Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Дюсупова Евгения Алексеевна

Детская нервность

скачать документ

Вернуться назад

22871-72199500Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 54 «Веснушки»(МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки»)15261991143000Статья «Детская нервность» Составитель: Дюсупова Евгения Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54»Междуреченск 2023ВведениеТермин «детская нервность» очень широк. Под ним порой подразумевают и обыкновенную педагогическую запущенность, и не патологические, хотя и резко выраженные особенности характера, и различные нервно-психические заболевания. У детей раннего и дошкольного возраста психическая деятельность находится в стадии активного становления. Если нет оптимальных условий для формирования психики ребенка, начиная с самого раннего детства, могут возникнуть функциональные нарушения высшей нервной деятельности, отражающиеся в первую очередь в многообразных формах неадекватного поведения. Постановка диагноза - прерогатива врача, однако он нередко ставит его слишком поздно, когда уже требуется весьма продолжительное лечение. А между тем нервно ослабленным детям, не имеющим грубых нарушений, и тем более детям с неврозами - функциональными нервно-психическими расстройствами - можно весьма эффективно помочь на самом раннем этапе, используя психологические, а не медицинские меры воздействия.Нервность в детском возрасте - это проблема, интересующая воспитателей дошкольных учреждений, родителей.2. Причины детской нервностиДетская нервность - явление настолько же распространенное, насколько сложное и многообразное по своим причинам и проявлениям. Она накладывает тень на жизнь ребенка, являясь источником непрекращающихся трудностей в общении, проблем в поведении и обучении [1, с. 39]. Детская нервность - подразумевает и болезненные состояния, и более или менее выраженные непатологические сдвиги в характере, и просто отклонения в поведении некоторых детей.Причины деткой нервности многообразны: - грубые ошибки в воспитании, - постоянные нарушения правил гигиены и ухода за детьми, - ограничение детей в их естественной активности, - различные заболевания, ослабляющие нервную систему (инфекционные болезни, травмы черепа, случайные отравления, непосильные нагрузки на детскую психику, неорганизованность ребенка и т.д.) [3, с. 25]. В дошкольном возрасте особенно часто к нервному срыву приводит сильный неожиданный испуг и постоянные конфликты в семье.Родители и воспитатели часто создают для детей перегрузки, предъявляют к ним завышенные требования, заставляя их многим заниматься помимо дел, которые нужно выполнять в детском саду. Тут и уроки музыки, и занятия в художественной студии, и фигурное катание, и плавание и т.д.Действие чрезмерных раздражителей по мере взросления все больше влияет на поведение ребенка. При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, чувствительным, часто плачет, дрожит, а при возбудимом типе - непослушным, вспыльчивым, излишне подвижным. Таких детей называют нервными [6].Нервность может развиться вследствие трудностей адаптации малыша, впервые перешагнувшего порог детского сада. Ему порой нелегко бывает приспособиться к новому режиму, он болезненно переживает мнимую или действительную несправедливость, неадекватность воспитателя, ссоры с детьми.Предрасположение к нервности бывает врожденным. Причины такой нервности в том, что или мать тяжело болела во время беременности, или сильно нервничала (испытала шок), так же, возможно, не следила за питанием (плохо ела), пила или курила. В таких случаях ребенок с первых дней жизни проявляет беспокойство. При изменении погоды, в душном помещении, во время ссоры, при волнении такой малыш обычно может жаловаться на головную боль, на боли в сердце и боли в животе. И он действительно испытывает эти боли. Вообще малыш с врожденной детской нервностью болеет чаще, чем его ровесники. У него пониженная реакция организма на изменения в окружающей среде, нарушенный обмен веществ, снижен иммунитет [7, с. 15].Бывает и приобретенная нервность. Причинами могут послужить травмы при рождении, заболевания, нерегулярный режим сна и питания, так же причиной являются ссоры родителей, их развод (ребенок может думать, что дело в нем), рукоприкладство, тычки от окружающих ребенка людей, психологическое насилие, в том числе близких. Проявляется прежде всего в процессе адаптации к условиям дошкольного учреждения.Существует дидактогенный невроз, основной причиной которого является нарушение значимых для ребёнка отношений педагог - ребенок, где патогенным фактором могут быть неправильное поведение и слова педагога в адрес ребенка.Таким образом, можно сделать вывод, что причин детской нервности много, начиная от заболевания и грубого воспитания, заканчивая сильным, внезапным испугом и постоянными ссорами в семье. Это все ослабляет детскую нервную систему и приводит довольно часто к нервному срыву.3. Проявление детской нервностиПервым ученым, предпринявшим попытку анализа развития психики, является Гераклит. Он сравнивал развитие психики с временами года, а душу – с огнем. Гераклит указывал, что душа ребенка сырая, постепенно она высыхает, становится огненной, зрелой, способной к ясному мышлению. Так, Гераклит раскрывал представление о развитии души и связывал его с развитием интеллекта [3, с. 37].Первым в России указал на игру как фактор физического и психического развития детей П.Ф. Каптерев. Он подчеркивал роль воспитания в семье и его значение в психическом развитии ребенка. Исследовал психику детей П.Я. Гальперин. Исследования П.Я. Гальперина были продолжены В.В. Давыдовым, Н.Ф. Талызиной, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. [9]Проявления нервности крайне разнообразны, поэтому мы, используя исследования ученых, систематизируем их на основные виды.1. Нервность, вызванная действием на мозг ранних патогенных факторов, в том числе во время беременности, непосредственно во время родов и в первые 2 года жизни ребенка, называется остаточной церебральной (мозговой) органической недостаточностью. 2. Нарушения, возникающие при органическом поражении мозга, наиболее часто проявляются психопатоподобным поведением, т.е. внешне напоминающим психопатию, но не являющимся таковым в действительности. Это повышенная возбудимость, гнев и ярость по любому поводу или без него, бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживания случившегося. В плане общения - это неуживчивость со сверстниками, конфликтность и агрессивность. 3. Невротические реакции у детей могут проявляться в виде частого моргания, постоянные покашливания, подергивания головой, плечами, рукой [9].4. Впечатлительные и несколько робкие дети иногда страдают особой формой невротической реакции - навязчивыми страхами. К этому может привести случайно увиденный фильм, книга не по возрасту, события окружающей жизни, необдуманное запугивание взрослыми и многое другое.5. Органические нарушения мозга могут проявляются повышенной утомляемостью, истощаемостью, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что обычно обозначается как цереброастенический синдром.6. К частым проявлениям нервности в детском возрасте относится невропатия - врожденная нервность, или нервная ослабленность. После рождения такой ребенок часто вздрагивает от шума и беспокойно спит. К году проявления невропатии становятся отчетливо выраженными и такими остаются в течение нескольких ближайших лет. Проявления невропатии – это повышенная склонность к беспокойству на фоне неустойчивости, легкая утомляемость, общая нервная невыносливость, плохая переносимость шума, нарушения сна, соматическая ослабленность, нарушенный обмен веществ. У таких детей наблюдается пониженный вес, бледность или повышенный вес и вялость. Менее выражена при невропатии возбудимость и особенно агрессивность [10].7. К распространенному виду нервности относятся и неврозы. Они проявляются так: одни дети излишне возбудимы, быстро злятся, раздражаются, бывают капризны и требовательны, суетливы, иногда много разговаривают, жестикулируют. Другие же вялые, замкнутые, плохо спят ночью и сонливы днем. Эти дети застенчивы и нерешительны, робки и пугливы, держатся в стороне, вдали от шумной компании сверстников, отличаются повышенной впечатлительностью.Таким образом, детская нервность очень многолика и требует к себе должного внимания.4. Профилактика нервности и неврозовМеры профилактики неврозов у детей сводятся к устранению причин, его вызывающих. При этом следует:1. создать спокойную атмосферу в семье, спокойное общение в его присутствии с другими людьми;2. следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся, соблюдал режим питания и сна, с обязательным чередованием умственного и физического труда, а также активного отдыха; 3. следить за тем, чем занят ребенок, в какие игры, игрушки играет, какие книги листает, читает, какие мультфильмы и программы смотрит, какую информацию из всего этого он получает;4. и очень главный момент: перестать искать виноватых в окружающем мире. Факт: все проблемы ребенка, включая «детский невроз», кроются, как правило, внутри семейных отношений и ситуаций [11].Огромную роль в предупреждении детской нервности играет весь микроклимат семьи. В тех семьях, где умеют мужественно и спокойно переносить трудности и невзгоды, где царит ровное настроение, а все члены семьи относятся друг к другу с неизменным уважением, дети развиваются и физически и психически гораздо лучше. Родителям следует помнить, что их отношение к детям должно быть всегда выдержанным и твердым. Очень опасно в процессе общения с ребенком срываться на крик. Ему следует спокойно объяснить, чем продиктованы те или иные требования к нему, чем вызван тот или иной запрет.Чрезмерная ласка, как и излишняя строгость по отношению к детям, может привести к выработке тех черт характера, которые впоследствии будут способствовать развитию невроза. Важно в малыше выработать спокойствие, выдержку, умение контролировать свои поступки и желания.Профилактике нервности и неврозов способствует соблюдение четкого распорядка дня. Четкий распорядок дня помогает ребенку экономить нервную энергию и играет большую роль в сохранении здоровья [9]. Строгий режим вырабатывает внутренний физиологический ритм. Ребенок, привыкнув обедать в одно и то же время, будет есть с большим аппетитом, а привыкнув в один и тот же час отходить ко сну, будет очень быстро засыпать. Следует постоянно помнить о пользе определенного режима, о правильном полноценном питании, о привитии ему с раннего возраста элементарных гигиенических навыков. Помощь педагога детям с неврозами заключается в следующем:- развитие навыков общения;- его признание в детском коллективе; - постоянно замечать успехи ребенка, хвалить его; - поддерживать в трудную минуту, защищать от тех, кто дразнит и способен на агрессию; - формировании механизмов психической саморегуляции;- развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, учить способности осознавать и выражать словами собственные действия, мысли, чувства, формировать коммуникативные навыки, помогать успешному интегрированию в общество сверстников. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым. В работе с родителями следует: - формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка; - осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности; - обучать эффективным способам общения с сыном или дочерью [2]. В практике психологической работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми следует применить следующее: - проверить соответствие жалоб родителей/педагогов истинному положению вещей (т.е. необходимо исключить субъективизм у взрослых в оценке поведения ребенка); - анализируя жалобы и претензии к ребенку и взаимоотношения его с тем, кто обращается к психологу, поскольку не исключено, что негативные проявления носят избирательный характер; - изучить личность ребенка с помощью диагностических методов;- беседы с родителями, педагогами воспитанников [2]. Проанализировать ближайшее окружение дошкольника, в первую очередь семьи. Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую. Психологическая диагностика проводится с целью: - определения актуального уровня развития детей, его соответствия возрасту, выявления личностных особенностей ребенка. Основные направления психологической диагностики: - внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность); - контактность; проявление инициативы; усидчивость (или расторможенность) интерес к обследованию; - работоспособность и темп. Познавательная сфера. Мышление: наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление). - логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках). Память: кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Восприятие: формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности. Эмоционально-личностная сфера. Эмоциональный комфорт в детском саду. Симптомы психосоматики. Повышенная тревожность. Проявления агрессивности. Страхи. Коммуникативная сфера. Статус в группе. Коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми [9]. В работе с детьми в процессе занятий и вне их целесообразно использовать следующие музыкальные произведения, как «Сладкие грезы» П.И. Чайковского, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, «Фантазия – экспромт» Ф. Шопена, «Аве – Мария» Ф. Шуберта, «Лунная соната» Л. Бетховена и др. При переутомлении и нервном истощении рекомендуются такие произведения, как «Утро» Э. Грига, «Полонез» М.К. Огинского. При угнетенном, меланхолическом настроении можно использовать такие произведения как «К радости» Л. Бетховена, «Аве – Мария» Ф. Шуберта. При выраженной раздражительности, гневливости – «Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.При снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.В работе с детьми очень хороша музыка В.А. Моцарта из серии «Музыка для детей» [11].Таким образом, важными факторами профилактики невроза являются: - здоровый психологический климат в семье и в детском саду; - благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях. - правильно организованный гигиенический режим, который воспитывает волю, умение контролировать свои действия, усиливает жизненный тонус, повышает работоспособность. Основные элементы гигиенического режима - это; - гигиена сна, короткая утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки. Ребенку с хрупкой нервной системой активный отдых не только приносит разнообразные впечатления и успокаивает, но и закаляет физически. Воспитательная работа должна включать индивидуальный подход к детям и щадящий режим. Всячески поощрять у ребенка проявления самостоятельности, он охотнее выполняет требования в виде просьбы, а не приказа. Недопустимо срывать свое настроение на детях, проявлять недовольство на их просьбы, а надо активно играть с ними, читать сказки. Чтобы воспитать здорового, спокойного ребенка, очень важно отучать его плакать. Плач - простая вредная привычка, ослабляющая нервную систему и весь организм в целом. Дети, которые часто плачут, становятся нервными, плохо развиваются, у них нарушается сон и аппетит. Для предупреждения плача и капризов важно воспитывать ребенка так, чтобы он не получал от плача ни прямых, ни косвенных выгод. Ласкать ребенка нужно не тогда, когда он плачет, а когда он ведет себя хорошо.Итак, волшебный ключ от психического здоровья ребенка находится в руках его родителей. И всем взрослым, не только родителям, никогда не нужно забывать об этом!Мероприятия, проводимые в группе с целью предупреждения детской нервностиВ детском саду педагогами обязательно проводятся различные мероприятия для предупреждения детской нервности. Они состоят в следующем:1. Группа обязательно готовится воспитателями к приему новых детей. Администрация заранее предупреждает воспитателя, когда придет новенький. Воспитатель выясняет: нет ли у ребенка аллергических реакций на что-либо, его привычное питание, определяет место для сна в тихий час. Вновь поступающие дети окружаются особым вниманием, лаской и заботой.2. Если группу поступает ребенок с заиканием, то воспитатели разъясняют здоровым детям, что дефект речи у их сверстника исправится, если они к нему будут хорошо относиться, помогать в исправлении дефекта. Разговаривают с таким ребенком спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги; в случае затруднения приходят на помощь, не говорят при нем о его недостатке. Кроме того, с такими детьми работает логопед.3. Проводится консультация для родителей «Профилактика детских неврозов в семье».4. Знакомясь с семьей ребенка педагоги и медицинский персонал интересуется домашними условиями жизни детей в целях устранения дефектов домашнего режима и психической травматизации ребенка [12].Дети, проявляющие признаки повышенной нервной утомляемости направляются на профилактическое лечение. 5. В приемной в родительском уголке выставляется папка-передвижка с рекомендациями для родителей по профилактике неврозов у детей.6. Для застенчивых детей разрабатываются различные игры для облегчения контактов со сверстниками.7. Воспитатели проводят индивидуальные беседы с детьми с целью установления, имеющихся страхов, их выраженности и преодолении посредством изобразительного творчества и игр и пр.8. Проведение игр-драматизаций для преодоления страхов у детей и коррекции отклонений в поведении и характере.Исследовательская работа в группе по выявлению нарушений нервной системы детей и проявлению детской нервностиС целью выявления тревожного ребенка родителям предлагается опросник (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. (1992 г.)), в котором содержатся вопросы о психическом состоянии ребенка, освещаются признаки тревожности.Уважаемые родители, с целью профилактики детской нервности просим вас ответить на следующие вопросы:1. Может ли ваш ребенок долго работать, не уставая. 2. Трудно ли ему сосредоточиться на чем-то. 3. Не вызывает ли у него любое задание излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями.Количество «плюсов» суммируется, чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность - 15-20 баллов.  Средняя - 7-14 баллов.  Низкая - 1-6 баллов.Наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с в процессе занятий, пропуски без уважительных причин детского сада и т. д.); появления у ребенка депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.); кризисной ситуации в семье; ухудшение социальных условий - представляют угрозу психологическому благополучию ребенка.В целях предупреждения детского негативизма взрослые не должны препятствовать проявлению их самостоятельности. Постоянные одергивания и запреты, нередко не обоснованные, лишь способствуют развитию детской нервности. Вместе с тем слово «нельзя» должно быть действительно запретом. Вместо постоянного «нельзя» лучше, где возможно, отвлекать внимание ребенка, а запреты должны быть убедительными, понятными ребенку и вместе с тем окончательными.Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком всегда в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева.Методы, направленные на профилактику психических и нервных заболеваний – это физический труд, физкультура, рисование, пение.Прав Л.А. Кассиль, говоря: «Пусть ребенок с малых лет приучается соразмерять свое «хочу» с ограничительным «нельзя» и требовательным «надо». Родители должны воспитывать дисциплинированность в первую очередь организацией четкого режима дня ребенка. Это будет побуждать ребенка заниматься той или иной деятельностью в строго определенное время и приучать его к твердому распорядку во всех действиях.В направлении такой формы работы в группе проводим тренинг детско-родительских отношений, например, «Страна по имени Детство», рассчитанный на родителей детей дошкольного возраста. Тренинг, в большей степени, призван решать профилактические задачи. Общеизвестно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Это утверждение в полной мере относится и к эмоционально-личностным проблемам детей.Основной целью тренинга родитель-ребенок - это улучшение детско-родительских отношений посредством развития коммуникативных особенностей общения формирования родитель-ребенок и формирования навыков эффективного взаимодействия.Содержание тренинга акцентирует внимание родителей на тех моментах психологического развития ребенка, где влияние родителей может быть очень ощутимым. Основой данных занятий стали работы В.И. Гарбузова и А.И. Захарова. В них авторы выделили наиболее частые причины нарушений эмоционального благополучия детей (незнание основных закономерностей развития ребенка дошкольного возраста, неприятие и подавление темперамента, неправильный тип воспитания, несвоевременное интеллектуальное развитие). Эти факторы риска и определили тематику и содержание занятий:«Мой стиль родительства»Различные взгляды на воспитание: «жесткие», «жестокие» и «мудрые» методы воспитания. «Играем и развиваемся вместе»Законы развития детей дошкольного возраста – это игры. Знакомство с развивающими играми Никитиных, Монтессори, Воскобовича и т.д.Специфика работы в родительских группах заключается в том, что их участники – это люди, предпочитающие вербальное действие, дискуссию, лекцию, беседу другим, гораздо более активным – игровым формам. Цели дискуссии состоят в выработке оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла. Варианты дискуссий: «Новорожденный ребенок – «чистый» лист или личность?», «В какой семье ребенок чувствует себя счастливым?», «Надо ли наказывать ребенка?».Задания и ролевые игры тренинга являются моделями жизненных ситуаций. У каждого участника тренинга есть возможность провести общение наиболее эффективным и приемлемым для него лично образом. Положительным в данных игровых ситуациях является следующее:- совершая ошибки, родители не чувствуют той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;- из нескольких решений ситуаций всегда можно выбрать оптимальный ответ (даже если он не был придуман самим участником) для переноса его в реальную жизнь:- возможность творчества (есть время подумать, «переиграть»).На занятиях участникам предлагается разыграть по ролям несколько семейных ситуаций. В игре «Портреты» (автор И. Шевцова) психолог предлагает кому-либо из родителей сыграть роль ребенка, а сам исполняет роль матери. Разыгрывается ситуация «Клуша» (тревожно-мнительный тип воспитания), «Слуга» (эгоцентрический тип), «Учительница» (гиперсоциальный). После проигрывания характерных типов поведения «матери», «ребенка» просят рассказать, что он чувствовал, и что ему хотелось сделать.Очень важно в процессе тренинговой работы уделять внимание обсуждению игр или выполненных упражнений. Такие вопросы, как «Что вы думаете по поводу этого упражнения?», «Что оказалось сложным?», «Что вы чувствуете?», «Как вы можете это использовать в жизни?», позволяют осмыслить происходящее, связать полученный опыт с реальным миром.В результате тренинговых занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей, учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя комфортно и безопасно.Задания и ролевые игры тренинга являются моделями жизненных ситуаций. У каждого участника тренинга есть возможность провести общение наиболее эффективным и приемлемым для него лично образом. Часто психолог встречается с тем, что родителей не устраивает характер ребенка, данный ему природой, и они пробуют его изменить, «улучшить». В этом случае очень полезно предложить родителям упражнение «Цветок «Принятие-неприятие» (М. Кипнис). Психолог объясняет родителям, что в таком отношении к ребенку – причины детской нервности или трудностей поведения, и есть одно из звеньев формирования неврозов. Если родителям вовремя удается всмотреться в ребенка и в себя, задуматься и принять меры по устранению отклонений, значит, им удастся и предупредить детские проблемы. В заключении тренинга целесообразно сделать акцент на том, что форм детской нервности немало: врожденные, приобретенные. И все же, когда заходит речь о нервных детях, задумайтесь, в чем виноваты Вы и почему такой ребенок появился не где-нибудь, а именно у Вас.Запомните, у нервного ребенка обычно нервные родители, и он лишь только подражает стилю поведения в семье.Роль родителей и воспитателей в предупреждении детской нервностиРоль воспитателей в предупреждении детской нервности отражена в таких документах, как Закон об образовании РФ, статья 44 определяет права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей несовершеннолетних обучающихся.1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.Следовательно, родители – это первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Это - совместное определение целей деятельности, распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей, задач и результатов.  Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.  Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Роль работы педагога состоит и в том, что он проводит анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Это анкетирование, личные беседы. Педагоги детских садов помогают в воспитании детей. Однако здесь важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Подключение во время проведения консультаций специалистов (например, психолога, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности), открытые просмотры детского творчества дает несомненно положительный результат. Воспитатель сочетает разные формы работы, так, например, после проведения развлекательных мероприятий организовать с родителями беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие воспитателя и родителей. в таких беседах воспитатель повышает психолого-педагогическую грамотность родителей. Таким образом, роль воспитателя в профилактике детской нервозности очевидна. Чем раньше попытаться избавить ребенка от проявлений неадекватного поведения, тем более успешны будут результаты. Однако для этого необходимо соблюдать определенные условия: - посоветоваться с врачом и выяснить, каково состояние здоровья ребенка; - наладить контакт с родителями и вместе с ними бороться за нормализацию психического состояния малыша; - помнить, что различные формы неправильного поведения ребенка требуют различного подхода к нему.Воспитатель при каждом удобном моменте поощряет у ребенка проявления самостоятельности. Если на слова «я сам» ограничивать действия малыша запрещать ему делать, что он хочет, то он очень быстро начинает отказываться выполнять требования взрослых. Если ребенок после слова «нельзя» получает желаемое, то это слово не закрепляется как запрещение. Для того чтобы у ребенка вырабатывалась дифференцировка на слова «можно» и «нельзя», действия взрослых должны соответствовать смыслу этих слов. Отсутствие такой дифференцировки затрудняет жизнь ребенка, который не слушается не потому, что он нехороший или упрямый, а потому, что не может правильно оценить требования взрослых. Ребенок охотнее выполняет требования, если они сформулированы в виде просьбы, а не приказа.Огромна и роль родителей в предупреждении детской нервности.Многие родители ошибочно полагают, что твердость линии в воспитании детей достигается все-таки не чем другим, а только наказаниями. Но дело здесь не в наказаниях, а в стойкости требований, в спокойном тоне, терпении, в отсутствии торопливости. Неправильный подход к ребенку, повышение голоса, какое-либо необдуманное действие родителей, имеющее характер насилия, резко возбуждают психику малыша и способствуют развитию нервности.Избалованность, «тепличная» обстановка в семье порождают в детской душе эгоизм, потворствуют несдержанности эмоций и влечений. Но если ребенка ежеминутно одергивать, постоянно говорить ему о его недостатках, подавлять его инициативу и требовать от него беспрекословного послушания, у него выработаются черты неуверенности, боязливости, нерешительности, он станет пассивным, что также предрасполагает развитию невроза.Поэтому родителям необходимо с самого начала поставить воспитание так, чтобы у ребенка никогда не было поводов к проявлению раздражительности, вспыльчивости. Важно в малыше выработать спокойствие, выдержку, умение контролировать свои поступки и желания. Это не значит, что ребенка следует полностью оберегать от всякого рода внешних раздражителей. Ребенка следует научить спокойно реагировать на всякие травмирующие моменты, выработать устойчивость по отношению к конфликтным ситуациям, привить умение извлекать из всего хороший жизненный урок, делать правильные выводы.Очень важна искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, неподдельное любопытство к его делам, активное желание наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в душе и сознании сына или дочери. Важно проявлять к ребенку внимание (но ни в коем случае не чрезмерное и навязчивое), быть добрым, чутким, понимать детские проблемы, пусть даже пустяковые и наивные, не оскорблять ребенка, не бранить по поводу и без повода, не выставлять на всеобщее посмешище.Как надо вести себя родителям с нервным ребенком:- Найти причины нервности и попытаться сгладить их.- Пересмотреть стиль отношений в семье и не делить любовь ребенка между близкими.  - Не заставлять его любить всех одинаково.- Подумать, есть ли веская причина для развода и так ли Вам необходим развод. Как сделать, чтоб малыш не оказался жертвой.- Найти все трещины в своих взаимоотношениях с ребенком.- Не ущемлять его достоинство и самолюбие.- Не управлять ребенком, словнороботол1.- Не требовать от малыша невыполнимого.- Заблаговременно готовить его к появлению в семье новорожденного. Не разжигать в нем ревность к другим детям.- Понять ребенка и попытаться с его позиции оценить дурной поступок.- Помочь ему во время кризиса трех лет.- «Воспитывать» его наедине, не злоупотреблять своими бесконечными «нельзя» и «можно».- Запрятать свою нервность в глубину и не закатывать ему истерики или при нем.- Стараться не показывать свой страх.- Закаливать.- Все время выполнять рекомендации врача.Как не надо вести себя родителям с нервным ребенком:- Специально культивировать причины «нервности».- Пытаться раздражать и «заряжать» ребенка своими методами воспитания, своими «можно» и «нельзя».- Все время ущемлять его достоинство и управлять ребенком, словно роботом.- Стараться разжигать конфликт в семье, стремиться к беспричинному разводу и перетягивать ребенка, как канат, — от мамы к папе, и наоборот.- Стараться поделить любовь ребенка на всех родных и близких поровну, ревниво соблюдая это.- Все время требовать от малыша невыполнимого.- Подчеркивать свою любовь к новорожденному и вызывать специально у ребенка ревность к другим детям в семье.- Искоренять его упрямство в период кризиса трех лет.- Быть взвинченным, рассерженным и злым, общаясь со своим ребенком.- Закатывать ему истерики, пугаться на его глазах. Это способствует развитию невроза.Заключение Из рассмотренной психолого-педагогической литературы следует сделать вывод, что нервные дети это непростая и довольно серьёзная проблема. Она проявляет себя в возбудимости, раздражительности, плаксивости, впечатлительности, нарушении сна. Нервность - широкое понятие. К ней относят психосоматическое неблагополучие, т.е. заболевания внутренних органов, основная причина которых - тягостные переживания. Один ребенок рождается нервным, другой становится таковым. Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много. Наиболее частая причина - неправильное воспитание. В свою очередь, нервность и трудность осложняют воспитание. Если воспитание каждого ребёнка индивидуально, то воспитание нервного ребёнка требует решения множества специфических индивидуальных задач. Теоретический анализ литературы показал, что тревога зарождается в самом раннем возрасте, чуть ли не с младенчества. Закрепление и усиление тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта. Таким образом, тревожность возникает по чрезвычайно разным причинам и отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. Педагоги и психологи указывают, что ДОУ способно решать проблемы профилактики нервности детей лишь при взаимодействии с родителями. Список литературы1. Абрамова Г.С.  Практическая психология Учебник для студентов вузов. Изд 6-е., перераб. и доп. / Г.С.  Абрамова - М: Академический Проект, 2001. — 480 с.2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. / М.И. Буянов– М.: Просвещение, 1988. – 207 с.3.  Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий / И. Вачков // Школьный психолог. - 2014. - № 8.4. Гальперин П.Я.  Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.5. Гарбузов В.И. Здоровье и стресс. / Гарбузов В.И. Изд-во: М.: Каро, 2015. – 296 с.6. Влияние неблагоприятных условий воспитания на формирование неврозов у детей [Электронный ресурс]. –http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00031019_0.html (Дата обращения: 18.03.2021). (Дата обращения: 18.03.2021). 7. Кабанов А.Н., Чабовская А.Н. Анатомия, физиология, гигиена детей. / А.Н. Кабанов, А.Н. Чабовская – М.: Просвещение, 1975. – 288 с.8. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. № 3. С. 51–559. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. / Н.Ф. Талызина - М.: «Академия», 2006. - 288 с. 10. Тонкова–Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний. – М.: 3-е изд., дораб. / Р.В. Тонкова–Ямпольская и др. - М.: Просвещение, 1993. - 320 с. 11. Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать (нервы, их лечение и профилактика). / Ю.Б. Тарнавский– М.: Медицина, 1990. – 165 с.12. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста / А.П. Чабовская. М.: Просвещение, 1987. – 272 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X