Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Метелева Лариса Николаевна

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

скачать документ

Вернуться назад

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии «Что такое Логоритмика?» Логоритмика (логоритмическая гимнастика) – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука), направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Основные задачи логоритмики:• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой;• совершенствование общей и мелкой моторики;• развитие слухового внимания и зрительной памяти, расширение лексического запаса;• развитие мелодико-интонационных навыков, творческой фантазии и воображения. Обратимся к истории возникновения методики музыкально-ритмического воспитания. Она стала известна в начале ХХ века во многих странах Европы, её создателем был швейцарский педагог, музыкант Эмиль Жак – Далькроз. Эта система получила во многих странах широкое признание. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная роль ритмики: они развивали у детей не только внимание, сосредоточенность, но и укрепляли волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывали слаженность действий всего коллектива, также, влияли на общий тонус детей, снижая утомляемость. На первое местоЭмиль Жак – Далькрозставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, меньше утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше.В 30-е годы XX века профессором психотерапии В.А. Гиляровским и логопедом Н.А. Власовой была создана логопедическая ритмика для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. На основе идей Далькроза в 50-60г. г. разрабатываются программы и методики музыкально-ритмического воспитания дошкольников: Н. А. Ветлугина (58г.), А. В. Кенеман (60г.), а в дальнейшем А. Н. Зимина, М. А. Румер, Н. А. Метлов и др. разрабатывают программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Все эти материалы включены в раздел музыкально-ритмического воспитания детей.В настоящее время существует много ритмопластических направлений, но наиболее широкое распространение получила программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, целью которой является психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (музыкального) инструмента. С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Поговорим о том, как развить музыкальные способности детей с помощью логоритмических игр. Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основной для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. А также, оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира и общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.Большинство детей последнего поколения, к сожалению, часто являются детьми с особенностями в развитии: недоразвитие речи, гиперактивность, некоторая расторможенность и т. д. Нарушение речи преодолевается различными педагогическими методами, некоторыми видами арт-терапии, например музыка и движение, получившая своё название – ритмика.Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечнососудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.Включение логоритмических игр и упражнений в музыкальную деятельность дошкольников, помогает легче усваивать программное содержание их творческой деятельности, детям, имеющим речевые нарушения. У всех детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению и укреплению физического и эмоционального здоровья детей.Логопедическая ритмика включает в себя:• пальчиковую гимнастику и стихи, сопровождаемые движением рук (развитие мелкой моторики);• плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;• ходьбу в разных направлениях;• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;• пение и ритмические упражнения, инсценировки;• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;• речевые упражнения без музыкального сопровождения;• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа.В своей работе я использую разные упражнения в зависимости от поставленной задачи и учета возрастных особенностей детей, разных авторов: таких как Е. Н. Железнова, В. Емельянова, программа «Ладушки» Каплунова И., Новоскольцева Н., которая составлена для всех возрастных групп детского сада; методические пособия М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп). Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность, что способствует достижению лучшей результативности в обучении и воспитании дошкольников.Занимаясь с детьми отметила, что наиболее уместно включать логоритмические игры перед распевкой или пением песен, а также перед работой над танцами или хороводами. Перед работой над песней очень хорошо использовать пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие дыхания, артикуляционные упражнения. После того как дети подвигаются, прослушают музыку, пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие дыхания помогают детям расслабится, отдохнуть, работаем над артикуляцией, одновременно укрепляя мышцы пальцев, ладоний. Использую забавные прибаутки, чистоговорки, тем самым развивается детская память, внимание, способствуя лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению. Дети выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой, они становятся более уверенными в себе, раскрепощенными, открытыми, активными, организованными. С желанием поют песни, переживая их эмоционально, ритмично двигаются, танцуют, с радостью участвуют в праздниках и концертах. В результате использования логоритмических упражнений, прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению эмоционального здоровья детей.Развитие музыкальных способностей через логоритмические игры решают комплексные задачи:• Чувство ритма и темпа;• Развитие музыкального, тембрового и ладового слуха;• Развитие слухового внимания и памяти;• Формирования начального навыка музицирования (активное взаимодействие с музыкальным материалом).Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.Существует много игр для развития дыхания. Вот те, которые я использую в своей работе.1. Дуть на бабочку («Согрей бабочку», ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд («трубочкой»).2. Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ, не только духовые, в которые следует дуть, это дудочки, свиристелки, губные гармошки и т. д., но подходят инструменты ударные, т. е. ритмического ряда.3. Нравится малышам пускать мыльные пузыри.4. Надувать воздушные шарики, «лопать» шары и хлопать.5. Поднять руки вверх – сделать вдох, опуская руки - на выдохе произносить звук «ш-ш-ш-ш-ш». («Дырявый мячик» или «Чайник»). Постепенно можно усложнять задания. На выдохе пропевать гласные звуки (а, о, у, и, а также междометия «Ах! Ох! Ух!», например «Рубить дрова». (Соединили руки над головой в замок, и наклоны с возгласом «Ууух!» и др.)Каждый ребёнок талантлив от природы, только нужно стремиться помочь раскрыть его способности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, прикладывает усилие. Развивая музыкальные способности детей, я основываюсь на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова вместе с развитием музыкальных способностей у детей даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что может проявить себя, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.Мой лозунг в работе с детьми: «Чаще хвалить ребенка, чем осуждать, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех». В заключении… Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений Список рекомендуемой литературы:1. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 20072. Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.: Мозаика-Синтез, 20063. Воронова А. Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М.: ТЦ Сфера, 20064. Радынова О. П «Музыкальное воспитание детей»5. Алябьева Е. А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»6. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»7. АлябьеваЕ. А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X