Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кетова Инга Анатольевна

проект «Огород на окне»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 10 комбинированного вида» с. ВыльгортИсследовательский проект Тема: «Огород на окне»(исследования дошкольников)Автор работы: Кетова Инга АнатольевнаКочанова Мария АлексеевнаВыльгорт, 2023 г.ОглавлениеПаспорт проект……………………………………………………………………3 TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc530758707 \h 8Теоретическая часть PAGEREF _Toc530758708 \h 10Практическая часть. PAGEREF _Toc530758709 \h 12Заключение PAGEREF _Toc530758710 \h 18Список используемой литературы PAGEREF _Toc530758711 \h 19Приложение PAGEREF _Toc530758718 \h 20 Паспорт проектаСтруктураСодержаниеТема«Огород на окне»АдресацияпроектаДети старшей группы.Руководительисследовательской проектаКетова Инга Анатольевна, Кочанова Мария Алексеевна Воспитатели МБДОУ «Детский сад №10», с. ВыльгортУчастникипроектаПедагоги ДОУ, дети старшей группы,родители воспитанников.Возраствоспитанников5-6 летВид проектапознавательно-исследовательский.Продолжительность2 месяцаАктуальностьВ «ФГОС ДО» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявленияПроектная идеяСоздать огород на окне в группе детского садаОбъект исследованияОгород на окнеПредмет ИсследованияПроцесс выращивания культурных растений в комнатных условиях.Цель проектаРазвить у детей старшего дошкольного возраста познавательные и исследовательские интересы в процессе выращивания овощных и цветочных культур в комнатных условиях.ГипотезаРост овощей и цветов будет благоприятным, еслибудут созданы необходимые условия (почва, свет, воздух и вода)Задачи исследовательского проектаПознавательное развитие:1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, цветы, овес, помидоры, свекла, укроп, петрушка…);3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.5. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. 6. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.Социально-коммуникативное развитие:1. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.2. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)3. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.4. Развивать познавательные и творческие способности.5. Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.6. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.7. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.Речевое развитие:1. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.2. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстникамиХудожественно-эстетическое развитие:1. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.Формы работы по реализации проекта• НОД по экологическому воспитанию. • чтение; • беседа; • эксперимент• наблюдение; • обсуждение; • проведение опыта; •игровая ситуация• объяснение•показ•речевое общениезагадкиРесурсы проектаДля эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы: дневники наблюдений; энциклопедические и справочные издания; лоточки, земля, семена, совочки, лупа, лейкаигрушки (дед, бабка, корова, заяц, медведь)Методы Словесные, наглядные, практическиеНовизна исследованияСоздание условий для познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через создания в группе Лаборатории живой природы.Практическая значимость«Огород на окне» позволит употреблять витамины в пищу в любое время года. Данный исследовательский проект может быть использован воспитателями детских садов.Ожидаемые результаты1. Дети приобретут опыт ухаживания за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.2. У детей сформируются представления о росте растений в комнатных условиях.3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.Продукт проектной деятельности:1.Выращенные овощи2.Получение рассады для посадки на территории детского садаЭтапы работыI этап –Подготовительный (приобщение родителей и детей к реализации проектно – исследовательской деятельностиII этап - основной (реализация проекта)III этап – заключительный (подведение итогов работы по проекту, итоговые мероприятия)Введение.Актуальность темыЦели дошкольного образования, связанны с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, они не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка В «ФГОС ДО» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого.Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявленияВ повседневной жизни, дети чаще удовлетворяют свои потребности через игры в компьютере или через просмотр мультиков и реже через общение с природой. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста и порой просто лишены непосредственного контакта с растением на улице (аллергия, боязнь родителя, что ребёнок возьмет в рот грязное растение). Для решения этой проблемы в группе необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей, через создание Лаборатории живой природы. 1.Теоретическая частьВ ходе предварительной работы над данным проектом проводилось анкетирование родителей по теме: «Экологическое воспитание в семье» (Приложение №1), которое показало, что не все дети умеют и имеют возможность ухаживать за растениями в доме (их в нём попросту нет). А ведь даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.Ознакомление с ростом и развитием растений лучше всего осуществлять в весенний период (больше солнечных дней, можно провести аналогию с пробуждением природы весной), выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Для реализации поставленной цели был разработан исследовательский проект, который направлен на развитие познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Проект включал в себя 3 этапа:1. Подготовительный:- выявление уровня знаний детей об овощных и цветочных культурах (анкетирование).- подбор художественной литературы- сбор иллюстративного и информационного материала- изготовление дидактических игр и пособий- организация предметно – развивающей среды- приобретение семян, инвентаря, подготовка почвы- сбор бросового материала для оформления огорода на окне- разбивка огорода на подоконнике2. Основной:- цикл познавательных занятий по изучению овощных и цветочных культур- посадка семян в землю-исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания растений в комнатных условиях- наблюдения и опыты за растениями- отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей- ведение дневника наблюдений3. Заключительный:- анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей- составление фото - альбома «Наш огород» (Приложение №2)- выставка детских «Календарей наблюдения»- праздничное открытие «Огород на окне»2.Практическая часть.26 марта 2022 г. было подготовлено оборудование для посадки семян овощей и цветов. Для этого родителями были закуплены контейнеры, грунт, семена. 27 марта - вместе с детьми мы высадили лук, подсолнух, свеклу, бархатцы, огурцы.03 апреля – посадили лук – батун, укроп, томат, салат, цинния.17 апреля – овес.20 апреля - бархатцы, петуния.28 апреля – агератум, астра, анютины глазки.Семена высаживали во влажную почву и затем присыпали землей. Более крупные семена (горох, огурец, лук) высаживают на глубину около 2 сантиметров, более мелкие (помидоры, зелень, цветы) на глубину 1-1,5 сантиметра. Были проведены следующие опыты:«Рост растения в разных условиях»Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.Оборудование: одинаковые семена – фасоль. Гелевый наполнитель, грунт, песок из песочницы, глина, стеклянные ёмкости.Содержание опыта: одно растение посажено в стеклянные емкости с разными наполнителями: почву (образец №1), гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2), глина (образец №3), Песок с песочницы (образец №4).Дата опыта: 06.04.2022Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, зеленые. У растения (образец №2), листья повяли, а через 10 дней (образец №2) погиб. У ростка (образец №3) всходы низкие, цвет бледно –зеленый. У ростка (образец №5) всходы бледно салатовые.Вывод: растение растёт лучше в грунте, чем в других наполнителях, так как в земле больше питательных веществ. «С водой и без воды»Дата опыта: 11.04.2022 г.Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитиярастений (вода, свет, тепло)Материал: Два одинаковых растения (рассада астры, вода)Ход: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.Вывод: растение без воды жить не может. «На свету и в темноте»Дата опыта: 16.04.2022Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.Материал: росток бархатцы в горшочке, колпак из картона.Ход: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с бархатцем колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.Через семь дней, листья у растения побелели.Вывод: растение без света жить не может.«Может ли растение дышать?»Дата опыта :23.04.2022 г.Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.Материал: Рассада подсолнуха, трубочки для коктейля, вазелин.Ход: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.Через семь дней листок пожелтел.Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.Испарение воды растениями.Дата опыта :27.04.2022 г.Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.Материал: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.Ход: Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клейкой лентой. Поставить растение на 3-4 часа на солнце. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.Итог: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.Почему?: Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Результаты наблюдений за ростом растений и в ходе проведения опытов дети зарисовывали в календаре наблюдений (Приложение №3). Это помогло им систематизировать знания.В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.Планирование:Игровая деятельность: настольно – печатные, дидактические игры «Овощи – фрукты», «Вершки и корешки», «Сад – огород», «Четвёртый лишний», «Во саду ли, в огороде», «Что растёт на огороде», «Чудесный мешочек», «Назови растение», «Найди такое же» и др.; подвижные игры – «Овощи в корзинку», «Беги к цветку» и др.; сюжетно – ролевые игры – «Цветочный магазин», «На даче», «Овощной магазин», «Повара»; игры – драматизации – «Репка», «Вершки и корешки».Беседы: - Что такое огород на окне; - Какие растения можно вырастить на подоконнике; - В мире растений; - Всё начинается с семечки; - Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений; - Чем полезны овощи и др.Коммуникативная деятельность: составление рассказов – «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде; художественная литература–О. Емельянова «Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», А. Максакова «Посадила в огороде», бел. нар. Сказка «Пых», К. Чуковский «Огород», загадки, пословицы об овощах, фруктах.Продуктивная деятельность и художественное творчество: Конструирование и ручной труд: – «Дачный домик», «Ферма».Рисование - «Яблоко – спелое, красное, сладкое». «Репка» (по мотивам русской народной сказки). «Красивые цветы».Аппликация – «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Цветочная клумба», «Золотые подсолнухи».Лепка - «Во саду ли, в огороде», «Ваза для цветов»Познавательно – исследовательская деятельность: составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.Труд: составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные и индивидуальные трудовые поручения.ЗаключениеВ результате реализации проекта нами был выращен удивительный «огород на окне». Дети узнали, что из семени, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастили: лук, салат, картофель, петрушку, укроп, бархатцы, агератум, подсолнух, астру и др. Дети научились различать виды растения.  У воспитанников появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Они стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.Дети научились вести дневник наблюдений и делать первые выводы, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Практической деятельностью было непосредственное участие детей в уходе за растениями. Ребята приобщились к посильному труду по уходу за рассадой – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, обязательность, целеустремленность. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.Мой проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.Список используемой литературыРыжова Н. Программа «Наш дом — природа»: Блок занятий «Я и Природа» – М.: Карапуз, 2005. – 192 с.Интернет-ресурс «Социальная сеть работников образования «МААМ»Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64сНормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М., «Просвещение». 2014.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. «Экологическое воспитание дошкольников»1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?• Да (23чел)• Нет (0 чел)• Не знаю (2 чел)2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?Изучает природу (22 чел)Наука о растениях (3 чел)3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?• Да (24 чел)• Нет (0 чел)• Не знаю (1 чел)4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?• Беседы с ребенком о природе (14 чел)• Подкормка птиц (4 чел)• Отдых на природе (4 чел)• Наблюдение за природными объектами ( 2 чел)• Чтение художественной литературы природоведческого содержания ( 1 чел)5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?• Высокий (2 чел)• Средний (15 чел)• Низкий (8 чел)6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?• Да (25 чел)• Нет (0 чел)Благодарим Вас за участие!Фото - альбом «Наш огород».

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X