Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Голова Наталья Алексеевна

КАРТОТЕКА «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»

скачать документ

Вернуться назад

КАРТОТЕКА «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»Подготовила: Голова Наталья АлексеевнаМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад компенсирующего вида № 17» (МБДОУ № 17)г. МиассвоспитательНастольная игра «Маленький покупатель»Цель: дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже; сформировать умение ориентироваться в цене товаров, осуществлять покупки; развивать умение «видеть» товар: материал, цену; развивать самостоятельность в выборе решения.Возраст: 6-7 лет.Участники: дети, взрослый – ведущий. Взрослый объясняет правила игры.Количество участников: от 3 до 5 детей.Оборудование: игровое поле 54/37 с изображенными отделами: «игрушки», «кондитерский», «фруктовый», «сладости», «школьно – письменные товары»; кубик, жетоны, «деньги».Правила игры: У каждого участника на руках по 20 карточек – «деньги» разного номинала. На игровом поле выделены 5 зон – отделов магазина: «игрушки», «кондитерский», «фруктовый», «сладости», «школьно – письменные товары». Взрослый поначалу берет ведущую роль, потом может эту роль выполнять ребенок. Участникам предлагается по очереди бросить кубик, количество точек на кубике определяет номер отдела, в котором ребенок совершит покупку. Если на кубике выпадает число 6, то участник пропускает ход. Затем участник выбирает товар, называет его, описывает его качества (сделано из молока – мороженое), расплачивается «деньгами» и получает жетон. Ведущий прикрывает купюрами купленный товар на игровом поле – его уже нельзя купить другому участнику. Победителем считается тот участник, который набрал большее количество жетонов.Методика проведения: Взрослый: «Добро пожаловать в наш магазин. Посмотрите внимательно на прилавки – и чего только здесь нет. У нас вы можете сделать множество покупок. Кто больше купит товара, тот и победит в игре. Однако не все так просто! Товары продаются в разных отделах и у каждого своя цена. Сначала кидаешь кубик и определяешь, в каком отделе ты будешь покупать товар. Затем выбираешь товар в этом отделе. Называешь материал, из чего сделан товар. Расплачиваешься – отсчитываешь деньги. Участник получает жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов – куплено больше товара. Указания: Внимательно пересчитывайте «деньги» и сравнивайте цену товара и количество денег на руках.Игра «Груша-яблоко».Цель: научить считать деньги и ресурсы.Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.Ход игры:Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.Игра «Размен»Цель: научить считать деньги.Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.Количество участников: 1-5.Ход игры:Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.Игра «Кто кем работает?»Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.Материал: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.Ход игры:Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).Игра «Кто как работает?»Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.Материал: Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.Ход игры:Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры:Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.Игра Услуги и товарыЦель: Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.Материал: Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.Ход игры:Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: -Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу. -Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги. По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры. «Мини-банк»Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».Ход игры:Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.«Совместные покупки»Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.Ход игры:Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.«Самостоятельная покупка»Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.Ход игры:Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения, по какой цене.Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.Похвалите ребенка за покупку!«Таблица расходов»Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.Ход игры:Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.«Магазин игрушек»Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.Ход игры:Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.«Что быстрее купят?»Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).Ход игры:Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.«Какие бывают расходы»Цель: Показать детям, что расходы бывают обязательные(основные) и необязательные (не основные)Материал: Модель «Расходы», карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги, карточки белого и красного цвета.Ход игры:Вариант № 1 Ведущий показывает картинку с изображением какого-либо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимостиВариант № 2 Детям раздаются предметные картинки, карточки раздаются двум детям. По сигналу воспитателя дети становятся вокруг ребенка необходимого, по их мнению, цветаИгра «Маленькие покупки»Цель: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.Материал: Картинки с изображением различных предметов(товаров), ценники, деньгиХод игры: Дети выбирают товар, соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего:- Покупка только одного предмета(товара).- Покупает сразу несколько товаров (спрос не превышает предложение).- Покупатель сравнивает товары по стоимости (дороже, дешевле, одинаковые по цене)Игра «Интересные покупки»Цель:открыть детям покупательную силу денежных знаков. Материал: Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства.Ход игры: Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением:- купить вещь (предмет), которая стоит…рублей; - назвать, что можно купить за …рублей; - самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег.Игра: «Какие бывают расходы»Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату, и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.Ход игры:Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют дополнительные и основные доходы.Список использованной литературыФинансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/ авт.- сост. Г. П. Поварницина, Ю.А.Киселева, - Волгоград: Учитель. - 2018 г.Воспитателям. ру (электронный ресурс): сайт для воспитателей детскихсадов.- Режим доступа: воспитателям. руГалкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста:учебное методическое пособие. Челябинск: Из-во«Челяб.гос.пед.университета., 2015 г.Райзберг Б.Г. Экономика для детей: учебное пособие в играх.- М.: 1999 г.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2009 г.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях: методическое пособие. М.: ТЦСфера, 2009 г.Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность. – М.: Вакоша,2019 г.Ульева Е. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов – на – Дону. ООО «Феникс»,2018 г

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X