Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Гасанова Ольга Евгеньевна

Открытый урок по литературному чтению " Тайное становится явным" В.Ю. Драгунский

скачать документ

Вернуться назад

Тема урока. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».Цель урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным».Задачи урока: - познакомить обучающихся с содержанием рассказа; - формировать навык литературного осознанного чтения; - развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев; - воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.Планируемый результат:Личностные УУД - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.- воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям 2. Познавательные УУД - способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения)- формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.3. Коммуникативные УУД- формировать умение договариваться, находить общее решение.- формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.4. Регулятивные УУД- формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность; - развивать умения дать оценку своей работы.Тип урока: урок «открытия» нового знания.Ход урока.Организационный момент. Мотивация на урок.Учитель: - Откройте учебники ( с.129) и прочитайте название нового раздела, работу над которым мы начинаем сегодня. Дети: ( Тайное всегда становится явным) слайд 1Учитель: - А что такое « тайное»? Что значит это слово? Дети: ( секретное, неизвестное, такое, о чём нельзя рассказывать)Учитель: _ От какого слова образовано слово « тайное»?Дети: ( Тайна, то есть секрет)Учитель: - И вот сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Драгунского, которое так и называется « Тайное становится явным».Давайте предположим, о чём оно нам расскажет, о чём оно будет?Дети: ( О секретах, о тайне, о чём-то скрытом) Учитель: -Что значит « станет явным?» Как вы понимаете значение этой фразы « Тайное становится явным»?Дети: ( Всё, что скрывают, рано или поздно откроется, и все об этом узнают)Введение в темуУчитель:- Мы уже встречались с произведениями Виктора Драгунского. Кто-нибудь помнит их названия ? Дети: ( Друг детства, Заколдованная буква, Девочка на шаре, Похититель собак, Надо иметь чувство юмора, Живой уголок, чего я люблю и чего я не люблю)…Учитель: - Я предлагаю вам интересное задание: узнать по содержанию названия рассказов. Ребята приготовили выразительное чтение отрывков из произведений Виктора Драгунского, они нам их зачитают, а ваша задача вспомнить, из какого рассказа был прочитан отрывок. ( Только, пожалуйста, дотерпите до конца , дождитесь, пока читающий закончит, а потом уже покажите, что вы готовы дать ответ)Вова Конюков ( Он живой и светится) И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. слайд 2Лиза Колтакова ( Друг детства) И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…слайд 33) Полина Зинченко ( Заколдованная буква) А мы остались возле ёлки.Она лежала большая, лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Алёнка взялась за одну веточку и сказала:-Смотрите, а на ёлке сыски висят.« Сыски!» Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:_ Ой, умру от смеха! Сыски!А я, конечно, поддавал жару:-Пять лет девчонке, а говорит « сыски». Ха-ха-ха! слайд 4Учитель: -Какие молодцы! Узнали все произведения Виктора Драгунского, А вот о самом писателе нам немного расскажет Диана. слайд 5 ( портрет писателя) Диана : Когда читаешь рассказы В.Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был токарем, режиссером, лодочником, актером, даже работал в цирке клоуном. А когда в 40лет у него родился сын Денис, он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые и дети. Читая рассказы Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли и чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним. Учитель: - Итак, Виктор Драгунский писал повести, много юмористических рассказов, но главная его книга - « Денискины рассказы». ( Показ книги). Это рассказы о городских мальчишках : Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Виктора Драгунского – Дениска. А в образе папы легко узнать самого писателя. КАРТА УСПЕХА ( показ)Учитель: Теперь обратитесь к карте успеха и оцените этот этап работы. 3. Формулировка цели урокаУчитель: - На уроках чтения мы ставим такие цели:Я учусь читать выразительно.Я учусь анализировать.Я учусь сотрудничать….Учитель: - Они актуальны на сегодняшнем уроке? Вот мы и продолжим работу над ними.Слушание рассказа Учитель: -Сядьте поудобнее, как слушатели, давайте послушаем и ответим на вопрос, всё-таки, о чём это произведение? ДОСКА( Таблички) о тайне о дружбе об обмане о каше АУДИОЗАПИСЬ Учитель: - О чём это произведение? ( снять лишние таблички с доски)Дети: (Об обмане, о тайне.)Учитель: - К какому жанру мы отнесём это произведение? Дети: ( Рассказ о детях)Учитель : -Докажите!Дети: ( История и герои реальны)Учитель : - А можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? Дети: ( Рассказ со смешным сюжетом, есть шутки) Словарная работаУчитель:- Давайте объясним значение некоторых слов, которые встретились нам в рассказе. Лера Кирина слайд 6 Кремль -древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция президента Российской Федерации.Егор Марков слайд 7Грановитая палата- памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древшейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы и торжественно объявляли наследников русского престола.Артём Силанов слайд 8Царь-пушка- один из величайших памятников Московского Кремля. Имеет вес 40 тонн, длина ее ствола достигает 5 метров. Была отлита в 16 веке пушечным мастером Андреем Чоховым. Для ее доставки из мастерской использовали 200 лошадей. Учитель: - Как вы объясните выражение « интеллигентный человек»? ( Дети объясняют). - А где мы можем узнать точное значение незнакомого для нас слова? Дети: ( В толковом словаре) Показ словаря - Так вот , в толковом словаре Ожегова даётся такое определение слову интеллигентный : слайд 9 ( Это человек , обладающий большой внутренней культурой)Клевета : рассуждения детей слайд 10( порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию)Синонимы: ложь, враньё, наговор)Язвительный : рассуждения детейСлайд 11 ( стремящийся досадить, злобно-насмешливый)5. Физкультминутка ( 3-4 упражнения)5. Чтение произведения детьмиУчитель: -Ребята, теперь давайте прочитаем этот рассказ и подумаем, какую же тайну он скрывает от нас, что хотел донести до всех нас Виктор Драгунский. ( Коншаков, Сидорова, Деменко, Раченков, Волненко, Евдокимов, Синьков, Харанжа) слайд 126. Анализ произведенияУчитель: -Кто является главным героем этого рассказа?( Денис)-Расскажите, какое у вас сложилось впечатление о нём? Какой он? ( весёлый, озорной, честный, сильный, умеет признавать свою вину)-Почему мама заставляла есть манную кашу Дениску?- С кем сравнивала? ( вылитый Кощей) Почему?-Почему Денис так поступил, вылил кашу за окно? Учитель: - А давайте найдём в тексте, как пытался Денис сделать кашу вкусной, что он делал?(Выборочное чтение)-Помогло ему это?-Тогда какое решение принял Денис?-Действительно ли он потерял сознание?-Зачем автор применяет этот приём, как он называется?( преувеличение)7. Выборочное чтение с опорой на слайдСлайд 13– Учитель: Какой фрагмент проиллюстрировал художник?Найдите и прочитайте.Слайд 14Слайд 15КАРТА УСПЕХАУчитель: Теперь обратитесь к карте успеха и оцените этот этап работы. 8. Цитатный план ( показ)Учитель:- А сейчас я предлагаю вам выполнить очень интересное задание. Работать мы будем в парах.-У вас на партах лежит листочек. Прочитайте, что там написано? ( Цитатный план) слайд 16-Со словом «план» мы знакомы, а сегодня у нас план необычный. Он состоит из цитат-отрывков из текста. И ваша задача расставить их в том порядке, в котором они встречаются в тексте. Поработайте с окошечками. ( работа в парах)- Если вам необходима помощь учебника –можно обратиться к произведению.Проверка:1 цитата какая? ( Видеть не могу манную кашу)2 цитата? И т.д. ( Ты должен съесть всё до дна)3 цитата( А я остался с кашей наедине)4 цитата ( Вы выливаете разную гадость за окно)5 цитата ( Ты это запомнил на всю жизнь?)Слайд 17Учитель:- Дома этот план поможет вам пересказать текст. КАРТА УСПЕХАУчитель: Теперь обратитесь к карте успеха и оцените этот этап работы. 9. Финальный анализУчитель: - Ребята, а как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?-Какими качествами должен обладать человек, чтобы понять неправильность своих поступков?( Каждый человек имеет право на ошибку. И каждый человек имеет право на исправление. Только сильные люди умеют признавать свою вину)-Чему учит нас рассказ, какой урок вы извлекли, прочитав его?-Что вам больше всего понравилось в этом рассказе?10. Итог урока, рефлексияУчитель: - Можно ли называть рассказ по –другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица могла бы быть заголовком к этому рассказу? слайд 18Никто так детям не верит, как мать родная.Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.Если вам на уроке всё было понятно, интересно поднимите зелёные ладошки, а если что-то непонятно и кому нужна моя помощь - красная ладошка.Учитель: Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины. Домашнее задание: пересказ с опорой на цитатный план. По желанию -проиллюстрировать любой фрагмент рассказа. Дополнительно: викторина слайды -А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.1. Как зовут главного героя?МишкаДенискаВовка.2. Куда хотела мама отвести Дениску?в Мавзолейв Грановитую палатуС. в цирк.3. Какая каша была предложена на завтрак? манная гречневая овсяная.4. Что сделал Дениска с кашей?съелвыбросил в окноотдал собаке.5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?в магазин за покупкамив театр на спектакльфотографироваться.6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?обрадоваласьзаплакалаужасно рассердилась.7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?Я все равно пойду в Кремль!Тайное всегда становится явным.Я весь вечер проведу в углу.(3 человека на оценку, остальные взаимопроверка)(слайд 20)

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X