Подать заявку

Автор публикации: ТАРАСОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ дошкольников и младших школьников в донотный период обучения на баяне/аккордеоне

скачать документ

Вернуться назад

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ дошкольников и младших школьниковв донотный период обучения на баяне/аккордеонеТарасова Татьяна Николаевна,преподаватель МБУ ДО ДШИ «Кантилена»город Новосибирск.О том, что ребёнку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому, он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества» [4, 14], Принципа 7 Декларации ООН по правам ребёнка от 20 ноября 1959 года, известно всем.Дополнительное образование предоставляет ребёнку дополнительные возможности, «которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием (Принцип 7) и позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства (Принцип 2)» [4, 14, 15]. Одной из таких сфер является занятие музыкальным искусством.Свои первые шаги в мир музыки ребёнок делает, находясь в утробе матери, затем, просматривая детские мультфильмы и передачи, где музыка является одним из средств эмоционального воздействия.Преподавателю очень важно помнить и руководствоваться некоторыми положениями не только физического, но и интеллектуального и психологического аспектов личности. Первое. «Часто кажется, будто школьник слаб памятью… да и он… сам думает: “У меня дурная память…”. Виноваты не способности или память, а низкая внимательность: хорошо запоминаются только яркие впечатления. Ими обзаводятся, когда не отвлекают мысли о катке, звонки друзей и гаджеты. К тому же легко запоминается понятный, удобоваримый материал». Второе. «Человеческая память в основном ассоциативная – присоединительная… Когда вы что-то обдумываете, в мозгу вспыхивают и гаснут цепочки ассоциаций. И чем больше вы думаете, тем прочнее эти цепочки слов… А чем больше ассоциаций и чем они прочнее, тем лучше память». И третье: «…для выдачи информации во внешнюю среду мы облекаем мысли в слова – производим вербализацию. Назад мы получаем информацию в виде слов, которые претворяем в мысли, – девербализуем… Девербализация осуществляется при размышлении, выслушивании окружающих и особенно чтения. Все эти занятия сопровождаются интеллектуальным напряжением. Читающий человек непрерывно думает, понимание прочитанного (девербализация) – наиважнейшая часть мышления». [14] Вот почему так трудно детям читать нотный текст. По сути – это чтение иностранных знаков на иностранном (нотном) языке. Слово «нота» в переводе на русский язык – обозначает «знак». Это – общение через графические знаки или их оживление/одушевление – звучание.Кроме того, в отечественной лингводидактике существует научнообоснованное И. И. Халеевой (1989) понятие «вторичной языковой личности. Языковая личность складывается из способностей человека осуществлять различные виды речемыслительной (выделено мной) деятельности и использовать разного рода коммуникативные роли в условиях социального взаимодействия людей друг с другом и окружающим их миром. Языковой личности присущи такие качества, как творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнёрами по общению, что объясняется статусом речевого развития личности как основы любого (выделено мной) образования.» [10] Делаю ссылку на это понятие, так как считаю, что КАЖДЫЙ МУЗЫКАНТ, независимо от возраста, изучая или исполняя музыкальное произведение, воспринимает и трактует эти графические знаки «ноты» и их звучащий эквивалент по-своему, на присущем только ему ЕГО внутреннем языке. Это и есть та необходимая РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ деятельность со всеми её составляющими, которые задействуют оба полушария головного мозга, развивая личность ребёнка гармонично и всесторонне.Выработке произвольного внимания, развитию логики и мышления, девербализации способствуют различные упражнения: аналитические, логические, нахождение тождества и различий. Этим НЕОБХОДИМО заниматься на начальном этапе обучения музыкальным искусством. В этом виде деятельности ребёнка дома родители могут проявить свою активную позицию, подхватывая функцию преподавателя.[1].И ещё одна составляющая, существенно влияющая на успешность обучения. Каждый из приходящих учащихся, независимо от возраста, имеет СВОИ индивидуальные психофизические данные, развитие.Исследователи XIX – XX веков, наблюдающие за человеком, его развитием, работой высшей нервной деятельности рассматривали психомоторные и сенсорные функции человека как субъекта. Это Э. Жак-Далькроз, болгарские: Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков, русские: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Б. М. Теплов и многие другие. «Так А. Розенталь считает, что логоритмика – новый способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова. В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности процессов центральной нервной системы, активизации коры. Б. М. Теплов [13] считал, что ритм есть некоторая определённая организация процесса во времени. Ритм есть закономерное расчленение временной последовательности… Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений.В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания:выявить ритмические рефлексы,приспособить организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые и зрительные),установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка,умерить слишком возбуждённых детей и растормозить заторможенных детей,урегулировать неправильные и лишние движения».[3]Все вышеназванные учёные трактуют логопедическую ритмику как одну из форм своеобразной активной терапии. Современные психологи используют эти методы, например, при работе с детьми, имеющими ВОЗ. «Одной из задач комплексного психолого-логопедического, педагогического и лечебно-оздоровительного воздействия на лиц с речевыми и интеллектуальными расстройствами являются формирование, развитие и коррекция их неречевых процессов и речевой функциональной системы с учётом личностных изменений». [3]В системе занятий на инструменте определяющими являются принципы:развивающего обучения;воспитывающего обучения;здоровьеориентированного обучения;научности и доступности изучаемого материала;наглядность преподнесения материала;связь обучения и музыкального воспитания с жизнью и интересами ребёнка;активность музыкальной деятельности учащегося;прочность знаний, умений и навыков.Для более результативных занятий необходимо произвести разгрузку, облегчение изложения изучаемого материала и разделить весь начальный период обучения на инструменте на этапы: донотный, переходный и обучение музыкальной грамоте (игра по нотам). На первом этапе ДОНОТНОГО ПЕРИОДА обучения необходимо, чтобы начинающий музыкант-инструменталист:познакомился, ПОДРУЖИЛСЯ с инструментом и его возможностями,освоил правильную посадку,овладел правильной постановкой рук,понял основы ведения меха,освоил правильное звукоизвлечение,осознал игровые движения (баяниста, аккордеониста),организовал слуховой контроль,контролировал свои действия. Второй этап – графическое обозначение (особыми условными знаками) ритма звучащей (исполняемой) музыки (попевки, песенки, пьески). [2] Третий этап – это непосредственно освоение нотной записи: знакомство со скрипичным и басовым ключами, высотное положение нот первой октавы, ритмическая организация звуков в такте, партитурная запись нотного текста.Реализации этих задач помогают все первоначальные упражнения, исполняемые на инструменте, которые собраны в сказку «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Т. Н. Тарасовой. ЦЕЛЬ сказки в данный ПЕРИОД – в игровой форме через простые образные упражнения, сообразные с конструктивными особенностями инструмента (баяна/аккордеона), характерные для них приёмы и способы звукоизвлечения, помочь ученику увлечься инструментом. Осваивая практические навыки музицирования осмысленно и, развивая эмоциональный интеллект, ребёнок познаёт самого себя. Каждое упражнение музыкальной сказки сопровождается ритмизованным стихотворным текстом. Это: способствует формированию осознания чувства ритма в речи и в музыке,усиливает понимание программного характера музыки и способствует глубокому произвольному пониманию содержания сказки. В данном случае она должна восприниматься как художественное произведение.«Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик… Именно поэтому М. М. Кольцова считает, что “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга”». [3] Подтверждение тому – пальцетерапия, которая основана на структурно-функциональном подобии кистей и стоп тела частям тела и внутренним органам, проецируемым в миниатюре на пальцы рук и стоп, так как «именно на пальцах благодаря их наибольшей удалённости от центра тела присутствуют самые развитые по сравнению со всеми другими системы соответствия». [9] Периферические участки живого организма заключают в себе мощный контролирующий потенциал, которому характерны быстрота и активность действия, а так же точность получаемого результата. «Пальцы кистей и стоп представляют собой независимую систему саморегуляции, данную человеку самой природой во имя сохранения его здоровья». [9] В связи с этим, дополнением к инструментальному материалу являются пальчиковые игры, которые используются в качестве развивающих и здоровьетворящих упражнений [11] и/или как динамическая пауза внутри урока. [11] Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, его (её) психофизический, эмоциональный и когнитивный уровни развития, данная сказка «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Т. Н. Тарасовой может быть индивидуально трансформирована: укорочена или расширена (например, за счёт пальчиковых игр, игр для пальцев на столе). [11] Исходя из возрастных и физических особенностей обучающихся, материал сказки сохраняется в учебном репертуаре различное время. С детьми 4 – 5 лет данный учебный материал – сказка «Музыкальное путешествие» может быть использована в качестве художественного материала всего 1-ого года обучения. Для детей 6 – 7 лет – это художественный материал первого полугодия учебного года. Начинающими музыкантами 9 – 10 лет материал осваивается в течение I четверти. Далее фрагменты (упражнения), являющиеся основой сказки, в течение 1 – 3-го лет обучения постоянно прорабатываются как технические упражнения с постепенным усложнением аппликатуры, темпа, ритма, размера, фразировки, динамики и т.п..Используемый в вышеназванной сказке «принцип единства художественного и технического основан на том, что выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений. …усвоение исполнительских навыков должно подчиняться художественным задачам, направленным на раскрытие и воплощение музыкального образа произведения. При этом овладение навыками является средством для достижения цели – художественного исполнения музыкального произведения». [12] Сказка и знакомство с её образами начинается на первом уроке с необходимости ПОНИМАНИЯ и ОСВОЕНИЯ начинающим музыкантом принципа извлечения звука на инструменте (баян, аккордеон) и основных ПРАВИЛ ведения меха. Профессор НГК им. М. И. Глинки А. В. Крупин писал: – «Молодое поколение в настоящее время вправе потребовать от методистов создания ясно, наглядно и последовательно изложенного учебного пособия, цель которого состоит в быстрейшем освоении и закреплении в практике учащихся музыкальных школ… современных приёмов игры мехом. Включение этого материала в учебные программы ДМШ и ДШИ… позволит совершиться качественному скачку в развитии техники игры на баяне в целом». [7]Один из положительных результатов работы с детьми в вышеизложенных условиях – это пример исполнительской практики Андрея Т., которого привела ко мне мама с просьбой о начале занятий на аккордеоне год назад. Причина – задержка речи: ребёнок в 3,5 года произносит только отдельные звуки/слоги, обозначающие те или иные слова. Мальчик активный, подвижный, но очень нервничал, когда окружающие его не понимали. Параллельно с занятиями у логопеда мы начали заниматься обучением игре на аккордеоне согласно учебному плану отделения раннего эстетического развития – 1 раз в неделю. Продолжительность учебного часа – 30 минут. Был приобретён аккордеон «Малыш», весом 800 грамм, диапазоном 1.5 октавы. Усидеть за аккордеоном юный ученик мог не более 2-3 минут. Говорил, что устал и снимал аккордеон. Приветствием при входе в класс был кивок головой, а прощание – помахивание рукой, а чуть позе словосочетание «Пока-пока». Переводчиком для общения на уроках была мама.В этом учебном году на празднике ДШИ «Кантилена», посвящённому Дню матери, Андрей чётко и внятно прочёл 4 строки стихотворения, посвящённого маме, а затем исполнил на аккордеоне СОЛО пьесу с фонограммой (-1) продолжительностью ОДНА МИНУТА с подобающими по сценическим правилам выходом, поклоном, правильной посадкой, исполнением и завершающим поклоном. Теперь, на втором году обучения, во время урока мама остаётся за дверью. Мальчик чётко выговаривает Татьяна Николаевна. Весь материал Андрей воспринимает сам, продолжительность исполнения на инструменте «за один присест» 10-15 минут. 7 декабря 2018 года юный ученик принял участие в моём открытом уроке учебно-практического семинара Новосибирской области (город Бердск) «По ступенькам исполнительского мастерства: развитие технических навыков на начальном этапе обучения на музыкальном инструменте», и получил «Благодарственное письмо» от организаторов мероприятия.Подробно информацию об Андрее можно прочитать на страницах личного сайта:https://infourok.ru/user/tarasova-tatyana-nikolaevna4/page/moi-zvyozdochki-andrey-tachickiyи https://infourok.ru/user/tarasova-tatyana-nikolaevna4/page/translyaciya-opita-raboti [17] Особо хочу отметить и сказать слова благодарности в этой связи внёсшим свою значительную помощь в достижения нашего юного музыканта родственникам мальчика, которые исполнили роли: домашнего тренера (мама), спонсора (папа), и группы моральной поддержки (старший брат, бабушка и дедушка). Это единение востребованного и значимого, труда педагога и семьи, есть плод совместных усилий, развивающих личность ребёнка, который преодолевает свои физические, интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные и духовные проблемы. Возникающие элементы и проявление творчества делают этот процесс интересным и увлекательным для всех участников. Налицо эффект здоровьетворения. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИБардышева Т. Ю., Моносова Е. Н.. Логопедические задания для детей 5 – 6 лет. – М., Издательство «СКРИПТОРИЙ» 2003, 2015. С. 28, 34.Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н.. ПУТЬ к музицированию. ШКОЛА игры на фортепиано. Выпуск 1. – Л., «Советский композитор», 1979. С. 7, 10, 15, 17.Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010 – (Коррекционная педагогика). Декларация ООН по правам ребёнка от 20 ноября 1959 года. Принципы 2 и 7.Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М.. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.05.00 «Муз. воспитание», 03.07.00 «Преподавание в начальных классах общеобразоват. шк.». – М.: Просвещение, 1989.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. Акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2008. С. 4,Крупин А. В. Неопубликованные рукописи. / А. В. Крупин; Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки;/ Новосибирская ассоциация баянистов и аккордеонистов. – Новосибирск: ОКАРИНА, 2014.Крупенчук О. И.. Пальчиковые игры. Серия «Готовимся к школе». – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.ПАК ЧЖЭ ВУ. Пальцетерапия. – М., «Су Джок Академия», 2006. С. 3-4. Программы общеобразовательных учреждений. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. 2 – 4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2005. С. 4. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. Серия «Домашняя школа» – М.: Изд-во Эксмо, 2003. Римко Ольга. Музыкальное путешествие Василия и его друзей. Энциклопедия малыша /Проект раннего интеллектуального развития/. Для детей от 3 до 10 лет. – М.: «Белый город», 2006. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947. Черницкий Александр. Как учиться легко. Советы родителям детей от 7 до 10 лет. Учебник для сознательных родителей. /Александр Черницкий, Виктор Бирюков. – М.: Эксмо, 2014. С. 145 – 146, 147 – 148. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml https://infourok.ru/deklaraciya_prav_rebenka._konvenciya_o_pravah_rebenka-324011.htm https://infourok.ru/user/tarasova-tatyana-nikolaevna4?owner=guest

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Мы рады будем сообщать Вам о новых конкурсах для детей и педагогов, викторинах, экспресс конкурсах.
Будьте всегда в курсе первыми!

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg
X