Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Николаева Анна Ивановна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

скачать документ

Вернуться назад

А.И Николаева МБОУ «СОШ№6» им А.В Синицына, г.Братск ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВВ связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особенно актуальным становится сохранение психического здоровья детей и подростков, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Таким образом, от педагогов требуется особый подход и иные методы взаимодействия с детьми, возникает потребность в организации психолого-педагогического сопровождения, как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе[1]. Впервые термин «сопровождение» упоминается в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году. Авторы использовали его в сочетании со словом «развитие».Психолого-педагогическое сопровождение начинает активно развиваться в 1995-1998 годах и определяется как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса. В эти годы создавались районные психолого-медико-педагогические центры и психолого-педагогические службы для оказания комплексной помощи «проблемному» ребенку и его семье. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков для системы массового образования является относительно новым явлением и трактуется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка[2].Сегодня психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, а выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации[1]. Следует отметить, что само понятие «психолого-педагогическое сопровождение» необходимо рассматривать в отношении не только педагога, но и других специалистов – логопеда, дефектолога, социального педагога, медицинского работника. В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения детей и подростков. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.Цель психолого-педагогического сопровождения детей и подростков связана с государственным заказом на результаты образовательного процесса в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов и потребностями субъектов образовательного процесса, а именно - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок становится субъектом своей жизни.Задачи психолого-педагогического сопровождения [1]:1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;3. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и подростков;4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и подростков.Направления психолого-педагогического сопровождения детей и подростков ученые определяют исходя из особенностей развития ребенка и требований федеральных государственных образовательных стандартов:- психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей в переходные периоды;- психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»;- психологическое просвещение всех участников образовательного процесса;- мониторинг возможностей и способностей детей и подростков;- выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.Выделяют следующие уровни психолого-педагогического сопровождения детей и подростков[6]:1 уровень – образовательное учреждение, службой сопровождения которого является психолого-медико-педагогический консилиум с участием психологов, логопедов, социальных педагогов и медицинских специалистов. Его задачами являются: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимание специалистов; консультирование по возможным путям решения выявленных проблем развития; групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми.2 уровень – районные службы сопровождения – ППМС-центры, оказывающие психолого-педагогическую и медико-социальную помощь в решении проблем развития ребенка. Специалисты данных центров в первую очередь оказывают помощь педагогам и родителям.3 уровень – городские службы в системе образования: научные профессиональные учреждения и вузы, комитет по образованию и совет директоров ППМС-центров, городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация. На данном уровне разрабатывается стратегия развития службы сопровождения, нормативно-правовая база, происходит обучение кадров.Таким образом, процесс развития системы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в настоящее время из стихийного становится более планомерным, но еще недостаточно разработанным. Для оказания детям и подросткам комплексной психолого-педагогической помощи он требует своего дальнейшего развития и усовершенствования.Литература1. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков: от теории к практике: материалы региональной научно-практической конференции (г. Белгород, 13 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». – Белгород, 2019. – 290 с. – Режим доступа: https: //beliro.ru/assets/resourcefile/168/ sbornik-region-konf-13-noyabrya.pdf2. Батаршев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.13. – С. 1916-1920. – URL: HYPERLINK "http://e-koncept.ru/2015/85384.htm" http://e-koncept.ru/2015/85384.htm3. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста / М.Л. Баранова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.4. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Непомнящая Н.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.44. – с. 1-8. – HYPERLINK "URL:http:/e-koncept.ru/2016/46370/htm" URL:http:/e-koncept.ru/2016/46370/htm

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X