собрания.Ресурсное обеспечение проекта:Кадровый ресурс:педагоги, родители (подбор материала и изготовление пособии «Круги Луллия» разных модификаций)Материально-технические ресурсы:групповая комната с организованной предметно пространственной средой; проектор, ноутбук, колонка, «фабричный» вариант пособия.Методическое обеспечение: Логинова Л. «Кольца Луллия» // журнал Обруч. − 2004. − №4.Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. «Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников». – Ульяновск, 2003.Сидорчук Т.А. «Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками» - Ульяновск, 2014.Т.А. Сидорчук и С.В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия». Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Лелюх С.В. «Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ» // Ребенок в детском саду, № 2, 2006.Детская литература; Конспекты, методические разработки ОД по теме проекта.Основные этапы и сроки реализации проекта.Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный годУчастники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети старшей группы, родители.Несмотря на то, что методика появилась довольно давно, «Круги Луллия» является средством, отвечающим современным требованиям ФГОС ДО. Методика способствует всестороннему развитию дошкольников, обеспечивая интеграцию образовательных областей:  - социально-коммуникативное: является одним из способов развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; - познавательное развитие: помогает в формировании первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве, времени и др.), способствует формированию познавательных действий, развитию любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности.- речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, происходит в процессе работы с кругами Луллия;- художественно-эстетическое развитие: может быть использованы в процессе организации театрализованной деятельности, создании замысла; может использоваться в процессе изобразительной деятельности для создания целостного представления об изображаемом предмете, а так же пособие можно эффективно использовать при знакомстве детей с различными видами декоративно-прикладного искусства. - физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.7.1. Подготовительный этап- создание условий для реализации проекта.№Содержание деятельностиОтветственныйСроки 1.Изучение педагогического опыта по использованию дидактического пособия «Круги Луллия» в развитии речи детей дошкольного возраста.Учитель-логопед, воспитателиСентябрь –октябрь20222.Подбор методического обеспечения по теме проекта.Учитель-логопед, воспитателиСентябрь –октябрь 20223.Организация взаимодействия с родителями воспитанников.Консультации для родителей: «Волшебные «Круги (кольца) Луллия», «Игры ТРИЗ- технологии, Круги Луллия в детском саду и дома»Учитель-логопедСентябрь –октябрь 20224.Мониторинг речевого развития детей старшей группы на начало учебного года, уровня сформированности мыслительных операций, анализа, обобщения и классификации.Учитель-логопед, воспитателиСентябрь –октябрь 2022 г.5.Проведение коллективных игр, образовательной деятельности с детьми по лексическим темам в соответствии с КТП.Учитель-логопедСентябрь –октябрь 2022 г.6.Разработка авторского варианта многофункционального модуля на основе «Кругов Луллия» - «Конструктор речи» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)Учитель-логопедСентябрь –октябрь 2022 г. 7.Сбор необходимого теоретического материала, подготовка пособий и обогащение развивающей среды.Учитель-логопед, воспитатели.Сентябрь-октябрь2022 г.8.Подбор материала и изготовление пособий «Круги Луллия» разных модификаций.Учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанниковСентябрь-октябрь2022 г.Основной этап - реализация проекта по всем направлениям.Рекомендации по модификации пособия, в зависимости от возраста детей.Возраст детейКоличество круговМаксимальное количество секторов на одном круге3-4 года (младшая группа)244-5 лет (средняя группа)2-34-65-6 лет (старшая группа)36 - 86-7 лет (подготовительная к школе группа)3-48 - 10Авторы методики предлагают несколько типов игр на основе одного набора кругов:• «Реальное сочетание»- игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца, в секторе под стрелкой объединяются картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют фразу, предложения, объединяющие в себе эти объекты. • «Необычное сочетание»- игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца, дети рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.• «Придумай фантастическую историю или сказку»- игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?). Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Детям предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую пособие для решения следующих задач:развитие фонематических процессов;закрепление произношения поставленных звуков в речи;уточнение и активизация словарного запаса;совершенствование слоговой структуры слова;формирование структуры предложений;совершенствование развития связной речи. Использование многофункционального пособия целесообразно в различных видах детской деятельности:- на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;- в НОД по речевому развитию, как элемент занятия;- в совместной деятельности с детьми вне занятий, для закрепления материала, отработанного на занятиях.- в самостоятельной игровой деятельности детей. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.№Содержание деятельностиОтветственныйСроки 1.Разработка системы дидактических игр, упражнений и пополнение пособия новым наглядным материалом для каждой лексической темы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)Учитель-логопед2022-2023 уч. год2.Организация игрового пространства в логопедическом кабинете, группе.Учитель-логопед, воспитатели2022-2023 уч. год3.Проведение дидактических игр и упражнений с использованием «Кругов Лулия» и авторского пособия «Конструктор речи» в ходе специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми ОВЗ. Учитель-логопед, воспитатели.2022-2023 уч. год4.Организация проектной деятельности с детьми и родителями по различным лексическим темам с оформлением результатов в виде дидактической игры и презентации её сверстникам. Учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников2022-2023 уч. год5.Проведение мастер-классов для педагогов ДОУ по использованию многофункционального пособия «Круги Луллия» для речевого развития дошкольников.Учитель-логопедФевраль-март2023 г. 6.Участие в ежегодном конкурсе авторских дидактических пособий в МКДОУ №21 «Калейдоскоп идей»Учитель-логопедАпрель 2023 г.Итоговый этап-анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив речевого развития.№Содержание деятельностиОтветственныйСроки 1.Мастер-класс для родителей по теме: «Применение ТРИЗ-технологий для активизации речи у дошкольников»Учитель-логопед Апрель 2023 г.2.Презентация для родителей: «Использование пособия «Круги Луллия» и дидактических игр на его основе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте».Учитель-логопед, воспитатели Апрель 2023 г.3.Презентация на сайте ДОУ: Проект«ТРИЗ-технологии в ДОУ.Использование многофункционального модуля «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».Учитель-логопедАпрель 2023 г.4.Презентация пособий и дидактических игр к ним для педагогов ДОУ: «Круги Луллия», как средство речевого развития детей дошкольного возраста». «Конструктор речи» -пособие на основе «Кругов Луллия»Учитель-логопедАпрель 2023 г.5.Проведение итогового мониторинга речевого развития детей, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.Учитель-логопедМай 2023 г. 6. Выступление на педагогическом совете на тему «Круги Луллия» в речевом развитии детей логопедической группы»Учитель-логопедМай 2023 г. Критерии эффективности проекта.№КритерииЭффективный результат1.Создание в ходе проекта системы игровых упражнений с использованием пособия «Круги Луллия», которые помогут ребёнку развить артикуляционную моторику, автоматизировать звуки, сформировать самоконтроль, совершенствовать фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь дошкольника богаче и разнообразнее.Пополнение РППС логопедического кабинета, группы по речевому развитию в течении года на 30-40% новыми играми и пособиями2.Повышение интереса детей к логопедическим занятиям и проявление интереса к использованию данного пособия в самостоятельной деятельности;90% воспитанников освоили работу с пособием и успешно исползуют его в самостоятельной деятельности3.Повышение компетентности педагогов в вопросе использования методов и приёмов ТРИЗ-технологии в речевом развитии детей.100% педагогов, участвующих в реализвации проекта 4.Выполнение плана реализации проектаНе менее 80% от планаТаким образом, использование данного пособия является эффективным средством в решении коррекционно-логопедических задач. Практическая значимость данного пособия очевидна и заслуживает внимания воспитателей и специалистов.Бюджет проекта№РесурсыНеобходимое количествоИмеющиеся ресурсы(тыс. руб)Необходимые ресурсы (тыс. руб)1Курсы повышения квалификацииНИКПиПРОКурсы повышения квалификации по ознакомлению с ОТСМ-ТРИЗ технологией00Итого002Развивающее оборудование и материалы для работы с детьми Пособие «Круги Луллия» 1 шт2,002,00Итого2,02,03Учебные расходыПриобретение методических методических материалов и литературы10,010,0Итого10,010,04Техническиесредства обученияНоутбук. 135,035,0Итого35,035,05.Приобретение расходных материаловДля использования оргтехники: офисная бумага; пленка для ламинирования; пружины для брошюратора; заправка катриджей; -канцелярские товары.-услуги типографии2,0 2,0 0,04,03,01.0Итого4,08,0Итого 51,055,0 Перспективы развития проекта Презентация своего опыта педагогам ДОУ с целью внедрения ТРИЗ-технологии в ООД. Продолжить использование ТРИЗ технологии в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.Представление опыта работы в СМИ (сайт ДОУ, фотоотчеты, публикации).Список литературных источников«Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение». /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.,1991.Гин, С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» – Минск, 2007. «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» /Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения» // Вопр. Психологии. 1993. № 2.«Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000.«Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОНР». // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 4, 2005.Корзун А.В. «Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками». Мн.,2000.Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. «Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников». – Ульяновск, 2003. Логинова Л. «Кольца Луллия.»// Обруч, №4, 2000. Сидорчук Т.А. «Программа формирования творческих способностей дошкольников» Обнинск, 1998. Сидорчук Т. «Я познаю мир». Методический комплекс для работы с дошкольниками. - Ульяновск, 2014. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. «Методы развития воображения дошкольников» Ульяновск, 1997 Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине» Ульяновск, 1997. Сидорчук Т.А. С.В.Лелюх «Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллиля, изд. М, 2011 «Средства обучения: проблемы выбора».// Обруч, № 3, 1998. Страунинг А.М. Росток. «Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста.» Обнинск, 1995. Тарасенко, Т.В., Казьмина, Э.В. «Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста». // Символ науки. – 2016. – №10. «Творческие задания в работе с дошкольниками» /Под общ. ред. Сидорчук. Челябинск, 2000. Шадрикова В.Д. «Познавательные процессы и способности в обучении». – М., 1990. Эльконин Д.В. «Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет». – М., 1960. http://www.trizland.ru/ http://www.altshuller.ru/triz/ http://dsdlf.com/index.php/metodist/16-konsultatsii/45-igry-po-triz-krugi-lulliyaПРИЛОЖЕНИЕ 13582740113180010861911886200Паспорт к дидактическому пособию «Конструктор речи»(Дидактический материал с использованием элементов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии)Образовательная область «Речевое развитие»для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)Учитель-логопедГерасимова Татьяна АнатольевнаНовосибирск 2022Актуальность создания пособия:В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети, у которых наблюдается общее недоразвитие речи, испытывают трудности в общении. Поэтому формирование связной речи детей с ОНР детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении непрерывной образовательной деятельности, сюжетных и настольно-печатных игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, экспериментировании, так и на специальных коррекционных занятиях. Главным результатом работы по развитию связной речи детей с ОВЗ это:развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей);развитие и совершенствование звуковой культуры речи развитие фонематического слуха,закрепление произношения звуков родного языка, чёткое произнесение слов и предложений;развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова,согласовывать различные части речи в роде, числе и падеже,развитие связной речи. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОО. Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы. В нашем детском саду активно используется методический комплекс «Я познаю мир» автора Т.А. Сидорчук и осваиваются приёмы и методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии. При создании дидактического пособия « Конструктор речи» также использовалась данная технология, а именно за основу взят принцип работы с «Кругами Луллия»Данным пособием педагоги могут пользоваться при организации разных видов деятельности с детьми.После освоения алгоритма действий с пособием дети могут использовать его самостоятельно.Цель создания пособия: развитие речевой активности у детей с ТНР.Задачи:образовательные:закреплять речевые  знания у детейформирование звуковой культуры речи. формировать умения составлять  предложения по серии картинок  обогащать словарный запас.развивающие:развитие грамматической и связной речи; развивать представление об окружающемразвивать память, внимание, наглядно-образное и логическое    мышлениеразвивать мелкую моторику, координацию.воспитательные:воспитывать коммуникативные качества;воспитывать умение самостоятельно применять полученные знания и умения.Содержание дидактического пособиятубанабор серии предметных картинок на сменной ленте.коробка для храненияВарианты игровых заданий: «Какой по материалу («Найди такой же») (классификация объектов по признаку материала, развитие умения подбирать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными в роде, числе).Фонетическое упражнение «Узнай по голосу». (определить «семью» какого животного нужно собрать) Игра «Собери семью» (закрепление знания названий животных и их детёнышей, в единственном и множественном числе).«Составь предложение по схеме» (составить предложение с использованием предлогов, правильно согласовывать лексико-грамматические категории в речи).«Кто что делает?» (закрепление понятия «слова-действия», умение с опорой на пиктограммы составлять грамматически правильную фразу).«Цветной мир» (классификация объектов по признаку цвета, согласование относительных прилагательных с существительными в роде и числе, развитие зрительного восприятия, закрепление знания основных цветов.).«Чья тень?» (развитие зрительного восприятия, внимания, пополнение словаря).Пособие может быть использовано на любых этапах занятия, имеет вариативный характер, что обеспечивает доступность его применения. Сменные элементы пособия делают его достаточно многофункциональным. Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием «Кругов Луллия». Развитие фонематических процессов«Объедини картинки с символами первых звуков».- На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом - предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные «Объедини картинки с подходящими схемами»- На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом – предметные картинки «Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов».- На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки «Читай-ка»- На обеих кругах предметные картинки с половиной слова (из двух слогов)Например: ВА-ЗА, РО-ЗА, ДЕ-ТИ и др.«Придумай предложение с получившимся словом». Формирование лексико-грамматических категорий- На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки «Придумай предложение с получившейся парой слов».Например: 8 – розовый – лампа (8 розовых ламп.)- На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки «Придумай предложение с получившейся парой слов».Например: Буратино выглядывает из-за берёзы..

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X