Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Минина Наталья Шакиржановна

Анализ педагогического опыта работы с детьми с синдромом Дауна.

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга.Анализ педагогического опыта работы с детьми с синдромом Дауна. Автор: Минина Наталья ШакиржановнаПедагог дополнительного образования1 квалификационной категорииОренбург, 2024Наше творческое объединение начало свою работу в 2018 году. За период с 2018 года по настоящее время обучающиеся творческого объединения приняло активное участие в различных конкурсах, мероприятиях городского, областного и международного уровня, например: Международный многожанровый конкурс-фестиваль «Энергия Звёзд» Лауреат 1 степени; Международный конкурс творчества и таланта «Январские морозы» Лауреат 2 степени; 1 Международный дистанционный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Город Талантов» Лауреат 1 степени.В задачи обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает подобным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт нашего творческого объединения показывает, что учащиеся способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.Поведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью. В эмоциях преобладает положительный тонус. Это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослых и выполняет их в меру своих возможностей. Но эта особенность психики может сыграть злую шутку с ребёнком в подростковый период. Он с лёгкостью может попасть в ситуацию насмешек и даже откровенной травли здоровых сверстников из неблагополучных семей, положение изгоя или «козла отпущения» или, при отсутствии знаний, логики и умения противостоять чужой воле, стать пособником асоциальных членов обществаПочему-то считается, что детям с проблемами в развитии не доступны театральные занятия. Мол, арттерапия, музтерапия- понятно, но театр? Зачем это?К нам часто приводят детей 14-16 лет с синдромом Дауна или грубыми нарушениями интеллектуального развития, которые демонстрируют яркие аутистичные черты. Почему? Потому что со временем родители научились реагировать на изменения их мимики, простые жесты. Они понимают или, скорее, на интуитивном уровне угадывают, что хочет ребёнок. Так со временем у ребёнка пропадает мотивация искать пути общения с близкими. Общение с другими людьми и, тем более, детьми вообще затруднено. Поэтому творческое театральное объединение «Пьеро и компания» – это то место, где ребёнок с синдромом Дауна может открыться полностью. В основе любого развития идёт стремление к коммуникации и способность выразить себя и получить некий отклик. Изначально ребёнку необходимо познать себя. Именно с этого начинаются первые занятия в театральном объединении. Дети смотрят на себя в зеркало и открывают своё тело. Педагог говорит – смотри – у тебя красивая шея. Поверни голову, смотри, ты похожа на птицу. Смотри, у тебя руки. Руки могут двигаться так, и так, и так. Твои руки – как крылья, они летят. Смотри….». Иногда во время первых занятий возникает ощущение, что дети впервые видят себя. Нет, многие из них и до того могли показать, где нос, руки, рот, уши. Но они никогда не рассматривали себя пристально в зеркало. Все знают, что у детей с синдромом Дауна имеются определённые нарушения в крупной моторике, и преодолеть их можно. Прежде всего, осознавая, какие части тела и где есть, как они работают. Потом наступает следующий этап – дети осознают, что именно они управляют своим телом. И что они могут управлять им так, что становится КРАСИВО, Вдруг обнаруживаются очень пластичные руки, очень выразительные глаза, и какая-то особенная чувственная пластика движения. Тут главное чётко разделить, что именно хочет педагог и чего хотят родители. Родители почему-то часто думают, что педагог будет ставить с детьми некие сценки, заучивать роли, и они ждут этого. Нет. Нужно не это. Действия, когда педагог говорит, что и как нужно делать не подходят к детям с синдромом Дауна. Этим детям прежде всего нужно предоставить возможность быть такими, какие они есть, и находить в этом красоту. «Выбери сам цветочек, на который хочешь быть похожим, изобрази его так, как ты это представляешь», - предлагает педагог. И вот 14 летняя Марина ощетинивается, выставляя локти – она роза. 15 летний Денис качается на месте – он колокольчик, а 14 летний Ян вжался в пол. Он изображает подснежник, который ещё не вылез из-под снега. Постепенно от занятия к занятию крепнет коррекционный эффект – ведь дети, когда творят, становятся более уверенным в себе и своих силах. Они даже зрительно как бы подрастают, распрямляют плечи. Очень важно, что у них поднимается самооценка. Ведь на первых занятиях мы никогда не говорим, что что-то не так, что что-то надо подправить или изменить, а наоборот, подчёркиваем, что вышло замечательно, как бы не видя неточностей и неловкости. Дети начинают уважать себя, а это – первый шаг, чтобы к чему-то стремиться. Именно поэтому в нашем объединении дети изначально учатся пластической импровизации, которая является универсальным инструментом для того, чтобы понять, кто ты и какой ты. Что-то не получается. Хочется изобразить кошку, а спина не гнётся. И тогда мы вводим в занятия некоторые элементы танца, хореографии и пластики движения. Дети быстро схватывают – вот это движение похоже на плывущую рыбку, а это – на идущего слона.Дети начинают повторять, копировать движения педагога, тянуть ручки и ножки, стараться также вытянуться за мячом или повести плечами. Эти физические нагрузки важны не только для того, чтобы развить гибкость. Они нужны для того, чтобы укрепить психофизический аппарат, потому что раскрыться до конца можно только имея некие инструменты для этого. Тут наступает этап коллективной импровизации, в которой дети учатся взаимодействовать. Сначала нужно было научиться видеть и слышать самого себя, а теперь нужно научиться видеть и слышать тех, кто рядом. Когда данный этап пройден, пришло время для диалога. Для кого-то это полномасштабный диалог, а кто-то может вступить в него только на уровне пластики – через движение. И только когда дети уже умеют работать вместе, возникает полноправное театральное действо. В театральной работе с детьми с синдромом Дауна мы используем приём автокомментирования. То есть, спектакль как бы рождается сам по себе, каждый ребёнок на том уровне, на каком может, поясняет, кто он и что он делает. Театральные занятия с детьми с синдромом Дауна должны учитывать, что мы не ставим целью раскрыть замысел какого-то автора произведения, а раскрыть потенциал ребёнка, его личность. В подобном театральном действе дети учатся также понимать окружающий мир. Ребёнок через образы начинает видеть многогранность мира, эмоций, ситуаций. Каждое занятие театральной студии в группах детей с особыми потребностями – это прежде всего театрализованная игра. Основное условие игры в том, что она должна всем доставлять удовольствие. Как направить эту игру в нужное русло – это вопрос мастерства педагога, которому нужно незаметно сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрылся, максимально отработал какие-то движения. Мы не навязываем, а изнутри направляем игру, используя разные методические приемы. Дети с синдромом Дауна вопреки популярному мнению очень разные. Именно у даунят очень сильно проявляются личностные особенности, если им дать раскрыться. И наиболее полно дети раскрываются, когда нет каких-то строгих рамок. Конечно, это не так просто. Стоит им осознать себя индивидуальностями, ими становится довольно сложно управлять. И тогда возникает цель научить детей друг друга наблюдать, работать в контакте, в диалоге. Коррекционная цель на данном этапе научить детей корректировать собственные импульсы и побуждения: либо мы вместе сочиняем новую сказку и вместе это играем, либо ты выпадаешь из игры. При домашнем закреплении данного принципа дети буквально за полтора-два месяца схватывают навыки социального общения, которые до того не давались. Например, почти никто из детей в группе не умел себя хорошо вести в магазинах игрушек или продуктовых. И мамы жаловались, что истерики с требованиями купить сейчас же то или это вынуждают их обходить с детьми магазины стороной. Тогда мы поставили ряд сценок на тему покупок в магазинах, каждый ребёнок попытался быть мамой, у которого непослушная обезьянка-Анфиса (её играл педагог) требовала купить то или это. Потом ставили сценки, в которых сами дети играли себя самих послушных в магазине. Было дано задание сыграть себя послушных, а не плохую Анфису в настоящем магазине. Мамы были удивлены, как хорошо дети справились с заданием. Постепенно истерики в магазинах пропали у всех детей. Поэтому занятия в творческом объединении «Пьеро и компания» дают детям с нарушениями в развитии очень много: это и общение, и попытка, самовыражения и интеллектуальное развитие.  Из опыта своей работы мы рекомендуем при планировании и организации работы исходить из возможностей ребёнка и уровня его развития: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, а в дальнейшем -усложняться.Необходимо создавать условия для улучшения возможностей развития ребёнка в целом и организация помощи ребёнку там, где ему сложно.Учебные занятия проводить по мере выявления психологом индивидуальных проблем в развитии и обучении.При подготовке и проведении занятий необходимо использовать различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задачи.Применять технические средства обучения (ТСО), стимулирующие воображение и мышление учащихся, разнообразное оборудование и яркую, привлекательную наглядность, а такженатуральные предметы и их объёмные изображения, макеты.Одним из основных условий успешной работы является постоянное взаимодействие с родителями, ежедневные индивидуальные консультации по методикам преподавания изучаемого материала, информирование о достижениях и неудачах, обсуждение и выбор путей их преодоления.Мы приглашаем оренбургских детей с синдромом Дауна в наше творческое объединение на занятия актерским мастерством.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X