Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Рогожина Наталья Александровна

Сенсорная интеграция как средство развития координации у дошкольников с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРогожина Н.А., инструктор по физической культуреМБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45» г. АрзамасаВ теории и практике физического воспитания много внимания уделяется развитию таких физических качеств, как ловкость, сила, быстрота, гибкость, выносливость. Однако недостаточно освещен вопрос развития координации движений, который очень важен с точки зрения подготовки детей к школе.Координация – комплексное качество, объединяющее в себе несколько физических качеств, столь же многообразных и сложных, как разнообразны и сложны виды двигательной деятельности человека [2: 43]. При недостаточном их развитии у детей формируются неправильные элементы жизненно необходимых движений – бега, прыжков, лазанья, метания. Способность координировать свои движения во многом определяет правильность выполнения ребенком предложенных ему упражнений, заданий.В своей работе при подготовке детей к соревнованиям, я обнаружила излишнюю суетливость в движениях дошкольников, отсутствие четкости в выполнении движений. А в процессе выполнения задания эстафет очень важна согласованная работа всех частей тела, позволяющая не растрачивать время и энергию на произведение лишних действий, а направленная на оптимальное использование временных и энергетических ресурсов для выполнения конкретного двигательного действия. Для решения данной проблемы я поставила перед собой цель: разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня развития координационных способностей у старших дошкольников. Изучив методическую литературу [3: 26], я выделила 5 наиболее значимых блоков, направленных на развитие двигательной координации:- упражнения, направленные на развитие статического и динамического равновесия: (удерживание равновесия, приставив пятку одной ноги к носку другой; стойка на упорной ноге в позе «цапля», руки расставлены в стороны, вторая нога упирается на колено упорной; ходьба по горизонтальной скамейке с перекладыванием мешочка из одной руки в другую; бег с препятствиями);- упражнения, способствующие развитию точности выполнения движений, целевой точности: (различные виды метаний из разных исходных положений с использованием различного оборудования; повторение за инструктором комбинации движений (из 5-6 поз); попадание мячом в корзину);- упражнения, способствующие развитию скорости реакции: (подбрасывание и ловля мяча с хлопком перед собой; подбрасывание мяча и ловля его после поворота вокруг себя; прыжки через длинную скакалку);- упражнения, направленные на развитие способности к ритмизации движений: (ходьба с подниманием прямой ноги вперед с разведением рук в стороны, сохранением рисунка движения, ритма, амплитуды; повторение за инструктором упражнения, состоящего из произвольной комбинации хлопков и поворотов; прыжки с поворотами и выбрасываниями ноги вперед); - упражнения на развитие согласованности движений и ориентирование в пространстве: (воспроизведение на слух комбинации заданного количества шагов и поворотов; повороты в кругу («веселая юла»), 6 поворотов по команде инструктора; повторение за инструктором упражнения с несимметричными движениями). Эти упражнения были включены в непосредственно образовательную деятельность, рекомендованы воспитателям для выполнения в ходе режимных моментов. В своей работе я использую и традиционные упражнения. В частности, развитию способности к динамическому равновесию способствует ходьба на лыжах. При обучении детей переменному двухшажному ходу я предлагаю движение «самокат», которое основано на отталкивании одной ногой со скольжением на другой. Это упражнение как нельзя лучше способствует развитию динамического равновесия.Еще одним применяемым мной средством развития координации у старших дошкольников являются эстафеты. Особое внимание теперь уделяю развитию динамического равновесия, ловкости. Ведь при выполнении заданий эстафет невозможно развить высокую скорость, не овладев предварительно техникой выполнения того или иного движения, не научившись выполнять движение сначала медленно, но четко, соединяя отдельные элементы движения в одно двигательное, экономное, ненапряженное, пластичное, четкое действие. Эстафеты неизменно применяются в моей работе при проведении спортивных праздников, дней здоровья, в досуговой и кружковой деятельности.Поставив перед собой задачу максимального использования предметно- развивающей среды ДОУ для развития координационных способностей детей, я пересмотрела весь спортивный инвентарь в спортивном зале и в группах. Оснащение спортивного зала и групп спортивным инвентарем на мой взгляд было достаточным, однако хотелось добавить что-нибудь необычное для развития и определения уровня координационных способностей дошкольников.В процессе работы по данной теме меня привлекли исследования В. Зациорского, В. Фарфеля, В. Старосты о влиянии умения совершать вращение вокруг продольной оси своего тела на уровень развития двигательной координации человека [5: 189]. Опираясь на их исследования и статью С.Ю. Бесшапошниковой, опубликованную в журнале «Обруч», я изготовила координациометр [1: 42]. С помощью данного пособия можно не только развивать координационные способности, но и измерить в градусах величину прыжка с максимальным вращением. Координациометр представляет собой окружность с нанесенными делениями (в градусах). В центре окружности отмечено исходное местоположение стоп. Испытуемому дается задание – совершить прыжок на месте с максимальным поворотом вокруг себя. При приземлении после прыжка с поворотом вокруг себя стопы принимают положение, отличное от исходного. Между стопами проводится линия, соединяющая центр окружности с точкой на этой окружности. Градусная мера этой точки и будет являться показателем уровня сформированности двигательной координации. Численные значения данного показателя сведены в таблицу, которая позволяет выявить уровень развития координационных способностей [1: 43]. Моя заинтересованность данной темой была подхвачена и педагогами, и родителями. После занятий физкультурой на лыжах воспитатели закрепляют с детьми полученные навыки во время прогулки. Учитывая, что координация движений тесным образом связана с психо-моторными функциями организма, на что указывает в своих исследованиях Назаров В.П. [4: 32], воспитателям были предложены для использования в свободной деятельности игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Одежда на прищепках», «Продень веревочку», «Рисунок из крупы».Родители – активные участники образовательных отношений. Мои консультации и рекомендации по данной теме (в том числе и на сайте нашего детского сада), способствовали более глубокому пониманию важности развития координации. Многие делились опытом о применении упражнений в домашних условиях. Нельзя не заметить, что проводимая работа оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей, а также на общий уровень развития физической подготовленности старших дошкольников. Что позволяет сделать выводы о целесообразности и необходимости продолжения проводимой работы. Литература1. Бесшапошникова С.Ю. Координациометр: равновесие в мире//Обруч,- 2005.- №5.2. Бесшапошникова С.Ю. К вопросу о развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста// Физкультурное образование детей и учащейся молодежи: Материалы Международной научно-практической конференции.- Шуя, - 2004.3. Лях В.И. Развивайте координационные способности у дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1991. - №7.4. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. – М.: ФиС, 1969.5. Фарфель В.С. Труды 5-й научн. конф. По возр. морфологии, физиологии, биохимии. – М.: 1962.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X