Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Неклюдова Светлана Валентиновна

"Подготовка к концертному выступлению в классе ансамбля»

скачать документ

Вернуться назад

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Можгинского района «Детская школа искусств села Пычас»МБОУ ДО «ДШИ с. Пычас»427780 УР, Можгинский район, с. Пычас, ул. Советская, д.10,тел./ факс 8(34139)71443 е-mail: dshi.selopychas@mail.ruМетодическое сообщение«Подготовка к концертному выступлению в классе ансамбля» Подготовила: преподаватель по классу баяна, аккордеона Неклюдова Светлана Валентиновна. с. Пычас2023 г.Подготовка к концертному выступлению в классе ансамбляПубличные выступления – это особая форма музыкальной деятельности, результат напряженного творческого труда. Он является главным стимулятором его дальнейшего творческого роста. Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, волю, творческую фантазию и воображение, воспитывает эстрадную выдержку, глубину эмоций, артистизм. Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки артиста, когда на суд публики выносится результат его многочасового напряженного труда.С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут и к выступлению, в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте почётно и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся. Педагог и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова. При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня необходимо предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач, чтобы успеть добросовестно пройти все стадии разучивания от тщательного разбора текста до овладения метроритмическими, техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки пьесы по частям и их объединения в целое произведение с единым художественным замыслом, выучивания наизусть. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Выступление дарит артисту особое состояние-вдохновение. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей.В то же время, исполнитель испытывает сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Ему нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность - утвердить себя как артиста. Великие музыканты и педагоги считали одним из важнейших критериев артистизма – умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания в нужное русло.Методы работы со сценическим волнениемКак же настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой?Эти вопросы волнуют множество музыкантов, будь это обучающийся или же давно выступающий перед публикой концертный исполнитель. Решение, несомненно, кроется в подготовительном этапе.Несомненно, каждому исполнителю будет интересно узнать ценные советы по подготовке исполнителя к концертному выступлению. В трудах выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Г.Г. Нейгауза, Г.М. Когана, С.И. Савшинского и др. Но, к сожалению, эти рекомендации не систематизированы, не объединены в самостоятельную книгу и самое главное - не дают ясного анализа временной периодизации в подготовке к публичному выступлению.На практике перед педагогом и учащимся возникает необходимость решения проблемы повышения исполнительской и психологической готовности музыканта к общению с публикой. Основная сложность концертного выступления заключается в том, что исполнитель испытывает стресс - сценическое волнение. Существует мнение, что волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на творческие моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы работы над ним.Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия. Сильное волнение может проявляться в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции.Виды волнения1. Волнение – апатия – ребенок испытывает нежелание выходить к зрителям, нежелание играть.2. Волнение – паника – игра ребенка лишена творческого начала, память подводит исполнителя.3. Волнение - подъем – юный исполнитель может перевести сценическое волнение в творческое вдохновение.Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Часто причиной синдрома сценического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление юным артистом характера деятельности, и как результат - растерянность. Музыканту важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельностиПроцесс разучивания произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать. На примере своих обучащиюхся, могу заметить, что большое значение имеет также то, выступает исполнитель как солист, или в ансамбле. Распределение ответственности между несколькими «ансамблистами» снижает остроту переживаний.Известно, что у волнения, есть причины. Мне бы хотелось привести основные из них: «Нечистая совесть»- боязнь не столько слушателя, сколько недоученного произведения.На мой взгляд, любая мелочь способна повлиять на степень волнения исполнителя. По мнению Н.А.Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы выступления. Для преодоления этой причины, и педагог, и сам ученик должны быть уверены в том, что программа полностью готова.Следующей причиной можно назвать «Боязнь забыть» - Память. Как говорил С.Савшинский, - «не совсем ясно, то ли боязнь забыть порождает волнение, то ли волнение разрушительно действует на память». Память нужно постоянно развивать и укреплять. Так же нужно опасаться «механической памяти». Для музыкантов, например, отличный способ избежать этого- научиться петь или играть с разных мест, исполнять фрагментами, заниматься без нот и текста. И если исполнитель сможет ,закрыв глаза, представить нотный текст или текст песни, то это может помочь в борьбе с волнением перед выступлением. Особую роль так же играет регулярность выступлений. Обязательно нужно увеличить их число.Перед выходом на сцену следует сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Сердцебиение приходит в норму, и мы чувствуем себя гораздо спокойнее.Не все дети, к сожалению, могут индивидуально выступать на сцене. А в творческом коллективе они чувствуют себя уверенно. Именно в творческом коллективе дети имеют возможность выходить на сцену, выступать на концертах, на конкурсах различного уровня. Совместное исполнение, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив. Коллектив, который я представляю, состоит из учащихся подросткового возраста 13-14 лет. Необходимо отметить, что это сложный возраст и руководителю не просто овладеть вниманием и интересом детей. Большого труда стоит и подбор репертуара, который бы нравился детям и, в то же время решал ряд целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель:Цель моей работы: формирование у учащихся навыков к публичному выступлению. Чтобы достичь этой цели, преподаватель ставит перед собой ряд задач:овладение и понимание материала произведений;создание художественного образа, отражающее содержание произведения; цельное исполнение разнохарактерных произведенийразвитие интереса к эстрадной и джазовой музыке, музыкальному творчеству;формирование умений и навыков вокального исполнительства;приобретение обучающимися опыта ансамблевого пения и публичных выступлений. В ансамбле учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы с партитурой, которая на первых порах представляет нечто абстрактное. Преподаватель учит учащихся работе с партитурой, отмечая наиболее важные моменты, на которые следует обратить внимание. Готовясь к концертному выступлению, преподаватель подбирает такой репертуар, который будет наилучшим образом презентовать данный ансамбль.Доступность и понимание произведений – это расширение кругозора, накопление музыкально-творческой деятельности обучающихся:по содержаниюпо голосовым возможностям;по техническим навыкам.Осмысление музыкальной формы:художественный образ произведения;выявление идейно-эмоционального смысла.Разнообразие данного репертуара:по стилюпо содержанию;темпу, нюансировке;по сложности.Методы работы по снижению концертного волнения1. Систематические домашние занятия над произведениями технического характера и репертуаром. Важный элемент в начале ежедневных занятий - разыгрывание. Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но и для психического аппарата музыканта в целом.2. Регулярные занятия с применением метода «мысленное проигрывание произведения».3. Начальный период подготовки к ответственному выступлению или конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу целиком и стабильно исполняет её на память. Целесообразным будет сказать, что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта, поскольку музыкальный материал должен «устояться, прижиться» в рефлекторных ощущениях и собственном слуховом восприятии.4. Приобретение опыта публичных выступлений: исполнение музыкального репертуара в концертах, классных вечерах, музыкальных гостиных. Обыгрывание программы на разных концертных площадках.5. Повышение «сценического самочувствия» (Станиславский), единство интеллектуальной и эмоциональной сферы юного артиста, устремленное на лучшее выполнение творческой задачи: соблюдение определенного режима дня перед выступлением, грамотное распределение времени до выступления, организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т.д. Зная время своего выступления, юный исполнитель за несколько дней до него, ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за свой инструмент, мысленно представляет сцену, зрителей и предельно четко исполняет свою концертную программу. Таким образом, исполнитель вырабатывает в себе условный рефлекс, который способствует более свободному исполнению программы, а также эмоциональному настрою на выступление.6. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления. При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и мышцах.7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что юный исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, имеющего успешный опыт публичных выступлений, или педагога и начинает играть как бы в образе другого человека. Волшебная сила воображения, магического «если бы» способна дать возможность человеку по-новому взглянуть на свое эмоциональное состояние. Образ талантливого человека может способствовать повышению уровня творческого потенциала.8. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на сцене.9. Исполнение репертуара в ансамбле.Для формирования сценической устойчивости у юныхмузыкантов можно предложить следующее: 1.Исполнение выученного произведения с завязанными глазами. То есть, отрабатываем навык автоматизма. Если во время выступления произойдёт сбой (провал памяти), пальцы автоматически продолжат игру.2. Исполнение в шумной обстановке. Ученик должен выдержать игру на фоне громкого разговора, различных шумовых эффектов. То есть учим ребёнка не отвлекаться на внешние факторы, полностью сосредотачиваясь на исполнении .3. Во время исполнения программы в трудном месте педагог громко произносит психотравмирующее слово «ошибка». Но учащийся при этом должен суметь не ошибиться.4. Разделить музыкальное произведение на небольшие части. Начало каждой части отметить цифрой. Ученик должен по памяти уметь начать каждую часть. Во время концертного исполнения могут появиться какие-то случайные помарки .В таких случаях не следует останавливаться и исправлять фальшивую ноту. Важно научиться не придавать этому никакого значения. Главное не потерять музыкальную мысль, продолжать играть вперёд, тем самым не нарушая течение музыки. Бывает, что исполнитель запутывается в тексте, не знает, что играть дальше. Здесь важно не растеряться, не превратить случайность в катастрофу. Надо уметь забыть допущенную ошибку и продолжать музыкальную мысль. Выбор программы дает возможность детскому коллективу участвовать в концертной деятельности школы, района, выступать перед аудиторией поселений, организациях.С целью подготовки к концертам проходит много репетиций, проводятся родительские собрания с концертом ансамбля. На репетициях ведется видеосъемка, с дальнейшим ее просмотром и анализом выступления. Порой делаешь замечания детям, а они не исправляют их. А когда просмотрят видео со своим выступлением, прослушают, как поют то, или иное произведение, сами говорят ошибки и затем их исправляют.Основные психологические особенности подготовки учащегося к публичному выступлению: 1.За несколько дней до выступления обыграть программу в помещении, где планируется концерт. В качестве аудитории пригласить родителей или друзей, или же представить воображаемую комиссию.2.Накануне концерта стараться избегать шумных компаний, меньше разговаривать, то есть не растрачивать понапрасну энергию.3. Перед выходом на сцену педагогу не следует давать ученику последних напутственных наставлений.4. Категорически избегать поспешных проигрываний. Лучше внутренне собраться, мысленно представить темп, характер произведения.5. Педагог должен правильно настроить ученика. Выходить на сцену надо с чувством «у меня всё получиться, я умею, я могу, я хочу поделиться этим со слушателем».6. Так же педагог должен учить ребёнка сценическому поведению - правильно, выйти и уйти со сцены, поведению за инструментом. То есть всему тому, что называется артистизмом.Ни один педагог не может предложить единый рецепт для того, чтобы выступление каждого юного музыканта было успешным. Каждый ребёнок – это неповторимая индивидуальность. У каждого ученика свой психологический барьер. И задача учителя помочь преодолеть волнение и страх, мешающие развитию ребёнка, как творческого исполнителя.ЗаключениеПодготовка к концерту – этап длительный, разносторонний и кропотливый, занимающий много сил, времени и репетиционной деятельности. Так же для успешного выступления важно в день концерта придерживаться определенных рекомендаций:Накануне вечером чуть раньше лечь спать, хорошо выспаться и лучше заняться своими делами, погулять, отдохнуть. Заниматься в этот день много не стоит. И не обязательно исполнять произведение целиком, лучше оставить целостное исполнение до выступления.Итогом этой огромной работы является успешное выступление детей на конкурсах, в концертах. Благодаря выступлениям на разных сценических площадках коллектив сплачивается, растет и развивается в творческом плане. Появляется заинтересованность детей к коллективному исполнительству, совершенствуются исполнительские навыки и понимание разных жанров музыки.Список литературы:1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». Москва: «Музыка». - 1971.2. Перельман Н. «В классе рояля». Москва: «Музыка». - 2000.3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: «Музыка», 1974.4. Петрушин В. Музыкальная психология. – М.: «Академический проект», 2008.5. Коган Г. «У врат мастерства. Работа пианиста». Москва: «Музыка». — 1969.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X