Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сальмина Ксения Павловна

Развитие познавательных процессов в классе фортепиано

скачать документ

Вернуться назад

МАУДО «Детская школа искусств № 13 (татарская)»Развитие познавательных процессов в классе фортепианоВыполнила: преподаватель и концертмейстер первой квалификационной категории Сальмина К.П.Набережные Челны 2023 г.Познавательные процессы это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведения информации и знаний из окружающей среды. Выделяют 6 познавательных процессов свойственных человеку: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Работая с детьми в классе фортепиано, я заметила, что чем лучше они развиты у ребенка, тем более успешно он учится, легче. Из всех процессов наиболее главным я выделила внимание. Так как без внимания не может существовать любая деятельность, поэтому в своей работе я рассмотрю процессы внимания. Изучение психологического творчества музыкантов самых разных профилей показывает, что они отличаются не только более высоким уровнем развития музыкальных способностей, таких, как слух, память, воображение, но и более высоким уровнем развития у них внимания. “Внимание и концентрация мысли есть причина всякого успеха, психологический фундамент успешной работы на фортепиано. Лучше не играть вовсе, чем играть без серьезного внимания”,- писал в своей книге “Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано” М.Курбатов.Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком либо реальном или идеальном обьекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Функции внимания: обьем (влияет на то, какой обьем произведения способен ученик охватить, выдержать форму произведения),устойчивость (время, как долго ребенок может удерживать внимание на проучивании одного места, отработка сложных мест, как долго может заниматься продуктивно),распределение (например, мелодия и аккомпанемент, очень важно в полифонической музыке), переключаемость (переход с одной части на другую в произведении, с одного эпизода на другой), концентрация (влияет на исполнение сложных технических мест)Хочется отметится тот факт, что различные параметры внимания: устойчивость, переключаемость, распределение тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы, тренированностью в данном виде деятельности. Лица с сильной нервной системой имеют способность длительно удерживать внимание. Для лиц со слабой нервной системой воздействие раздражителей ведет к ухудшению работы. Внимание связано с понятием интроверсия и экстраверсия. Экстраверты делают установку на скорости выполнения. Интроверты на точности выполнения. Переключаемость легко дается экстравертам и затруднена у интровертов. Какие же могут быть причины невнимательности? Одна из причин связана с отсутствием устойчивости, легкости отвлечения на посторонние мысли и раздражители. Вторая, связана с отсутствием быстроты переключения с одного образа на другой, с одного типа фактуры на другой. Третья, с трудностями распределения (это особенно заметно при исполнении полифонических пьес)Как же развивать внимание? Известный методист Баренбойм предложил своим студентам на лекции “быть внимательным в течение 30 секунд”. Эти полминуты казались нескончаемыми. Оказалось, нельзя быть внимательным “вообще”, необходим обьект. Затем Баренбойм поставил задачи. Например, сыграть гамму очень медленно, добиваясь усиления звучности, другому сыграть ровно, третьему - играть разными штрихами. Все мы знаем, как важно как можно дольше удерживать внимание учащегося, для этого нужно использовать приемы.И основным условием в работе музыканта должно быть “Я добиваюсь того - то и того- то”, “Я хочу сделать то-то и то-то”.Приемы:Закрыть глаза и сосредоточиться на слуховых восприятиях (не музыкальных).С маленькими детьми помогает такой прием, когда нужно дослушать звук в среднем или низком регистре до полного затухания.Играя медленную мелодию, следить за переходом одного звука в другой. А также можно играть при включенном радио, при ярком свете, сидя на неудобном стуле. Эти приемы создают более сильный очаг возбуждения в коре мозга и более прочное образование исполнительных рефлексов. Этот прием использовал Л.А.Баренбойм.Стараться ставить более узкие и широкие задачи. Например: хочу услышать задержания и разрешения задержаний во вступлении. Хочу добиться усиления звучности к 7 такту. Хочу выполнить диминуэндо в последующих тактах и т.дМенять обязательно виды работы (поиграть отдельными руками, переключить внимание на штрихи, характер произведения).Находить отличия. Этот прием хорошо применяется в сонатных формах и вариациях, где тема очень часто видоизменяется. Это нужно научиться видеть, анализировать, развивается слуховой контроль, умение слышать себя со стороны.Раскраска. Мы с детьми даже самое маленькое произведение делим на части (ставим цифры I, II, III например, если музыка полифонична можно раскрасить один голос одним цветом, другой другим).Игра в слепую (с закрытыми глазами).Активное слушание (повтор за преподавателем, необходимо развивать этот навык).Интеллектуальная активизация (самостоятельно находить свои ошибки, сочинять сюжет к произведению).Интересные факты:Внимание это ключевой момент в повседневной жизни человека. Чему уделяет человек внимание в своей жизни, каким предпочтениям, мыслям и событием, то и получает. Человек своим выбором и творит свою судьбу, уделяя внимание той или иной информации. Норма удержать внимание на фиксации 4-5 обьектов. Мужчины в этом уступают женщинам. (им тяжело найти тоник для лица найти среди косметики -это целый квест и стресс) Мужчины замечают движущиеся обьекты, женщины смотрят переферийным зрением. (Если мужчина не может найти носки, лежащие прямо перед ним, это потому, что они не шевелятся). Легко не заметить то, на что не смотришь (медведь в ролике - слепая зона внимания).Личность наделяет вниманием те процессы и события, которые считает для себя значимыми. Например, дизайнер обращает внимание на дизайн, ботаник смотрит на цветы. Каждый человек живет в своем мире и видет то, что считает для себя значимым.Список использованной литературы 1. Петрушин В.И Музыкальная психология, 2018. - год 400с.2. Интернет источники.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X