Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Маликова Алсу Рафисовна

ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

скачать документ

Вернуться назад

Маликова Алсу Рафисовна,преподаватель фортепиано первой квалификационной категории МАУДО «Детская школа искусств №13 (татарская)», г. Набережные ЧелныВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКАПедагог дополнительного образования является тем человеком, который сопровождает ребёнка с дошкольного или с младшего школьного возраста, таким образом, становясь на одну ступень с родителями малыша. Именно в младшем школьном возрасте преподаватель может и должен оказать мощное влияние на становление личности своего ученика. Для этого ему подчас необходимо перестраиваться и подстраиваться под детей, находя пути и точки соприкосновения с ними в соответствии с их увлечениями, стремлениями и желаниями. Современный педагог должен обладать большим количеством различных качеств, умений, компетенций. К тому же он ещё должен быть хорошим психологом, и при решении тех или иных ситуаций руководствоваться своими знаниями, широким кругозором, психологическими и педагогическими приёмами для адекватной оценки происходящего между ним и учеником. В своей работе с учениками учитель ежедневно сталкивается с различными и сложными неурядицами в виде определённых проблематических ситуативных проблем. При решении таких ситуаций педагогу необходимо понимать психологические особенности развития учащегося, соответствующие его возрастной группе, рассмотреть эмоциональные состояния ребенка, уметь разобраться в первопричине того или иного поведения, посмотрев на ситуацию глазами ученика, стараться незаметно для детей руководить разрешением проблем и конфликтов. В процессе взаимодействия учителя и ученика можно выделить следующие возможные проблемные ситуации:1. проблематические ситуации в виде конфликтно – ситуативных столкновений в отношении учебы, успехов в ней и в любой другой сфере соприкосновений интересов учащихся.2. различные проблемы из–за поведенческих привычек и некой распущенности и попустительстве взрослых в отношении определенных норм детского поведения, которые он, не усвоив в семье, не соблюдает и на учебе. 3. проблемы, лежащие в сфере взаимоотношений педагога и ученика, непонимание и неприятие позиций одного и другого и прочие вопросы.Нередко можно говорить о том, что дети «испытывают на прочность» педагога, особенного молодого или нового, наблюдают за его реакцией, насколько можно «продавливать» свою манеру поведения с ним, требовать и отстаивать свои желания и капризы. Педагог с большим опытом изначально сумеет поставить себя так, что дети будут относиться к нему с уважением и соблюдением субординации. Сложнее в этом отношении учителю без опыта работы с детьми. Но, при грамотном подходе, с учетом педагогического и психологического анализа сложившейся ситуации, возможно не только предупредить конфликт, но и избежать его в самом начале, когда он только назревает. Безусловно, психологический анализ не является панацеей и не может заменить многие другие инструменты разрешения конфликтных ситуаций, однако грамотный психолого-педагогический подход может стать достаточно эффективным средством для решения многих проблем и споров.Часто, поторопившись с выводами, учитель бумерангом получает импульсивный ответ ученика, что нередко приводит к обмену «словесными перепалками» и само собой, ситуация переходит в конфликт.С помощью психологического анализа педагог может одномоментно снять конфликт путём резкого переключения внимания учеников с одной ситуации на другую, либо же с проступка и оценки данного поведения на положительные свойства личность провинившегося и проявления их в деятельности и отношениях.Анализ помогает педагогу избежать исключительной субъективной оценки конфликта, что часто возникает по гендерным признакам, либо по причине определенного стереотипа, закрепившегося за конкретным учеником – нарушителем. При проведении психолого-педагогического анализа ситуации педагогу необходимо обращать внимание на следующие моменты:1. необходимость обсуждения и разбирательства с той ситуацией или конфликтом, в который были вовлечены его участники;2. нахождение, выявление и обоснование мотивационных компонентов, которые стали первопричиной возникшей негативной ситуации, спора, проблемы и т.п.;3. подробный аналитический разбор и сопоставление видения данного происшествия со стороны педагога и рассмотрение видения ситуации со стороны ученика;4. окончание и нейтрализация проблемной ситуации с помощью снятия всех причин и следствий.Большую роль в создании благоприятного психологического климата в образовательном процессе имеет стиль общения педагога с детьми. Педагогические стили общения делятся на несколько общепринятых видов: авторитарный, демократический и либеральный.Только при демократичном педагогическом стиле общения, который в настоящее время особенно приветствуется, ученики становятся свободно действующими, мотивированными, с широко развитым воображением и творческими данными. Этот стиль педагогического общения помогает детям ощутить себя самостоятельными и сильными, способными на отличную и качественную учебу и на большие достижения.Однако, в педагогической практике нечасто можно встретить исключительно один стиль педагогического общения педагога с учениками. Между тремя основными можно выделить и промежуточные. По классификации Л.Б. Ительсона, различают:1. тип, при котором у педагога и ученика проявляется высокая эмоциональность, любовь и чуткое отношение друг к другу;2. действенно – деловой, активный;3. стиль, при котором педагог очень аккуратно старается лишь дать определенное направление в решении вопроса, не давя на ученика, подходя к нему с большой осторожностью и вниманием; 4. требовательный, с большой требовательностью к ученикам, беспрекословное решение только тех задач, которые были поставлены педагогом; 5. побуждающий, основан на побуждении, развитии из недр психики ребенка необходимых мотивационных функций, к которому побуждает педагог; 6. принудительный, принцип давления на подопечных. Промежуточные стили общения могут варьироваться в зависимости от личности педагога. Так, например, согласно классификации В.А. Калика, стили общения разделяются на:1. Общение, в основе которого лежит совместная творческая деятельность; 2. содружество и в нем общение в кругу друзей;3. общение с учетом дистанции;4. общение, сопряженное с определенным шантажом и страхами;5. общение-заискивание, где основным принципом является заигрывание учителя с учениками.Музыкальная педагогика в этом смысле не только не является исключением, а даже нередко становится предметом насмешек и шутливых высказываний. Во многом это связано с тем, что классическая музыкальная школа всегда отличалась своей авторитарностью и безаппеляционностью в воспитательных методах, которые подкреплялись высокими передовыми достижениями по сравнению со многими ведущими странами мира.Современные дети, в большинстве своем отличаются слабым желанием и позывами к обучению. Во многом это связано с широким распространением и доступностью информации посредством интернет ресурсов и высокого развития информационных технологий.Сейчас нет особой нужды открывать книгу, стараться найти в ней информацию, когда простым нажатием клавиш мы копируем, сохраняем, собираем самую разную информацию. В музыкальной профессии дело обстоит несколько иначе, хотя и здесь многое отдано электронному разуму, даже сами инструменты в своем первозданном виде уже активно заменяются цифровыми и электронными их вариантами. Но для музыканта весьма важным является процесс овладения навыками исполнительства на различных музыкальных инструментах. Его невозможно ничем заменить. Если с самых ранних лет ребенок не овладевает определёнными навыками, то впоследствии он вряд ли станет профессионалом высокого класса. Фортепианная педагогика накопила в настоящее время бесценный и многогранный опыт работы с юными музыкантами благодаря тому, что ведущие и знаменитые педагоги – исполнители оставили нам свои мысли в научных трудах, аудио и видеозаписях. Этим опытом вполне можно воспользоваться в работе с современными юными музыкантами.Одной из существенных проблем в преподавании игре на фортепиано, да и вообще любой специальности, в настоящее время является недостаточная усидчивость и интерес к постоянным и регулярным занятиям. Весьма часто можно услышать от педагога жалобы на то, что «в прошлый раз мы с тобой уже все выучили, а ты вновь приходишь на урок, словно в первый раз». Расстроенные чувства педагога вполне можно понять, ведь без закрепления при домашней работе материала, который был «сделан» на уроке результат может быть лишь таким, как когда – то описывал выдающийся педагог – исполнитель Нейгауз. Однажды, пытаясь донести до одной из своих не особо старательных подопечных тонкости фортепианного исполнительства, Генрих Густавович применил такое сравнение: «Представьте себе, что вы хотите вскипятить кастрюлю воды. Следует поставить кастрюлю на огонь и не снимать до тех пор, пока вода не закипит. Вы же доводите температуру до 40 или 50 градусов, как вдруг тушите огонь, переключаетесь на какое – то другое дело, опять вспоминаете о кастрюле – вода тем временем уже остыла, - вы начинаете все сначала, и так по нескольку раз, пока, наконец, вам это не надоест и вы не потратите сразу нужное время для того, чтобы вода вскипела».Это сравнение прекрасно демонстрирует и иллюстрирует и современную ситуацию в отношении усидчивости и трудолюбия современных детей. Многие педагоги, видя тщетность своих усилий, нацеленных на достижение наилучшего результата, начинают раздражаться на ребёнка, оскорблять, доходить до грубости, что, конечно же, недопустимо для педагога – учителя – наставника.Заинтересовать ребёнка на начальном этапе обучения не так уж и сложно. По своей психологической направленности ребенок начальной школы ещё весьма впечатлителен, даже от мелочей, а также игровая деятельность, которая была ведущей у ребенка – дошкольника, все ещё сохраняет свою актуальность. Таким образом, педагог и ученик вместе могут находить в музыкальных пьесках отражения внешнего мира, звучаний природы: звуки птичек, шмелей, курицы, ручейка, фонтана, грозы, рокота моря, свиста ветра, звона колоколов, паровоза, завода, битвы, нашествия и множества других звучаний живых существ, предметов и явлений, реальных и фантастических (например, танца эльфов, гномов (у Мусоргского), походки слона, куклы (у Дебюсси), движений разных животных (в сюите Сен-санса).«Цельность и единство психики человека позволяет воспринимать и соединять различные ощущения в образы» (С. И. Савшинский). Самые разные образы и эмоции, рассмотренные учеником совместно со своим наставником, сделают процесс обучения для ребенка очень увлекательным, жизнеутверждающим и интересным.Список используемой литературы:1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», 1998. -38с.2. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] : кн. для учителя / М. М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.3. Савшинский С.И. Пианист и его работа. М., 1961, переизд. 2002.Электронные ресурсы:Анализ педагогических ситуаций в действии. https://findout.su/5x6594.html Дата обращения 02.02.2023.Стили педагогического общения. https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/stili-pedagogicheskogo-obschenija-i-ih-harakterist/ Дата обращения 02.02.2023.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X