Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Елена Васильевна Карпова

Конспект НОД "Роспись игрушки из Филимоново"

скачать документ

Вернуться назад

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе. Подготовила: Карпова Елена Васильевна. Воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 13 г. Усть– Катав. Челябинская область.Тема: «Роспись народной игрушки из Филимоново»Описание: Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе (6-7 лет)По теме «Роспись народной игрушки из Филимоново». В данной непосредственно образовательной деятельности дети продолжают знакомится с русским народным промыслом Филимоновской глиняной игрушки, с узором и особенностями росписи и расписывают игрушки вылеплены на занятии ранее. Интеграция образовательных областей:"Познавательное развитие""Социально-коммуникативное развитие""Художественно-эстетическое развитие""Физическое развитие"Цель: Продолжить знакомство с народным промыслом Филимоновской игрушки, его характерными особенностями росписи, украсив игрушку.Образовательные- Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров. Познакомить с профессиями – гончар, художник.- Учить расписывать объёмную фигурку лошадка, козлик, основными традиционными узорами в определённой цветовой гамме: жёлтым, зелёным, малиновыми красками.- Закрепить декоративные элементы Филимоновской росписи (полосы, точки, круги, ёлочки, солнышко.Развивающие- Развивать чувство цвета и формы, умение красиво располагать узор.- Развивать речь, расширяя словарный запас. Развивать творческие способности и художественный вкус. Формировать интерес к народной игрушке.- Развивать воображение и творчество, эстетический вкус.Воспитательные- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.- Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. - Воспитывать самостоятельность, желание доводить начатое дело до конца.- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь. Материалы и оборудованиеФилимоновские игрушки из глины, иллюстрации (Этапы выполнения росписи на игрушке, карточки –задания с народными промыслами России. Краски гуашевые, кисти, салфетки, баночки с водой, ноутбук, телевизор, презентация «Сказка о Филимоновской игрушке», музыкальное сопровождение.Предварительная работаБеседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов. Лепка Филимоновской котиков, козликов и лошадок из пластилина покрасив их в белый цвет.Ход занятия1. Организационный моментПриветствие: Проходите ребята! Я очень рада вас видеть!Придумано кем-тоПросто и мудро При встрече здороваться! - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и птицам! - Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера. У нас на занятии присутствуют гости давайте повернёмся к ним и поприветствуем их скажем «Доброе утро!» и улыбнёмся им подарив свои замечательные улыбки.Дети, сегодня на занятии мы продолжим знакомится с промыслом народной игрушки, и распишем игрушки, слепленные вами на прошлом занятии.2. Основная частьВоспитатель: Отгадайте загадку: Какую же народную игрушку мы будем сегодня раскрашивать?Нас лепили мастераНас раскрашивать пораКони, козлики, барашкиВсе высоки и стройны.Жёлто-красные полоскиНа боках у вас видныДети: Филимоновскую.Воспитатель: Проходите к столу, здесь стоят игрушки различных народных промыслов, вам нужно найти Филимоновскую игрушку.Правильно, посмотрите на эти необычные, яркие игрушки. Такие игрушки делали много веков назад. Длинношеие как жирафы, яркие как радуга в небе, их трудно перепутать с другими игрушками. Игрушке из Филимоново более 700 лет.Филимоновская игрушка – старейший художественный промысел России. Чтобы продолжить знакомство с Филимоновской игрушкой, я приглашаю вас к телевизору. Проходите к экрану телевизора и присаживайтесь. Воспитатель: А хотите я расскажу вам сказку о Филимоновской игрушке?Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы,Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато-серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно!Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула на высоком берегу реки Уна, жил дед Филимон. Веселый, работящий был человек. Как-то раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине-черной глины. Был дедушка гончаром. Умел лепить посуду, да с остатков глины игрушки на потеху малым деткам. Положил глину на гончарный круг и давай её мять с водичкой да приговаривать: - Лепись ковш, лепись горшок, да веселый петушок!И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони. Козлики, барышни с солдатами. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи! Очень любил Филимон деток забавлять. Сделал он своим игрушкам дырочки. Зверушкам – в хвостике, барышням – спрятал в кувшины, у солдатиков – в гусей. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками-свистульками. Детишкам и людям понравилось. Стал Филимон свистульки для народа делать да весной на ярмарке продавать. Всем полюбилось это занятие. Мужчины лепили посуду, а женщины с детками игрушки. А чтобы игрушки были твердыми да звонкими, ставил их Филимон в огненную печь.Игрушки на огне сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.Остынут свистульки, тогда их Филимон начинал украшать узорами. В этом ему помогала природа-матушка. Бывало, проснется дед ранёшенько, улыбнется солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на берегу реки Уна, вот и волна перекатывается на свистульке Посмотрит на яркие звездочки в ночном небе и добавит их яркими точками на игрушки. Пойдет в лесок, полюбуется ёлочками, и вот уже разноцветная "ёлочка" украшает свистульку. Погладит рукой шёлковую траву – мураву, прорастёт она на свистульках разноцветными линиями да заборчиками. И цвета выбирал любимые, те, что подсказывала земля-матушка. Желтый – цвет солнышка, алый и малиновый – цвет спелой ягодки, зеленый – цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась это деревня, назвали ее Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день зовут Филимоновскими. Прошли годы. Много поколений гончаров-игрушечников сменилось в Филимоново. И в наши дни лепят игрушку-свистульку, а художники расписывают её яркими красками. соблюдая секреты мастерства. Прославила она Филимоново по всему миру. Делают её с любовью и радостью. Вот и она дарит хорошее настроение и гордость за наших мастеров.Воспитатель: Понравилась ребята вам сказка? Дед Филимон любил говорить: - У тех ум в порядке, кому легки загадки. Будем отгадывать загадки от деда Филимона?Вот первые загадки:Из чего лепили игрушки? Дети: Из глиныКак называется профессия деда Филимона? Дети: ГончарВоспитатель: Профессия гончар дошла до наших дней в первоначальном виде. Гончар в наше время, как и тысячи лет назад занимается обработкой и обжиганием глины. Основное орудие труда-гончарный круг и умелые руки мастера. Гончар должен кусок глины превратить в прекрасное глиняное изделие: вазу или горшочек. Воспитатель:Как называется профессия у мастеров, расписывающих игрушки? Дети: Художник Воспитатель: А чтобы глиняные изделия стали красивыми художниками расписывают их узорами. Узор состоят из различных линий, кругов, точек и ягод. Художник: Это профессия людей занимающимся изобразительным искусством. Воспитатель: Какие игрушки лепят в Филимонове? Дети: барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Воспитатель:У Филимоновской, есть своя отличительная особенность. Какая? - Может, кто из вас догадался?Дети: Длинные шеи. Воспитатель: Молодцы. Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются. Всё дело в свойствах местной глины. Она жирная и пластичная, при сушке глина быстро покрывается трещинками, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утончённые, вытянутые, но удивительно изящной формы.И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Считалось, что свист отпугивает злых духов. Некоторые игрушки удивляли своей причудливой фантазией. Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади в городе Вятке. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. Воспитатель: Посмотрите, да это же те самые свистульки с Вятской ярмарки «свистуньи». Разбирайте себе по игрушке свистульке и проходите в круг.А знаете почему свистунья? Дети: Продавали свистульки и громко свистели. Воспитатель: На это есть своя легенда. Однажды к городу Вятке подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда жители придумали хитрость, все жители города даже маленькие дети взяли по глиняной свистульке. Когда ночью враги начали наступать они подняли такой свист, как, наверное, свистит сказочный соловей-разбойник. От такого свиста шатались деревья и замертво падали кони. Враги решили, что к вятичам пришли на помощь дружинники и в страхе бежали. С тех пор отмечают вятичи свой праздник свистопляски. Давайте и мы с вами посвистим. Дети выходят в круг, разбирают предложенные им свистульки и свистят по очереди.Нужно набрать воздух и при выдохе сделать один длинный и два коротких звука. Затем придумайте свой звук. И, конечно на ярмарке все играли в веселые народные игры, поэтому праздник ещё и назывался «Свистопляски». поиграем. А дети играли в игру «Карусель» (предлагаю детям поиграть.)Игра «Карусель»Еле-еле-еле-еле закружились карусели (начинаем медленно двигаться)А потом, потом, потомВсё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряются)Побежали, побежали,Побежали, побежалиТише, тише, не спешите, (темп замедляется)Карусель ос-та-но-ви-те. (все остановились)Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. (все кланяются друг другу)Воспитатель: Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать Филимоновские игрушки?Дети: ДаВоспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую.3. Практическая работа. Работа в творческой мастерской Игрушки расписывают в несколько этапов. Следующая загадка от деда Филимона:Воспитатель:Какие основные цвета преобладают в росписи игрушек. Дети: Красный, зеленый, желтый. Воспитатель: а вы знаете, что желтый цвет мастера называют – лимонкой, зеленый – зеленка, красный – малинка. Какими элементами росписи расписаны Филимоновские игрушки. Дети: - Полоски, точки, круги, ёлочки, солнышко, треугольники, веточки, листики, овальные пятна. Воспитатель: В орнаменте Филимоновской игрушки нет четких геометрических форм. Узоры расположены в веселом беспорядке, разбросаны по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалеванные, создают броский, праздничный декор. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке:Поперек туловища и шеи идут, чередуясь, жёлтые полоски и кружки, затем малиновой краской проводят тонкие линии по контуру жёлтого, образуя солнышко, ёлочку и геометрические узоры. Затем игрушку зеленят, линии рисуют зелёной краской между красной и жёлтыми линиями. Потом только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Воспитатель: Для работы нам понадобятся краски гуашевые, кисти №1, салфетки для кисти и баночка с водой.Пальчиковая гимнастикаЯ прошу подняться вас – это разРуки вверх, вперёд смотри – это три.Руки разведём по шире на – четыре.С силой пальцы сжать, разжать – это пять.Всем ребятам тихо сесть –это шестью(Звучит музыка «Русская народная»)Воспитатель: Возьмите кисть в руки правильно и приступаем к выполнению работы.Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.4. Результат деятельности и рефлексия (оценка)Воспитатель: Расписные глиняные игрушки – отдельный вид русского искусства. Такие игрушки расписываются вручную и в наше время считаются сувенирами. Каждое изделие уникально и неповторимо, имеет почерк мастера и свой шарм.У каждого мастера есть своя подпись или печать. Это может быть буква вашего имени или просто любой знак (звёздочка, снежинка). Я вам предлагаю, как мастерам художникам поставить подпись на своей игрушке.Давайте, народные умельцы, показывайте свои игрушки, посмотрим какая у вас красота получилась. Устраивается выставка детских работ.Воспитатель: Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера Филимоновской игрушки!5. Анализ занятияВоспитатель: Вам понравилось быть мастерами и расписывать игрушки? - Как называются эти игрушки?- Почему их так назвали?- Какими элементами расписывали Филимоновские игрушки?- Какие цвета использовали? Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.Я приготовила для вас подарки. Каждому из вас дарю свою именную печать, как у настоящих мастеров художников или гончаров, которую вы можете использовать, когда нарисуете рисунок или слепите изделие из глины или пластилина.Всем спасибо! Занятие закончено, до свидания!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X