Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сарбаева Ирина Геннадьевна

«Мамаево побоище» или исследование ведут юные историки»

скачать документ

Вернуться назад

«Мамаево побоище» или исследование ведут юные историки». Методическая разработка урока по истории России в 6-м классеМетодическая разработка выполнена: Сарбаевой Ириной Геннадьевной, учителем истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Алатыря Чувашской Республики.УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Иванов А.В., Соколова Л.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. (учебник)Учебно-методические комплекты включают рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с планированием, поурочными разработками и дополнительными материаламиЭлектронное приложение (состоит из 3 разделов, охватывающих всё содержание учебника: Русь Древняя; Политическая раздробленность на Руси; Русь Московская)«Мамаево побоище» или исследование ведут юные историки».Методическая разработка урока по истории в 6-м классеЦели:раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от  золотоордынского ига;привить учащимся идею об общности судьбы и национальном единстве русского народа;формировать чувство патриотизма и гражданственности.Задачи:Дать более глубокое представление о событиях 1380 года, предпосылках, этапах, значении.Самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве.Отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которых невозможна была бы победа над монголо-татарским игом.Тип урока: По технологии - проблемно - диалогическийПо методам УМК - комбинированный.Оборудование:Компьютер, видеопроектор, экран.Карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в ХII – ХIII вв.».Раздаточный материал (кейс урока, куда входят рабочий лист, атлас, фотографии).Ментальная схема урока:Проверка готовности учащихся к освоению нового материала (до 5 минут)Погружение в тему урока при помощи: (до 30-35 минут) а) постановки проблемы; б) локальное использование метода критического мышления для реконструкции образа исторического деятеля; в) формирование умений систематизации основных контентов изучаемой темы, совершенствование навыков работы с кластером; г) актуализация исторической эмпатии через театрализацию событий; д) создание яркого зрительного образа при помощи видеофрагментов, иллюстраций презентации, флеш-карты.3. Подведение итогов урока. Ресурсный круг. Оценивание деятельности учащихся. ( до 10 минут)4. Рефлексия ( до 5 минут)ХОД УРОКА1.Учитель обращает внимание учащихся на формулировку темы урока и предлагает перед началом исследования провести анализ уже известных исторических фактов.1.Определить событие по карте, ставшее определяющим в развитии единого русского государства.(слайд 1) 2.Соотнести понятия. (слайд 2)Баскакписьменное повеление хана, грамота ханская или информация о конкретном воплощении законов ЯсыИгосборщик налоговЯрлыкгнёт завоевателей над побежденнымиНайти верные утверждения-факты и ложные-антифакты.(слайд 3)Причины возвышения МосквыПоддержка московских князей Русской православной церковью;Москва пережила немало ордынских нашествий;Москва находилась на пересечении важных торговых путей; 4. Московское княжество был малочисленным.2. Учитель акцентирует внимание на литературное название урока за которым скрыто конкретное историческое событие, что это за событие подскажет – шарада (слайд 4) Ч = К+ М = В +АЯlefttop Кулич ОмскПредположительный ответ учащихся: Куликовская битва.3.Учитель знакомит учащихся с этапами урока:Князь московский - Дмитрий Иванович (Донской)Усиление Московского княжества в XIV в.Сражения - предвестникиКуликовская битваИтоги борьбы с ордынским владычеством (слайд 5)?! О Куликовской битве создано очень много разнообразных исторических сочинений, научных трудов, поэм. Одна из них относится к XV веку это "Сказание о Мамаевом побоище". (слайд 6)Проблемный вопрос: Почему Куликовскую битву называют "Мамаево побоище"?Учитель: Политика «разделяй и властвуй», как могло показаться на первый взгляд, навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто уже не могло вернуть Русь к единству и согласию. Однако «время, исторический процесс способствовали появлению на Руси личности, способной нейтрализовать её губительное действие». Такой личностью оказался   Великий князь Московский Дмитрий Донской (слайд 7).? Определите по карте династического древа родственные связи Дмитрия Ивановича–  В 1359 году на московском престоле оказался девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (1359-1389). Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды (10 из 30 лет своего княжения он воевал).3. Обратимся к историческому источнику "Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского» первая четверть XV в. (отрывок), отвечая на вопросы памятки, составьте словесный портрет князя. (слайд 8)"Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского»первая четверть XV в. (отрывок)Памятка исследователю«Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя, а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил, и во всем мире был славен,…»1. Какие черты характера Дмитрия Донского вы можете выделить? (подчеркните в тексте)2. Повлияли ли они на умение руководить государством?3. Чего добился Дмитрий Иванович в управлении государством? (выделите в тексте)Выступления (ответы) учащихся.?! (просмотр видео фрагмента 1.) В 1374 году князь Дмитрий отказался выплачивать Орде дань. И Орда и Русь стали готовиться к решающему столкновению.2. Усиление Московского княжества  и ослабление Золотой Орды в ХIV веке. ? Из предложенного перечня факторов выберите соответствующие характеристики для Руси и Золотой Орды, внесите данные в таблицу.Московское княжествоЗолотая ОрдаУсобицы - за 20 лет сменилось 25 ханов; увеличение численного состава дружины; военные соглашения с другими князьями; раздел на две части западную и восточную орды; приход к власти темника (военачальник в монголо-татарском войске, командовавший туменом) Мамая; восстания против ордынских посланников; строительство Кремля.Отчет о работе с таблицами (ответы учащихся), проверка (слайд 9).?! Мамай ханом  стать не мог, так как не был потомком Чингисхана. Поэтому Мамай стремился доказать через завоевание Руси, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.Работа с отрывком из документа "Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского" первая четверть XV в. (отрывок) «Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»Вопрос учителя: Что ожидало Русь, если бы Мамай захватил её земли? (слайд 10)3. Сражения предвестники. (слайд 11)?! Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло в 1377 году. Мамай послал войско царевича Араб-шаха (Арапши) на Нижегородскую землю. Не обнаружив противника московско-нижегородская рать расположилась на берегу р. Пьяны и принялось пировать: «напияхуся пьяни на Пьяне».Внезапный удар ордынцев привел к полному разгрому русской рати. 11 августа 1378 г. на реке Воже состаялось второе сражение русского войска и ордынцев. Дмитрий Иванович сам возглавил войско, смело повел он свои полки и разгромил монголо-татар. (слайд 12)4.Куликовская битва.?!Учитель предлагает составить кластер-схему «Союзники московского князя Дмитрия Ивановича» на основе работы с историческим источником. (слайд 13)«Сказание о Мамаевом побоище»(Основная редакция. 80-90-е гг. XV в.)(отрывок)А сам князь великий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами по всем городам: «Чтобы все были готовы идти на мою службу, на войну с безбожными татарами. Соединитесь все на Коломне на Успенский пост».И пришли к нему князья белозерские, готовы они к бою, и хорошо устроено воинство их: князь Федор Семенович, князь Семен Михайлович, князь Андрей Камский, князь Глеб Каргопольский и андомские князья. Пришли и ярославские князья со своими силами: князь Андрей Ярославский, князь Роман Прозоровский, князь Лев Курбский, князь Дмитрий Ростовский и иные многие князья. Тут, братья, стук стучит и как гром гремит в славном граде Москве. Это идет сильная рать великого князя Дмитрия Ивановича, гремят русские сыны своими золочеными доспехами. P.S: В собирании ратей участвовало не менее 36 городов. Формирование такого войска заняло в общей сложности около 30 дней.Примерный кластер учащихся106299026289000277749026289000393954021526500«Союзники московского князя Дмитрия Ивановича»49110902254250065341522542500князья белозерские андомские князья ярославские князьякнязь Федор Семенович князь Андрей Ярославский князь Семен Михайлович князь Роман Прозоровский князь Андрей Камский князь Лев Курбский князь Глеб Каргопольский князь Дмитрий Ростовский?!На доске оформлен кластер «Союзники Мамая»376809017399000290131524066500152971524066500«Союзники Мамая» Генуэзская пехота Литовский князь Ягайло Рязанский князь Олег?! Учитель предлагает сравнить кластер-схемы и сделать вывод о расстановке сил(просмотр видеофрагмента 3)В роли Дмитрия Донского выступает ученик:«Радостно нам, братья сложить головы свои за провославную веру христианску, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в плен, да не будем вечно страдать от поганых… »Рассказ учителя: « Тем временем Мамай двигался с войском в сторону Руси Дмитрий Иванович стремился дать сражение за пределами русской земли (работа с картой). Поэтому русское войско покинуло Коломну 20 августа 1380 г. и быстро двигалось к Дону. На каждой остановке в его состав вливались новые пополнения, подтягивались отставшие.Вопрос: Объясните, почему Дмитрий Иванович стремился дать сражение за пределами русской земли?По пути к Дону русская рать во главе с князем остановилась у Троицкого монастыря, где получила благословение настоятеля монастыря Сергия Радонежского. (слайд 14).В роли Сергея Радонежского выступает ученик:И у толпы притихшей на глазахВстал Дмитрий пред игуменом на колениИ получил его благословенье:- Иди!Да не коснется сердца страх!Ты вернешься скоро!И двух богатырей измерил взором: -Вот иноки – сподвижники тебе.Рассказ учителя: Преподобный Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослабю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, давших клятву не брать в руки оружия.Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово поле (на карте обозначается Куликово поле). (слайд 15)?!Учитель предлагает выполнить задание на основе анализа фактов, рассмотреть фотографию Куликовского поля (слайд 16), сделать предположения, почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно эту территорию? Почему было принято решение переправиться через Дон?Сражение началось с поединка двух богатырей Пересвета (русского монаха- инока) и Челубея (ордынского богатыря) (слайд 17)Учащиеся выступают в роли Пересвета, Челубея, автора, разыгрывают сцену сражения« Ну и воины – тише мыши.Что ж вы, молодцы, все в кусты?Где же, трусы, ваш поединщик?Уж не этот ли «богатырь»?»Но молчанье ему ответом.Развернул коня Пересвет.«Уж не этот ли? Точно - этот.Приготовился на тот свет».Разразился верзила смехом:«Вот-те на – на коне монах.В чёрной тряпке и без доспеха,А туда же – на скакуна.Поглядите-ка на безумца.Для чего он копьё везет?Здесь достойные люди бьются.Пусть идёт и свиней пасёт».Наконец, ему надоело Разговаривать с тишиной.«Шутки - шутками, дело - делом.Хоть с убогими и смешно».Шлемов, копий и стягов лес,Поле, небо, весь мир исчез.Только враг один впереди.Взяли копья наперевес.Раз-бег,В один мигУ-дар,Вскрик.У-пал Челубей,У-пал ПересветИ оба коня.Никто ничего не успел понять.Не шелохнутся. Знать, убиты.Сделан ход, и вернуть нельзя.Так противник в начале битвыРазменял своего ферзя.?! Учитель предлагает разобрать ход сражения при помощи флеш-карты и атласов, лежащих в кейсе урока. (просмотр анимированной флеш-карты) (слайд 18)?! Князь Дмитрий сражался вместе с русскими ратниками в одежде простого воина. Как вы считаете почему? (слайд 19)5.Итоги борьбы с ордынским владычеством (слайд 20-21)?! Подведем итоги сражения, для чего обратимся к поэме XIV — начала XV веков «Задонщина Великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича»«И начал тогда князь великий наступать… Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер ревет в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочеными доспехами осветили. Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя. Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непроторенными дорогами в Лукоморье, скрежеща зубами и раздирая лица свои. Уже поганые оружие свое побросали, а головы свои склонили под мечи русские. И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком. И стал великий князь Дмитрий Иванович со своим братом, с князем Владимиром Андреевичем, и с остальными своими воеводами на костях на поле Куликовом, на речке Непрядве. Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские словно сенные стога у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла.»?! Выделите один, на ваш взгляд самый важный, существенный результат, объясните свою позицию.Рассказ учителя: Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати.( Просмотр видеофрагмента 7)Учитель предлагает оценить значение Куликовской битвы, путем выбора той позиции, которую учащиеся считают самой значимой. (слайд 22)Значение Куликовской битвы1.Москва стала центром объединения русских земель.2.Московские князья получили право на великое княжение.3.Впервые одержана победа над главными силами Орды.4.Русские поняли, что сила – в объединении.5.Битва ускорила распад Орды.Учитель обращает внимание на поставленный в начале урока проблемный вопрос и предлагает на него дать ответ. (Слайд 23)Проблемный вопрос: Почему Куликовскую битву называют "Мамаевым побоище"? Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. Акцентируется внимание на тот факт что 2015 год – год 70-летия Великой Победы, победа русских воинов на Куликовом поле и победа над немецко-фашистскими захватчиками имеет много общего, поэтому учащимся предлагается создать ресурсный круг, в котором передавая георгиевскую летучку ребята отвечают на вопрос, чем подвиг русских воинов XIV века схож с подвигом солдат Великой Отечественной войны? (слайд 24)Рефлексия. •Если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов, то поднимите красный шлем.•Если у вас остались какие-то вопросы, то синий шлем.•Если вам многое осталось непонятным, поднимите серый шлем. P.S: Оценивание ответов учащихся проводится по жетонам (красный, синий, зеленый), которые они получают во время уроков.Презентация, видеофрагменты, флеш-карта, рабочие материалы для учащихся см. Приложение.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X