Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Татьяна Александровна Чупрова

Классный час "Цена блокадного хлеба"

скачать документ

Вернуться назад

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 9» с. ИжмаНоминация «Лучший классный час»Тема: «Цена блокадного хлеба»Целевая аудитория: 7-8 классыСоставила: Чупрова Татьяна Александровна,педагог - организаторПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка классного часа по теме: «Цена блокадного хлеба…» составлена для обучающихся 7-8 классов.  Данное мероприятие проводится в рамках проведении Всероссийской Акции памяти «Блокадный хлеб». Выбор темы не случаен. Подрастающее поколение должно знать, какой ценой ковалась Победа, хранить память о подвиге своего народа, быть  готовым к выполнению гражданского долга. Сегодня на прилавках магазинов много разных видов хлеба, наверное, поэтому мы не задумываемся о том, будет ли хлеб на нашем столе всегда. И не всегда мы дорожим им. Наш хлеб печётся из муки, в нём нет других вредных, опасных и невкусных примесей. Но мы не должны забывать о том блокадном хлебе в 125 граммов, который помог выстоять и выжить нашим соотечественникам в Великую Отечественную войну, в суровые блокадные месяцы. Каждый, присутствующий на классном часе, пропустив через свою душу и сердце события тех лет, поймёт, какова была цена кусочку хлеба.  Я надеюсь, что в глазах каждого можно будет прочесть такие эмоции, как скорбь о погибших и гордость за мужество советских людей.       В конце классного часа проводится акция «Блокадный хлеб», всем присутствующим предлагается попробовать кусочек хлеба весом 125 грамм. Именно столько полагалось на человека в блокадные годы.Цель: расширение у обучающихся представления о жизни людей в блокадном Ленинграде Задачи: Привить чувство бережного отношения к хлебу;способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся;воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.Оборудование:мультимедийное оборудование, экран;презентация, видео, аудиозапись;кусочек хлеба в 125 г., выпеченный по рецепту, который использовался в Ленинграде в дни блокады; ароматный, ржаной хлеб;весы с гирей 125 г. ватман с рисунком «Вечного огня», «лепестки» огня, клей;выставка книг: Элла Фонякова. «Хлеб той зимы», Виктор Дубровин «Мальчишки в сорок первом», Сергей Алексеев «Блокада Ленинграда», Валерий Воскобойников «Девятьсот дней мужества»; набор открыток «Ленинград».Ход мероприятия:Оформление доски к концу урока:8 сентября 1941 год1162685107886518161010121902153285101611223342602597151162685183515635259716Цена блокадного хлеба900 дней и ночей мужества, стойкости и отваги27 января 1944 год(слайд № 1)Учитель: Стоит над Невой город большой и красивый. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю этот город менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде, "Блокадном Ленинграде", а точнее о кусочке блокадного хлеба, ценой которого являлась человеческая жизнь… А почему такая высокая цена этому куску хлеба - вы мне ответите сами в конце занятия.(слайд № 2)(слайд № 3)Учитель: На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Началась Великая Отечественная война. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думавших о будущем, мечтавших о любви и счастье. Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться в жизни.(слайд № 4)Что может быть страшнее, чем война?!Лишь слезы да страдания несет она.И счастье разбивает у людей,Любимых разлучает и друзей.Учитель: В истории Великой Отечественной войне много печальных, тяжёлых и просто страшных страниц. Я хочу сегодня остановиться на одной из них – блокада Ленинграда.Адольф Гитлер намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому, один из основных ударов они направили на этот город, с целью стереть его с лица Земли. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось.(слайд № 5)Учитель: 8 сентября 1941 году фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы. Город оказался в блокадном кольце. Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй.  Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев, поэтому и назвали её «Дорогой жизни». (слайд № 6)Учитель: По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу жизни», и машины проваливались под лёд. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. Учитель: На начало блокады в городе осталось около 2,5 миллиона человек и среди них 400 тысяч детей. Ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того, Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Работали так же театры и музеи. Это было необходимо! Нужно было доказать врагу, блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Все блокадные дни работало ленинградское радио. В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Вот так он звучал. (слайд № 7)(Рассказ продолжается под стук метронома)Учитель: Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.Учитель: Ударили сильные морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. В городе не было топлива и электроэнергии. Люди, измученные непрерывными бомбежками, жили в неотапливаемых домах. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь, в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с бидонами, с чайниками и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома.В осажденном городе работали школы. Местами учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг! Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Учитель: Сейчас мы посмотрим с вами отрывок из документального фильма. После просмотра вы ответите на вопрос: «Какое испытание было самым страшным для ленинградцев?» (слайд № 8)(Просмотр документального фильма)Учитель: Какое испытание было самым страшным для ленинградцев? (голод) Да. Самым страшным испытанием для людей был голод. Больших запасов продовольствия в городе не было. Еды не хватало. (слайд № 9) Люди шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Шатались зубы. Люди умирали не только дома, на улице, но, случалось и прямо в классе за партой.Девочка руки протянула,Уснула,А оказалось - умерла..Никто не обронил ни слова,Лишь хрипло, сквозь метельный стон,Учитель выдавил, что снова Уроки после похорон. (Ю. Воронов)Учитель: Были введены карточки.(слайд № 10)Учитель: Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенная норма хлеба каждому человеку. И если кто - то из людей терял карточку, то он оставался целый месяц без хлеба. Это означало – смерть. (На фоне аудиозаписи «Биение сердца» учитель показывает кусочек хлеба)Учитель: Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. Только хлеб и ничего больше! На целый день! Вы бы наелись? (ответы детей)Учитель: Посмотрите, это дневная норма хлеба. Давайте взвесим. Сколько весил самый драгоценный в то время кусок.(На фоне аудиозаписи «Биение сердца» обучающийся взвешивает кусочек хлеба)Учитель: Сколько весит? (125 г.) На 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. Хлеб в блокадном Ленинграде имел высшую ценность. За него люди отдавали семейные драгоценности. (слайд № 11) Хотя хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Какой же он был?(слайд № 12)Блокадный хлеб – это тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 55 - 60 процентов состояла из различных примесей, в число которых входили: *целлюлоза, получаемая из древесины – 20- 25 %;* жмых и солод – 10 – 15 %; *обойная пыль – 2 %; *выбойка из мешков (пыль, выбиваемая из мешков, в которых хранилось зерно) – 2 %;* хвоя – 1%;Ржаная мука в хлебе составляла 40 - 45 %.(Обучающимся предлагается попробовать хлеб, выпеченный по рецепту блокадного Ленинграда)Учитель: Ребята, понравился вам блокадный хлеб? (ответы детей) Учитель: Вы сказали, что блокадный хлеб без запаха и невкусный. Но пережившие осаду люди рассказывали, что этот маленький липкий чёрный кусочек обладал и удивительным запахом, и удивительным вкусом. Тот волнующий запах "хлеба жизни" ленинградцы, выдержавшие блокаду, помнили всю свою жизнь! В течение всей блокады рецептура хлеба менялась в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии. Всего, по данным историков и блокадников, было использовано 10 рецептов.Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Это значит, что 125-граммовый кусок был совсем маленьким и низкокалорийными. За этим кусочком хлеба нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Люди, стоявшие в очереди за кусочком хлеба, нередко умирали. Поскольку от истощения от голода, у них не было сил стоять.(слайд № 13)В блокадном Ленинграде работали 14 хлебозаводов. Не хватало рабочих рук, не было электроэнергии, топлива и воды. Работницы хлебозаводов выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака для замеса теста для хлеба и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе. Мука без воды в хлеб не превратится! Смена длилась 12 часов. (слайд № 14)Учитель: Ребята, а вы знаете, как ели блокадный хлеб? (нет)(Учитель, рассказывая, демонстрирует)- Я раньше тоже не знала... Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев собрать на середину ладони крошки и прильнуть к ним губами, словно поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна... Прошу вас, ребята, помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике. В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался. Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город продолжал жить и бороться. (слайд № 15) 27 января 1944 г. Ленинград был полностью освобожден от блокады. Этот день мы отмечаем как день освобождения Ленинграда от фашистской Германии. Учитель: 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Ребята, скажите мне: «Так почему же так высока цена блокадного хлеба?» (Ответы детей). Правильно, цена блокадного хлеба очень высока. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.(слайд № 16)На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город - герой». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.(слайд № 17)Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто».Учитель: Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины.Учитель: Ребята, на партах у вас лежат листы бумаги с текстом, а теперь дополните, пожалуйста, текст. (Приложение 2)…………………………… город Ленинград оказался в ………………….………………….. Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Её называли ………………………………………………. Хлеб был бесценен! Суточная норма хлеба составляла …………… Хлеб пекли из смеси………………, ……………, ……………………, ………………………….., .……….……, …………………. ……. дней длилась борьба жителей города на Неве с врагом и голодом.Я узнал(а), как аккуратно нужно кушать хлеб и бережно относиться к нему.Выжить людям блокадного Ленинграда помогла вера в себя. Не будь хлеба – не было бы и Победы! Я буду ………………………………………………………………………………….Учитель: Ребята, сохраните эту историю и расскажите своим сестрам, братьям и друзьям, чтобы ни один из ваших близких людей не забывал трагические страницы истории нашей Родины.(слайд № 18)Учитель: Ребята, у вас на столах лежат лепестки огня, давайте зажжём свой Вечный огонь в память о людях, которым пришлось пройти через эти испытания.- Из каких лепестков огня состоял бы ваш Вечный огонь?(Каждый из обучающихся оценивает свое чувство к людям, которым пришлось пройти через эти испытания)Красный – гордость Желтый – скорбь Оранжевый – благодарность Белый – равнодушиеУчитель: Мы зажгли огонь гордости, скорби и благодарности. А теперь прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания. (Минута молчания)Учитель: И, в завершение классного часа, хочу вас угостить кусочком нашего ржаного, вкусного, ароматного хлеба, как символом блокадного хлеба. Насладитесь его вкусом, берегите каждую крошку и помните, что хлеб – это наша жизнь.ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫhttps://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/01/10/vneklassnoe-meropriyatie-blokadnyy-hlebhttps://infourok.ru/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-blokadniy-hleb-2629462.htmlhttps://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/03/05/vneklassnoe-meropriyatie-blokadnyy-hlebhttps://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/khlieb_blokadnogho_lieninghradahttps://infourok.ru/scenarij-meropriyatiya-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-blokadnyj-hleb-4096988.htmlhttps://mma41.jimdofree.com/воспитательная-работа/открытое-внеклассное-мероприятие-горький-хлеб-войны/

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X