Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кокурина Ирина Николаевна

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возваста " Азбука финансов"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Светлячок» Методическая разработка цикла занятий по финансовой грамотности«Азбука  финансов»146558023685500Выполнила: воспитательВысшей категорииКокурина И.Н.2023г.«Нажить много денег – храбрость,                                                   сохранить их - мудрость,а умело расходовать – искусство»Бертольд Авербах Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие граждан в накопительных, ипотечных, страховых и пенсионных программах. Устойчивое развитие экономики России зависит не только от внедрения более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от того, насколько население способно их использовать. Основой этого должна стать личная инициатива, предприимчивость отдельного человека, его независимость, самостоятельность и ответственность за свои поступки. Финансовой грамотности не обучают, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию. Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни. Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, в которой отмечено, что уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низок и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон.Поддерживается эта стратегия и Распоряжением Правительства Нижегородской области от 31 октября 2019 года № 1155-р «О повышении финансовой грамотности населения Нижегородской области» Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Адресатом данного цикла занятий являются дети старшего дошкольного возраста. Цель цикла занятий: формирование основ финансовой грамотности у несовершеннолетних, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений. Задачи: Воспитательные: - воспитывать финансово грамотного гражданина; - способствовать повышению личной уверенности детей, его самореализации и рефлексии; - вдохновлять  на развитие коммуникабельности; дать возможность  проявить себя. Развивающие: -формировать универсальные учебные действия; -расширять кругозор; - обогащать словарный запас; - развивать творческие способности; умение анализировать, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; - развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы.Образовательные: -повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания детей; - формировать мотивационную готовность детей к овладению знаниями в области финансовой грамотности; - повысить уровень знаний детей о финансовых продуктах и их грамотном использовании.Формы работы: тематические занятия,использование ИКТ, разбор ситуаций, решение задач финансовой направленности, составление памяток, работа с пословицами, ребусами и загадками, использование музыкальных произведений,Планируемые результаты.Знание: - истории появления денег;- виды денег;- функции денег;- иметь представление о безналичных и электронных деньгах;- виды банковских карт;- услуги, предоставляемые банком;Уметь:- уметь грамотно распоряжаться деньгами;- пользоваться наличными и безналичными деньгами;- безопасно пользоваться банковскими картами;Цикл занятий по финансовой грамотности «Азбука финансов » занятий. Темы занятий:- «Путешествие в страну «Экономландия» - «Юные финансисты» - «Приключения Умника и Торопыжки» - Игровое занятие «Бартер» - «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» - «Деньги всякие нужны» «Путешествие в страну «Экономландия» (для детей старшей группы)Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольноговозраста.Задачи:- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;- выделять слова и действия, относящиеся к экономике;- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.Оборудование: деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер.Мультимедийные средства обучения: ноутбук, мульти-медиа проектор, экран.Ход занятия:Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Мы побываем вудивительной стране, поиграем и узнаем много интересного. А вот куда же лежит нашпуть? Мы сейчас узнаем. А сейчас, мои ребятки, отгадайте- ка загадку:Бывают они медные, блестящие, бумажные,Но для любого из людей, поверьте, очень важные!Д.: Деньги, монетыВ.: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?Д.: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.В.: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без нихпрожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, гдепокупают, продают, меняют что-то, копят деньги.Д.: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино»,«Приключения Буратино».В.: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается,даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся в сказочную страну«Экономград». Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?Д.: с помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре-самолете.В.: Вот на ковре - самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться впутешествие.(Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь.)В.: Вот мы и прибыли, остановка «Денежка». Если отгадаете загадку, выузнаете, кто вас здесь ждет:Покупала самовар,А спасал ее комар.Д.: Муха-цокотухаВ.: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муханашла? ... «денежку»... А что такое деньги?Д.: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.Это — богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».В.: Что сделала муха?Д.: «Пошла муха на базар и купила самовар».А потом она пригласила всех на чаепитие.В.: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха?Муха приготовила вам несколько заданий:1.Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Егодруг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед.Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?Д.: медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.В.: правильно, ребята, слушайте следующее задание.2. У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные,крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки —ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать не испортив товар?Д.: Надо снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они неиспортились.В.: Молодцы, ребята. Ну, что ж, Мухе мы помогли, полетели дальше. Закрываемглазки. Посмотрите, а вот и следующая остановка-«Бюджетик». Кого же мы еще встретимна своем пути? Это же плутишка Буратино-герой сказки А. Толстого «ПриключенияБуратино».(Беседа о бережливости, рациональном использовании денежных средств,планировании семейного бюджета).Физминутка: Буратино потянулся,Раз-нагнулся, два-нагнулся.Руки в стороны развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Надо на носочки встать.В.: Остановка «Экономград». Я, кажется, что-то слышу...(Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду,Я экономить буду.»)В.: Кто это?Д.: Кот Матроскин.В.: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино».Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?Д.: Да.В.: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?Д.: не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включатьэлектроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относитьсяк своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, невыпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.В.: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупатьЧто-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.Тот без нужды живет, кто деньги бережет.Сегодня густо, а завтра — пусто.Считай деньги в своем кармане!Цыплят по осени считают.Лиса и во сне кур считает.Запасливый лучше богатого.Подрасту — свое наживу.Деньги счет любят. /Без счета и денег нет/.Без копейки рубля не бывает. /Копейка рубль бережет/.Из копеек рубли вырастают.Не деньги богатство - бережливость да разум.Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!В.: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа идругим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудростьвеками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мыузнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у нихнужно поучиться. Ну, а мы продолжаем. Итак, кто помнит, а что отправились искать героимультфильма «Трое из Простоквашино»?Д.: Клад.(Пластический этюд)Мы нашли богатый клад, /изображают, как копают клад/Каждый кладу очень рад, /дети улыбаются друг другу/Стали думать, как нам быть? /повороты головой/Как же клад нам разделить? /руки в стороны/Чтоб хватило всем друзьям,Делим ровно пополам.В.: Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?Д: (ответы детей).(Использование спортивного инвентаря)Дети находят сундучок с «золотыми» монеткамиВ.: Ой, ребята, что это? Разлилась река и преградила нам путь к ковру-самолету.Для того, чтобы пройти через реку, поиграем в игру«Упрямый Антошка». Я буду называть различные экономические слова, а вы говоритьмне слова-наоборот. Готовы?Д: да.В: тогда начнем:Покупатель — продавецПокупка - продажаТрудолюбивый — ленивыйМного — малоДорого — дешевоБогатый — бедныйДоход — расходТратить — копитьВысокие /цены/ - низкие /цены/Наличные — безналичныеВ.: Молодцы, дорога свободна, теперь можно пройти к нашему ковру-самолету.Закрываем глазки, летим. Следующая остановка «Строймастер».Дети, а вы помните сказку С. Михалкова «Три поросенка»?- Зачем поросята строили себе дом?- Что использовал каждый из поросят в качестве строительного материала?- Что общего у героев сказки? Что им всем было нужно?- Значит, у всех была потребность в жилье.- Какие строительные материалы использовали герои сказки?- Какой материал дороже? Крепче и надежнее?В.: дети, все эти материалы /используемые/ можно назвать одним словом-Ресурсы. Повторите.- Чтобы дом удобным был, что надо учесть?Д.: У дома должен быть красивый вид; он должен иметь крышу, окна, двери;необходимо выбрать прочный материал.В.: А какой это материал?Д.: шифер, кирпичи, блоки, песок, цемент, щебень, краски, оконные рамы, клей,обои, двери.В.: Давайте мы поиграем в магазин «Строймастер» и купим строительный мате-риал для постройки прочного, надежного и удобного дома.(Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Строитель» с помощью ширмы-трансформера, рационально разграничивающей пространство для игровой деятельности)В: Какой красивый и прочный дом у вас получился, молодцы! Ну, что ж нам поравозвращаться в детский сад. Проходите все на ковер-самолет, закрывайте глазки...И вот мыс вами вернулись в нашу группу, с возвращением, ребята.Рефлексия:-Где мы с вами сегодня побывали? Как называется сказочная страна?-Какие герои сказок повстречались нам на пути?-Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным?-Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?«Юные финансисты» (для детей старшей группы)Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичныхэлементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.Задачи:Образовательные:• Повторить понятие «потребности человека»,• Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится.• Уточнить от чего зависят потребности человека.• Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,активизировать словарь;• Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.Развивающие:• Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;• Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальныхкомпетентностей.Воспитательные:• Способствовать воспитанию нравственных качеств.• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,необходимых для рационального поведения в сфере экономики.ХодНепрерывно - образовательной деятельностиВводная часть.Идет Буратино считает монеты.Воспитатель: Буратино, куда ты идешь?Буратино: У меня есть 5 золотых монет, и я иду в магазин хочу купить на нихшахматы. Уж очень мне эта игра понравилась.Воспитатель: Что ты Буратино, разве можно на игрушки сразу тратить все деньги?Сейчас мы с ребятами тебе Буратино поможем.Садись.Все в сборе: взрослые и дети.- Мы можем начинать,Но сначала: «Здравствуйте»!Хотим мы Вам сказать.- Сегодня мы много интересного узнаем о деньгах и для чего они нам нужны.Основная частьВоспитатель: Я хочу вам предложить сыграть в игру, которая называется «Брейн-ринг». Игра состоит из 4-х раундов за каждый раунд команда, давшая правильный ответ,получает золотую монетку. Вы разделитесь на две команды, команда «Знайки» и команда«Почемучки», а я буду ведущей нашей игры. Команде «Знайки» я даю красные смайлики.Команде «Почемучки», -зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал смайлик.1-раунд «Деньги».Воспитатель: - Ребята ВНИМАНИЕ! Послушайте мою загадку:Бывают они медные, блестящие, бумажные,Но для любого из людей, поверьте, очень важные!- Что это?Дети: Деньги, монеты.Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?Ответы детей.Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожитьневозможно!Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.2-раунд «Потребности».Воспитатель: - Что такое потребности?Ответы детейВоспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется.Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них определить ивыбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).Воспитатель: - Без чего человек не может жить?Ответы детей-Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток. А кому ещёнужна вода для существования? (Животным, растениям)-Человек не может прожить без воздуха.Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха.(Зажимают нос)- Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание.Дыхательная гимнастика.Воспитатель: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека?- У человека есть потребность в одежде. Для чего существует одежда? (Она защищаетчеловека от холода, от жары)- А какая бывает одежда? (Осенняя, зимняя и т. д.). А животные испытываютпотребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех.)-Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, отпосторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.Воспитатель: - Назовите такие предметы, которые человек хочет иметь, но безкоторых он может обойтись, они ему не обязательно нужны?Ответы детейВоспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.3-раунд «Хочу и надо».Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. Адавайте с вами вспомним, что такое бюджет?Ответы детей.Воспитатель:Бюджет – это подсчет доходов и расходов.Доход- это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные наоплату услуг и на покупку вещей.Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером проситеу мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?Ответы детей.Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать,нужно очень многоденег, а родители только не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитываютсвой семейный бюджет.Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджетпоиграем в игру «Хочу и надо».Игра «Хочу и надо»Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджетпо потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребностиизображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить,чтобы удовлетворить данную потребность.Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,купить одежду – 1 монета,на продукты – 1 монета.Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то,что вы хотите или отложить на следующую покупку.Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.Физкультурная минутка.Раз, два, три, четыре, пять,Начинаем отдыхать! (потянуться)Спинку бодро разогнули,Ручки кверху потянули!Раз и два, присесть и встать,Чтобы отдохнуть опять.Раз и два вперед нагнуться,Раз и два назад прогнуться (движения стишка).Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).4-раунд «Домик, в котором живут деньги».Воспитатель: Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пятьзолотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.Вопросы к детям:• «Вырастут ли деньги?• Где они могут «расти»?• Куда Буратино надо было положит деньги?Ответы детей.Воспитатель: У каждой монеты – есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вамисделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Буратино, что бы он мог спрятать в негосвои монеты.Изготовление, детьми кошелечка используя схему.Воспитатель: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились.Воспитатель: подошло время подвести итог нашей игры. Ребята посчитайте, сколькоу каждой команды золотых монет.Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая команда.Заключительная частьВоспитатель: Вот и пришло время прощаться с нашим другом Буратино. Давайте,дети, попробуем для Буратино сформулировать правила обращения с деньгами, чтобы онникогда и не подумал отнести их в «Страну Дураков».1. Экономно распоряжаться деньгами.2. Потраченные средства уже не вернешь.3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.4. Невозможно иметь все, что хочешь.5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой.Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «напотом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.6. Бережно относиться к деньгам.Буратино: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними обращаться.Теперь лиса Алиса и кот Базилио не обманут меня, и я смогу купить своему любимому папеКарло куртку.Воспитатель: Поиграли мы для вас. Вам понравилось у нас? Приходите в гости к нам– Мы споём и спляшем вам.А сейчас уже пора – Ждут нас игры и дела.Благодарю всех участников этой игры за активное участие. «Приключения Умника и Торопыжки» (для детей старшей группы)Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичныхэлементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.Задачи:Образовательные:• Повторить понятие «потребности человека»,• Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится.• Уточнить от чего зависят потребности человека.• Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,активизировать словарь;• Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.Развивающие:• Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;• Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.Воспитательные:• Способствовать воспитанию нравственных качеств.• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,необходимых для рационального поведения в сфере экономики.Ход:Вводная часть.Воспитатель: «Здравствуйте»!Сегодня я хочу познакомить вас с двумя братцами мышатами.А вот и они! (показ мышат игрушек или перчаточные куклы)Мышата: здороваются.Воспитатель: Давайте знакомиться.Первый мышонок на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». И его назвалиУмник. А второй – не задумываясь, говорит: «Ай, пусть так». И назвали его Торопыжка. Сними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них.Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, гдеузнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.Основная часть.Звучит весёлая музыка и Мышата отправляются в путь.Воспитатель: В дорогу каждый из них взял...Отгадайте что:Послушайте мою загадку:Бывают они медные, блестящие, бумажные,Но для любого из людей, поверьте, очень важные!- Что это?Дети: Деньги, монеты.Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?Ответы детей.Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожитьневозможно!- В дорогу каждый из мышат взял кошелёчек с монетками.- Сколько монеток у Умника?- А у Торопыжки?- Сравните.Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.- Что такое потребности?Ответы детейВоспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова,требуется. Потребности – это то, без чего человек не может житьи всё то, что он хочет иметь.Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно важныепотребности человека (вода, одежда, еда, жилье).Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, отпосторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.И решили мышата выбрать себе дом.(На доске или на экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый иразрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 итретий 2).Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.А Умник стал думать и рассуждать.Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.Как вы думаете почему?(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).И взял домик за две монетки.А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?(Ответы детей)Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и емупришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.Воспитатель: Давайте поможем мышатам сосчитать оставшиеся монетки.(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось?)Стало холодно. И мышата вспомнили ещё про одну важную потребность.Какую? (Одежда).И купили её, потратив по одной монетке.- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.А потом у мышат забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненноважную потребность. Какую?(Потребность в еде)Взяли Мышата по одной монетке, и пошли в магазин.Посмотрите, что они купили (в корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи.У Торопыжки много разных сладостей).Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. Адавайте с вами вспомним, что такое бюджет?Ответы детей.Воспитатель:Бюджет – это подсчет доходов и расходов.Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и напокупку вещей.Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером проситеу мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?Ответы детей.Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать,нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. Вкаждой семье родители обычно подсчитывают свой семейныйбюджет.Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределитьсемейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».игра «Хочу и надо».Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задачараспределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделятьважные потребности. На поле каждой потребности изображеныкружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить,чтобы удовлетворить данную потребность.Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,купить одежду – 1 монета,на продукты – 1 монета.Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то,что вы хотите или отложить на следующую покупку.Физминутка: «Будем денежки считать»Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)Дом, в котором мы живём.Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)Заглянули мышата в свои кошельки, а там...Подсчёт детьми.У Умника осталась одна монетка. Торопыжка спросил у него, что он с ней сделает.А что бы сделали вы? Ответы детей.Умник: Эта монетка поможет нам заработать много других монеток, но это уже другаяистория и я расскажу её вам в следующий раз.Заключительная часть (рефлексия):А сегодня давайте напомним мышатам правила обращения с деньгами:1. Экономно распоряжаться деньгами.2. Потраченные средства уже не вернешь.3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.4. Невозможно иметь все, что хочешь.5. Бережно относиться к деньгам.6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой.Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «напотом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.А мышата дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранить монетки.Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков ифломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, что бы он стал самым красивым.Мышата благодарят детей и прощаются с ними.Игровое занятие «Бартер» (для детей старшей группы) Образовательная область, интеграция ОО: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: формировать элементарные экономические знанияЗадачи:- Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег,на основе сказочных персонажей;- Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах;- Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.Предварительная работа: чтение сказок, заучивание пословиц; посещение сродителями магазина, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара(овощей).Словарная работа: деньги, товар, обмен, бартер.Развивающая предметно-пространственная среда на занятии: сундучок,предметы- самовар, горшочек, скалка. Иллюстрации сказок: «Дудочка и кувшинчик» В.Катаев, «Петушок и бобовое зернышко».Телевизор, флешка с презентацией игры «Хочу и надо».Раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.Взаимодействие педагога с детьми: игровые, наглядные, словесные, решениепроблемных ситуаций.ХодВ-ль: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок- хранитель сказок. Хотитепосмотреть, что там внутри? (Да). Но здесь замок и мы его должны открыть. (Дети вместес воспитателем проговаривают слова)На двери висит замок.(Руки сцеплены в замок)Кто его открыть бы мог?(Пытаются разъединить руки)Повертели, покрутили,Постучали и открыли.Я открываю сундучок... и что это? (Самовар)В какой сказке есть этот предмет? («Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского.)Давайте вспомним начало сказки(Муха, муха, Цокотуха,Позолоченное брюхо.Муха по полю пошла,Муха денежку нашла.)А что было дальше?(Пошла муха на базарИ купила самовар).А что она отдала за самовар? (денежку)Она заплатила за самовар денежку.Денежка — это что такое? (ответы детей)Да, деньги-это рубли и монеты, на которые можно что-то купить.А зачем муха купила самовар? (чтобы угостить гостей чаем)Нужную покупку сделала муха?Игра «Хочу и надо». (Показ слайдов. «Надо» - предметы без каких человек не сможетжить, потребности физиологические, общение).Физминутка.Вы, наверное, устали?Ну, тогда все дружно встали.Мальчики потопали,Девочки похлопали.Вместе дружно повертелисьИ тихонько все уселись.Глазки крепко закрываем,Дружно до 5-ти считаем.Открываем, поморгали,И работать продолжаем.А что еще можно купить на рынке? (Дети перечисляют) Как все это называется?(товар)У меня нет денег, но есть вот такие красивые яблоки. А мне очень хочется слив. Какмне их получить? (предположения детей)Да, я могу обменять сливы на яблоки. И это называется бартер.Сейчас я достану еще один сказочный предмет. Что это, ребята? (Горшочек)Он из какой сказки? («Горшочек каши» Братьев Гримм)О каком обмене рассказывается в этой сказке? (Старушка за ягоды дала девочкегоршочек) Как по-другому можно сказать об их обмене? (бартер)А вот еще один предмет из сундучка. (Скалочка) Какому сказочному герою онапринадлежит? (Лисичке). А сказка называется?(Лисичка со скалочкой)Что делала лисичка в сказке? (она делала обмен)Правильно. Как по-другому можно сказать? (Она совершала бартер).Действия лисы были честными? (Нет) Почему вы так думаете? (ответы детей)Верно, обмен был выгоден только лисе. Каков конец у сказки?Давайте вспомним пословицы и поговорки о честности.(Не честно просишь, неохотно дать. Честность всего дороже. Честные глаза в бок неглядят. Честное дело не таится.)А в каких еще сказках герои совершают бартер?(«Кувшинчик и дудочка», «Петушок и бобовое зернышко». Если дети затрудняются,показываю картинки-подсказки.).Практическая работа детей: Составление книги о бартере. Раскрашиваниеиллюстраций к выше названным сказкам.Итог: Какое новое слово вы сегодня узнали? (Бартер). Что оно означает?Рефлексия: Какие сказочные герои помогли нам познакомиться с этим словом?Ребята, вы постарались и у нас теперь будет замечательная книга о бартере. Мы познакомим с ней наших родителей. . Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»(для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детейо внешнем виде современных денег.Задачи:Образовательная:Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.Развивающая:Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.Воспитательная:Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.Материал и оборудование: деньги, монеты, банкноты, пластиковая карта.Ход занятия:Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Буратино, давайте поздороваемся (дети здороваются). Буратино говорит, что нашёл интересный предмет и принёс его нам посмотреть и обсудить.Воспитатель демонстрирует копилку.- Что это такое?- Для чего же нужна эта копилка?- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я буду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.Игра «Для чего нам нужны деньги?»Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:-для покупки продуктов питания;-для оплаты бытовых услуг;-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);-для оплаты проезда на транспорте;-для покупки подарков;-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.- Если мы едим на автобусе, мы платим?- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим вместе.Рассматриваем сначала монеты.- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).- Какие монеты вы знаете?Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.Воспитатель достаёт банкноты.- Как можно назвать эти деньги?- Банкноты. А какие они?- Бумажные, прямоугольные, шуршат.Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.- Какие банкноты вы знаете?Дети: называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни».                            Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.Игра «Дополни»Монета круглая, а банкнота …Банкнота бумажная, а монета …Монета звенит, а банкнота …Монета металлическая, а банкнота…Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы.Просмотр мультфильма.Воспитатель: Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)?                А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль). А сейчас предлагаю немного отдохнуть.ФизминуткаРаз, два, три, четыре, пять.Можно все пересчитать (ходьба с выставлением указательного пальца вперед)Сколько в комнате углов? (показать на углы с поворотами туловища)Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги)Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук)Сколько пальцев на ногах? (присесть, коснуться носков ног)Сколько в садике скамеек? (полуприседания)Сколько в пятачке копеек?Подведение итогов.Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?- Какие бывают деньги?- Чем отличается монета от банкноты?- Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом? (Наличные деньги).Домашнее заданиеВоспитатель: Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для Буратино и его друзей, которые живут в сказочной стране. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочной стране.После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.Что вы придумали: монету или банкноту? Какой она формы? Как она называется?Что и почему на ней изображено?- А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).Тема: «Деньги всякие нужны»(для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».Задачи:-закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бываютбумажные и металлические;-научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;-активизировать словарь детей.Материалы: мяч, копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.Ход занятияВоспитатель: Здравствуйте, ребята!!!Собрались все дети в круг,Я - твой друг и ты - мой друг.Вместе за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся!(Стук в дверь, заходит почтальон)Почтальон: Здравствуйте, ребята!! Вам пришла посылка от вашего друга Степашки.(Воспитатель с детьми благодарит почтальона)Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку.Воспитатель: Что это такое нам прислал Степашка? Ответы детейВоспитатель: Для чего же нужна эта копилка? Ответы детейВоспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Ответы детейИгра «Для чего нам нужны деньги?»Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей)-для покупки продуктов питания;-для оплаты бытовых услуг;-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлеченийнам нужны деньги?);-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);-для оплаты проезда на транспорте;-для покупки подарков;-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.- Если мы едим на автобусе, мы платим?- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть?Давайте посмотрим.Рассматриваем сначала монеты.Воспитатель: Это что такое? (Ответы детей)Воспитатель: Правильно, монеты. Какая монета?Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.Воспитатель достаёт банкноты.Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «БАНКНОТЫ»Воспитатель: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.Воспитатель показывает детям, какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их,подержать в руках.Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни».                                           Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.Монета круглая, а банкнота …Банкнота бумажная, а монета …Монета звенит, а банкнота …Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке).ФизминуткаВоспитатель: Ребята, а давайте придумаем и нарисуем деньги для игр в нашей группе. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине.После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.Что вы придумали: монету или банкноту?  Какой она формы? Как она называется?Что и почему на ней изображено?РефлексияВоспитатель: О чем мы сегодня говорили?- Какие бывают деньги?- Чем отличается монета от банкноты?В Заключении можно поиграть в игру «Магазин» с деньгами, которые придумали дети.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X