Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ушакова Елена Борисовна

Выявление и развитие творческой одарённости в условиях театрального коллектива

скачать документ

Вернуться назад

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА.   « Не одаренных детей не бывает,                       все воспитанники – одаренные!Но в условиях неправильного воспитанияодаренность может вообще не открыться или утратиться»Н.А.Крылова Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. На одаренных детей общество в первую очередь возлагает надежду в плане решения актуальных проблем современной цивилизации. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка. Креативность является одним из важнейших образований, характерных для художественно одаренных детей.Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:o       особая чувствительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;o       ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний;o       чувствительность к отсутствующим элементам, к любого рода дисгармонии, несоответствию;o       опознание возникающих проблем; поиск нестандартных решений;o       догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез;o       проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов. Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. К этой же группе относятся дети, достигшие успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыканты, поэты, художники, шахматисты и т. п. Критерии художественно-эстетической одаренности обозначены, во-первых, с точки зрения особенностей поведения ребенка, во-вторых, с учетом проявления ребенка в особо интересных для него направлениях:o       ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т. п.;o       имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен), особенно в продуктивной деятельности;o       изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;o       часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;o       способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);o       способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен;o       склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам в системе дополнительного образования. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы образования, раскрытие внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства. Это позволяет обратиться к театральной деятельности , как к мощному синтетическому средству развития творческих способностей детей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, риторики, актерского мастерства; сосредотачивает в единое целое средства выразительности отдельных искусств, тем самым создает условие для воспитания целостной одаренной личности.   Основной целью работы в театральной студии является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития ребенка. Воспитание творческой индивидуальности, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Одним из направлений работы в театральном коллективе является создание условий для выявления и оптимального развития одаренных детей, включая обучающихся, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. О наличии артистических способностей у ребенка можно говорить, если:o       ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и воображаемые образы;o       мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомимика — активны и образны; o       ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях. Для реализации данного направления работы необходим комплексный подход к проблеме, проявляющийся в единстве и взаимосвязи всех организационно-педагогических мероприятий, направленных на выявление (на основе специально организованных различных видов деятельности) одаренных детей, их психолого-педагогическую и социальную поддержку, обеспечение индивидуальной траектории развития и самореализации талантливых детей. Основными целями работы с одаренными детьми являются: выявление одаренных детей; создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Принципы работы с одаренными детьми выстраиваются из 4-х основных позиций: принцип индивидуализации обучения - индивидуальные образовательные маршруты с учетом личностных особенностей ребенка (подбор репертуара , индивидуальные занятия); принцип свободы выбора воспитанниками форм выполнения творческих заданий, в том числе и помощи; принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей (возможность попробовать себя в качестве актера, танцора, певца, художника и т.п.); принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога (работа в группах, импровизационный метод). Использование в работе личностно-ориентированного, деятельностного и полисубъектного (диалогического) подходов способствует развитию одаренности воспитанников. Личностный подход предполагает готовность педагога относиться к каждому ребенку как к уникальному явлению и воспринимать его как заведомо интересного человека, признавать за ним право на непохожесть на других. Деятельностный подход предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. На основе деятельностного подхода создана насыщенная, эмоционально богатая, образовательная среда, где одаренность ребенка имеет возможность проявиться через мотивацию к деятельности с последующим достижением значительных для него результатов. Одаренность ребенка оценивается по результатам – успеху в какой-либо деятельности. Такой подход дополняет предварительную диагностику одаренности как метода, не дающего полной гарантии в том, что ни один из одаренных детей не «пропущен», что одаренность выявлена на ранней стадии своего проявления, что ребенок в момент диагностики проявляет (или не проявляет) свою одаренность. Полисубъектный подход предполагает личностно-равноправные позиции педагога и ребенка (позиции сотрудничающих людей), когда педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует ребенка к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.Направления работы • Психолого-педагогическая диагностика .• Индивидуальное и групповое консультирование для родителей и учащихся.• Привлечение детей к участию в организации и оформлении мероприятий внутри коллектива и мероприятиях Центра .• Реализация своих потенциальных возможностей через кружок.• Подготовка учащихся к городским, региональным и областным конкурсам и смотрам.• Тренинговые занятия, направленные на развитие творческих способностей. В работе с детьми необходим подбор форм, методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Для одаренных детей вводятся индивидуальные занятия, на занятиях создается развивающая среда, стимулирующая любознательность и творчество ребенка и обеспечивающая возможность ее удовлетворения. Развитие творческого потенциала личности обучающихся осуществляется через систему творческих заданий, практико-ориентированной деятельности. Целенаправленная работа с одаренными детьми ведется через курс специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей:1.Выявление содержания произведений, разбор пьесы по отдельным эпизодам, характеристика отдельных персонажей;2.индивидуальная работа с детьми;3.работа по накоплению исполнительских навыков и умений. Дети находят новые комбинации, видоизменяют, улучшают;4.коллективная работа над выпуском готового спектакля. Работы с воспитанниками предусматривает использование следующих методов:1.Метод убеждения ( разъяснение темы, организация целенаправленного внимания).2.Метод приучения ( упражнения в практической деятельности, выработка навыков).3.Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим действиям.4.Метод побуждения к сопереживанию. Воспитанники творческого объединения принимают активноеучастие в конкурсных мероприятиях областного, районного, городского уровней, имеют достаточно высокий уровень личностных и коллективных достижений. Конкурсы детского творчества позволяют также выявлять талантливых детей, раскрывать их творческий потенциал,создавать дополнительные условия для накопления детьми опыта самопрезентации своих достижений, обретения уверенности в себе и своих возможностях.Психолого-педагогический инструментарий диагностики Выявить наличие творческих способностей и определить степень одаренности детей помогают диагностические методики, анализ педагогической деятельности и результатов достижений обучающихся. Для этого подобраны следующие методы психолого-педагогической диагностики и коррекции.Раздел диагностикиНаименование методикиОбщее1) Анкета для учащихся «Мои интересы»Социальные контакты и статус в коллективеМетодика «Нравственно-ориентационное единство группы», «ТУСОВКА».Креативность«Показатели уровня сформированности навыков творческой деятельности обучающихся по программе «Формирование творческих способностей детей в условиях театральной студии».Критерии одаренности детей в театральной деятельности:- свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед зрителями;- с увлечением импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;- различают настроение, эмоциональное состояние персонажей;- быстро и прочно запоминают текст;- имеют обширный словарный запас;- умеют самостоятельно сыграть свою роль. В заключение необходимо отметить, что создание благоприятного морально-психологический климата в коллективе, тесное сотрудничество с педагога с детьми, совершенствование профессионального мастерства педагога, использование различных методик и технологий, признание природных особенностей ребенка, свобода выбора, поддержка и развитие детских творческих инициатив –все это способствует развитию личности ребенка вообще и одаренности личности в театральной деятельности в частности. Ушакова Елена Борисовна педагог дополнительного образования МАУ НГО «Центр творчества»

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X